МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ____________________ ___________________ Кораблева И.Ю. ____________________ Дорошко Н.В. Протокол №1 Приказ №167 -о/д Гирина М.Н. от «30» августа2023 г. от «1» сентября2023 г. Протокол №1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ст. Спокойная 2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основании: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» предназначена для учащихся 1-4 классов 1 вариант разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г); -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022 Описание места учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане « Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный предмет «Мир природы и человека» изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 66 часа в год. Во 2, 3 и 4 классах предмет «Мир природы и человека» изучается в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год соответственно. Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека. 2 При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ― полисенсорности восприятия объектов; ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета 3 Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Содержание учебного предмета: Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. 4 Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе: Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года :Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года: Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. 5 Живая природа Растения: Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы: Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Место Животные: Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек: Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: 6 гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Человек – член общества:член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег Безопасное поведение: Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления 7 ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб Описание ценностных ориентиров учебного предмета. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент для образования. Ценностные ориентиры начального образования составляют: -природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; - культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; -человечество как многообразие народов, культур, религий; - патриотизм выражающейся в любви к России, народу, малой родине; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций; - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.; - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные учебные действия: . целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей: -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 8 -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель- класс). -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком. -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). -пользоваться учебной мебелью. - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место. - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать вида- родовые отношения предметов; -устанавливать вида- родовые отношения предметов: - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 9 Содержание предмета «Мир природы и человека» по учебным периодам Тематического распределения количества часов по предмету 1 класс I четверть Вводное занятие. 1ч Времена года. Осень. Наступила осень золотая! Признаки осени. 1ч Экскурсия в природу 1ч Занятия и одежда детей осенью. 1ч Неживая природа. Земля и солнце. 1ч День и ночь. Сутки. 1ч Занятия людей в течение суток. 1ч Значение солнца. 1ч Солнце и жизнь растений. 1ч Живая природа. Растения. 1ч Строение и сходство растений. 1ч Различие растений. 1ч Разнообразие цветов. 1ч Семена. 1ч Плоды растений. 1ч Овощи и фрукты. 1ч II четверть 16ч Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы. 1ч Строение тела человека. 1ч Гигиенические навыки. 1ч Лицо человека. 1ч Здоровый образ жизни. 1ч Человек – член общества. 1ч Виды магазинов. 1ч Времена года. Зимушка – зима! Признаки зимы. 1ч Экскурсия в природу. 1ч Одежда и занятия детей зимой. 1ч Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. 1ч Детеныши животных. 1ч Домашние животные. Дикие животные. 1ч Приспособление животных к различным условиям жизни и временам года. 1ч 10 Животные (обобщающий урок). 1ч Растения. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе и к различным условиям жизни. 1ч III четверть 22ч Растения (обобщающий урок). 1ч Человек. Зоопарк, музеи, почта. Назначение учреждений. 1ч Больница, поликлиника, аптека. Назначение учреждений. 1ч Профессии людей, работающих в учреждении. 1ч Правила поведения в магазине. 1ч Транспорт, виды транспортов и их назначение. 1ч Городской пассажирский транспорт, междугородний. 1ч Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. 1ч Наша Родина-Россия. Мой край, населенный пункт. 1ч Президент России. Наша столица, флаг, герб, гимн. 1ч Россия – многонациональная страна. 1ч Праздники нашей страны, достижения в науке и искусствах. Деньги нашей страны. 1ч Великие люди края. 1ч Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. 1ч Профилактика простуд. 1ч Действие при получении травм. 1ч Весна. Наступила весна. Признаки весны. 1ч Экскурсия в природу. 1ч Одежда и занятия детей весной. 1ч Безопасное поведение Безопасное поведение в природе. 1ч Правила поведения при контакте с домашними животными 1чч Правила поведения при контакте с дикими животными, в зоопарке, в природе. 1ч IV четверть 12 Правила поведения в лесу, на воде, в грозу 1ч Правила поведения в лесу. 1ч Правила поведения на воде. 1ч Правила поведения в грозу. 1ч Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. 1ч Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. 1ч Изучение ПДД. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. 1ч Правила безопасного использования учебных принадлежностей. 1ч Правила обращения с горячей водой, электричеством, газом. 1чч Телефоны первой помощи. 1чч 11 Лето. Летняя пора. Признаки лета. 1ч Одежда и занятия детей летом. 1ч 12 Тематического распределения количества часов по предмету 2 класс I четверть 8ч Влияния солнца на смену времён года. 1ч Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1ч Времена года 3ч « Наступила золотая осень!» 1ч Растения и животные осенью. 1ч Занятия людей осенью. 1ч Неживая природа 2ч Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. 1ч Вода в природе. Значение воды. 1ч Живая природа 4ч Растения. Части растений. Жизнь растений. 1ч II четверть 8ч Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. 1ч Растения светолюбивые и тенелюбивые. 1ч Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Времена года 3ч Зима. Названия зимних месяцев. 1ч Растения зимой и животные зимой. 1ч Занятия людей зимой. 1ч Живая природа 3ч Овощи. Овощи в питании человека. 1ч Сад. Фрукты в питании человека.1 ч III четверть 11ч Уход за растениями сада и огорода. 1ч Животные.3ч Домашние животные и дикие звери. 1ч Кошка и рысь. Породы кошек.1ч Собака и волк. Породы собак. 1ч Человек. 4ч Строение и гигиена тела человека. 1ч Органы пищеварения. 1ч Питание человека. Правила питания. 1ч Человек – член общества. 1ч Живая природа 3ч Весна. Названия весенних месяцев. 1ч 1ч 13 Растения весной и животные весной. 1ч Занятия людей весной. 1ч IV четверть 7ч Человек. 4ч Магазины и их назначение. 1ч Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждений. Виды транспорта. Правила поведения. 1ч Наша родина – Россия. 1ч Времена года 3ч Лето. Названия летних месяцев. 1ч Растения летом и животные летом. 1ч Занятия людей летом. 1ч 1ч Тематического распределения количества часов по предмету 3 класс Мир природы и человека I четверть 8ч Сезонные изменения в природе. 3 Времена года. Осень. 1 Растения осенью. Животные осенью. 1 Занятия людей осенью. 1 Неживая природа 4 Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. 1 Календарь. 1 Воздух. Значение воздуха. Термометр. Ветер. Направления ветра. 1 1 Растения 2 Сравнение растений. Части растений. II четверть 1 8ч Растения сада. Плоды и семена. 1 14 Сезонные изменения в природе 4 Зима. 1 Растения зимой. 1 Животные зимой. 1 Занятия людей зимой. 1 Растения. 1 Лесные ягоды. Грибы. Травы. Животные. 1 2 Дикие животные. Домашние животные. 1 Птицы. Перелётные и зимующие. Хищные птицы. Певчие птицы III четверть 1 11 ч Сезонные изменения в природе 3 Весна. Растения весной. Животные весной. 1 1 Занятия людей весной. 1 Человек 8 Человек. Строение тела человека. 1 Гигиена человека. 1 Кровь. Сердце. Пульс. 1 Здоровый образ жизни. 1 Человек — член общества. 1 Магазины, зоопарк, почта, больница. 1 Транспорт 1 Наша Родина - Россия 1 IV четверть 7ч Безопасное поведение 4 Предупреждение заболеваний и травм. 1 Безопасное поведение в природе. 1 15 Правила поведения с незнакомыми людьми. 1 Правила безопасного использования учебных принадлежностей. 1 Сезонные изменения в природе 3 Лето. Растения летом 1 Животные летом. 1 Занятия людей летом. 1 Тематического распределения количества часов по предмету 4 класс I четверть 8ч Сезонные изменения в природе Времена года. Осень 4ч Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе. 1ч Растения и животные осенью. 1ч Сад, огород, поле, лес осенью. 1ч Труд людей осенью 1ч Неживая природа 4ч Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. 1ч Свойства почвы. 1ч Способы обработки почвы: рыхление, полив. 1ч Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. 1ч II четверть 8ч Живая природа. Растения. 6ч Растения сада, огорода, леса, их сравнение. 1ч Лекарственные растения: календула, зверобой. 1ч Редкие растения и их охрана. 1ч Парк ( сквер) Создание человеком парков. 1ч 16 Растения поля, Уход за полевыми растениями, и их значение человека.1 ч в жизни Строение полевых растений: корень, стебель- соломина, лист, колос, метелка. 1ч Сезонные изменения в природе. 2ч Зима. Знать названия зимних месяцев признаки зимы.1ч Растения зимой, животные зимой.1ч III четверть Живая природа. Животные. 5ч Домашние животные: лошадь, корова, овца, свинья. 1ч Птицы, Разнообразие птиц. Птицы_ друзья сада; охрана птиц .Домашние птицы. Уход за ними. 1ч Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид. Сравнение с домашними.1ч Насекомые. Внешний вид. 1ч Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл .Пасека. 1ч Живая природа. Человек. 6ч Голова и мозг человека. 1ч Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. 1ч Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. 1ч Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. 1ч Охрана редких растений и исчезающих животных. 1ч Зоопарк. Заповедник. Лесничество. 1ч IV четверть 7ч Сезонные изменения в природе. 3ч 17 Признаки весны. Растения и животные весной. 1ч Труд людей весной. 1ч Лето. Назвать признаки лета. Труд людей летом Безопасное поведение. 1ч 4ч Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.1ч Правила поведения на улице .Изучение ПДД. 1ч Правила обращения с электричеством, газом. 1ч Телефоны первой помощи. 1ч Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 1. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Учебник для 24 классах в двух частях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва 2018г. 2.М.А. Хаткина. Веселые уроки кота Этикета. 3. Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи/ Изд. -2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. 4.http:/pedsovet.su . 5. WWW.proshkolu.r 18 19