рабочая программа 1-4 кл мир природы и человека УО 23г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №11

____________________

___________________

Кораблева И.Ю. ____________________
Дорошко Н.В.
Протокол №1
Приказ
№167
-о/д
Гирина М.Н.
от «30» августа2023 г.
от «1» сентября2023 г.
Протокол №1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

ст. Спокойная 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на
основании: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
предназначена для учащихся 1-4 классов 1 вариант разработана на основе следующих
документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство
образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г);
-Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022
Описание места учебного предмета «Мир природы и человека»
в учебном плане
« Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно
учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный предмет
«Мир природы и человека» изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 66 часа
в год.
Во 2, 3 и 4 классах предмет «Мир природы и человека» изучается в
объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год соответственно.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

2

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на
обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение: ― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно
познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при
изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий
для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми
объектами и явлениями.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
3

Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и
называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных
объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных
объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об
элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание
требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление
повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание
отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены
органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных
знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на
вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных
природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных
умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.
Содержание учебного предмета: Сезонные изменения. Временные изменения. День,
вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам
наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования,
рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето.
4

Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни
растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок
месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень,
середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ―
ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла
и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе: Изменения, происходящие в природе в
разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных
изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на
основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит)
облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом,
теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в
неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года :Жизнь растений и животных (звери,
птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние
растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года: Одежда людей в
разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых
занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе,
значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг
которой в космосе двигается Земля.
5

Живая природа
Растения: Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для
жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее
строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие.
Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из
семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы: Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название.
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Место

Животные: Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в
жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный
двор, птичник, ферма. Животные дикие.
Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь
птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования
(сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана
природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями,
посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям,
правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за
домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек: Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки
(конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза,
нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье,
расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в
жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны
органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с
внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни:
6

гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и
регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).
Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия
спортом .
Человек – член общества:член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи
ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь.
Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница.
Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и
грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила
поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн
России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности.
Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей
страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или
края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег
Безопасное поведение: Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика
простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа)
– прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с
больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение
назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание,
отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие
действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с
домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в
природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
7

ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание
состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения
на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного
использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и
опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране,
в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по
телефону экстренных служб

Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной
задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент для
образования.
Ценностные ориентиры начального образования составляют:
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм;
-человечество как многообразие народов, культур, религий;
- патриотизм выражающейся в любви к России, народу, малой родине;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к
природе, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные учебные действия:
.
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей:
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
8

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик
–класс, учитель- класс).
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком.
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
-пользоваться учебной мебелью.
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.).
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать вида- родовые отношения предметов;
-устанавливать вида- родовые отношения предметов:
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном
материале;

9

Содержание предмета «Мир природы и человека» по учебным периодам
Тематического распределения количества часов по предмету 1 класс
I четверть
Вводное занятие. 1ч
Времена года. Осень.
Наступила осень золотая! Признаки осени.
1ч
Экскурсия в природу 1ч
Занятия и одежда детей осенью. 1ч
Неживая природа.
Земля и солнце. 1ч
День и ночь. Сутки.
1ч
Занятия людей в течение суток.
1ч
Значение солнца. 1ч
Солнце и жизнь растений. 1ч
Живая природа.
Растения. 1ч
Строение и сходство растений.
1ч
Различие растений.
1ч
Разнообразие цветов. 1ч
Семена.
1ч
Плоды растений. 1ч
Овощи и фрукты. 1ч
II четверть
16ч
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы. 1ч
Строение тела человека.
1ч
Гигиенические навыки. 1ч
Лицо человека. 1ч
Здоровый образ жизни. 1ч
Человек – член общества.
1ч
Виды магазинов. 1ч
Времена года.
Зимушка – зима! Признаки зимы. 1ч
Экскурсия в природу. 1ч
Одежда и занятия детей зимой.
1ч
Животные.
Строение и сходство животных. Различие животных. 1ч
Детеныши животных.
1ч
Домашние животные. Дикие животные. 1ч
Приспособление животных к различным условиям жизни и временам года. 1ч
10

Животные (обобщающий урок). 1ч
Растения.
Приспособления растений к сезонным изменениям в природе и к различным условиям
жизни.
1ч
III четверть
22ч
Растения (обобщающий урок).
1ч
Человек.
Зоопарк, музеи, почта. Назначение учреждений.
1ч
Больница, поликлиника, аптека. Назначение учреждений. 1ч
Профессии людей, работающих в учреждении.
1ч
Правила поведения в магазине.
1ч
Транспорт, виды транспортов и их назначение. 1ч
Городской пассажирский транспорт, междугородний.
1ч
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
1ч
Наша Родина-Россия. Мой край, населенный пункт.
1ч
Президент России. Наша столица, флаг, герб, гимн.
1ч
Россия – многонациональная страна.
1ч
Праздники нашей страны, достижения в науке и искусствах. Деньги нашей страны.
1ч
Великие люди края.
1ч
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм. 1ч
Профилактика простуд.
1ч
Действие при получении травм.
1ч
Весна.
Наступила весна. Признаки весны. 1ч
Экскурсия в природу. 1ч
Одежда и занятия детей весной. 1ч
Безопасное поведение
Безопасное поведение в природе. 1ч
Правила поведения при контакте с домашними животными
1чч
Правила поведения при контакте с дикими животными, в зоопарке, в природе.
1ч
IV четверть
12
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу
1ч
Правила поведения в лесу. 1ч
Правила поведения на воде. 1ч
Правила поведения в грозу. 1ч
Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. 1ч
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
1ч
Изучение ПДД. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
1ч
Правила безопасного использования учебных принадлежностей. 1ч
Правила обращения с горячей водой, электричеством, газом.
1чч
Телефоны первой помощи. 1чч
11

Лето.
Летняя пора. Признаки лета. 1ч
Одежда и занятия детей летом.

1ч

12

Тематического распределения количества часов по предмету 2 класс

I четверть
8ч
Влияния солнца на смену времён года. 1ч
Сутки: утро, день, вечер, ночь.
1ч
Времена года
3ч
« Наступила золотая осень!» 1ч
Растения и животные осенью.
1ч
Занятия людей осенью. 1ч
Неживая природа
2ч
Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. 1ч
Вода в природе. Значение воды. 1ч
Живая природа 4ч
Растения. Части растений. Жизнь растений.
1ч
II четверть 8ч
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. 1ч
Растения светолюбивые и тенелюбивые. 1ч
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Времена года
3ч
Зима. Названия зимних месяцев. 1ч
Растения зимой и животные зимой. 1ч
Занятия людей зимой. 1ч
Живая природа 3ч
Овощи. Овощи в питании человека.
1ч
Сад. Фрукты в питании человека.1 ч
III четверть 11ч
Уход за растениями сада и огорода.
1ч
Животные.3ч
Домашние животные и дикие звери.
1ч
Кошка и рысь. Породы кошек.1ч
Собака и волк. Породы собак.
1ч
Человек. 4ч
Строение и гигиена тела человека. 1ч
Органы пищеварения. 1ч
Питание человека. Правила питания.
1ч
Человек – член общества.
1ч
Живая природа 3ч
Весна. Названия весенних месяцев. 1ч

1ч

13

Растения весной и животные весной.
1ч
Занятия людей весной. 1ч
IV четверть 7ч
Человек. 4ч
Магазины и их назначение. 1ч
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждений.
Виды транспорта. Правила поведения. 1ч
Наша родина – Россия. 1ч
Времена года 3ч
Лето. Названия летних месяцев. 1ч
Растения летом и животные летом. 1ч
Занятия людей летом. 1ч

1ч

Тематического распределения количества часов по предмету 3 класс

Мир природы и человека
I четверть 8ч
Сезонные изменения в природе. 3
Времена года. Осень. 1
Растения осенью. Животные осенью.

1

Занятия людей осенью. 1
Неживая природа

4

Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца.

1

Календарь. 1
Воздух. Значение воздуха. Термометр.
Ветер. Направления ветра.

1

1

Растения 2
Сравнение растений. Части растений.
II четверть

1

8ч

Растения сада. Плоды и семена.

1
14

Сезонные изменения в природе 4
Зима. 1
Растения зимой. 1
Животные зимой.

1

Занятия людей зимой. 1
Растения. 1
Лесные ягоды. Грибы. Травы.
Животные.

1

2

Дикие животные. Домашние животные. 1
Птицы. Перелётные и зимующие. Хищные птицы. Певчие птицы
III четверть

1

11 ч

Сезонные изменения в природе 3
Весна. Растения весной.
Животные весной.

1

1

Занятия людей весной. 1
Человек

8

Человек. Строение тела человека. 1
Гигиена человека.

1

Кровь. Сердце. Пульс. 1
Здоровый образ жизни. 1
Человек — член общества.

1

Магазины, зоопарк, почта, больница.

1

Транспорт 1
Наша Родина - Россия 1
IV четверть

7ч

Безопасное поведение 4
Предупреждение заболеваний и травм.

1

Безопасное поведение в природе. 1
15

Правила поведения с незнакомыми людьми.

1

Правила безопасного использования учебных принадлежностей. 1
Сезонные изменения в природе 3
Лето. Растения летом 1
Животные летом. 1
Занятия людей летом. 1
Тематического распределения количества часов по предмету 4 класс
I четверть

8ч

Сезонные изменения в природе Времена года. Осень

4ч

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе.
1ч
Растения и животные осенью.

1ч

Сад, огород, поле, лес осенью.

1ч

Труд людей осенью

1ч

Неживая природа

4ч

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

1ч

Свойства почвы. 1ч
Способы обработки почвы: рыхление, полив. 1ч
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

1ч

II четверть 8ч
Живая природа. Растения. 6ч
Растения сада, огорода, леса, их сравнение.

1ч

Лекарственные растения: календула, зверобой. 1ч
Редкие растения и их охрана. 1ч
Парк ( сквер) Создание человеком парков.

1ч
16

Растения поля, Уход за полевыми растениями, и их значение
человека.1 ч

в жизни

Строение полевых растений: корень, стебель- соломина, лист, колос, метелка.
1ч
Сезонные изменения в природе.

2ч

Зима. Знать названия зимних месяцев признаки зимы.1ч
Растения зимой, животные зимой.1ч
III четверть
Живая природа. Животные.

5ч

Домашние животные: лошадь, корова, овца, свинья. 1ч
Птицы, Разнообразие птиц. Птицы_ друзья сада; охрана птиц .Домашние
птицы. Уход за ними. 1ч
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид. Сравнение с домашними.1ч
Насекомые. Внешний вид.

1ч

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл .Пасека.
1ч
Живая природа. Человек. 6ч
Голова и мозг человека.

1ч

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и
отдыха.
1ч
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.

1ч

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. 1ч
Охрана редких растений и исчезающих животных.

1ч

Зоопарк. Заповедник. Лесничество. 1ч
IV четверть

7ч

Сезонные изменения в природе. 3ч
17

Признаки весны. Растения и животные весной. 1ч
Труд людей весной.

1ч

Лето. Назвать признаки лета. Труд людей летом
Безопасное поведение.

1ч

4ч

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.1ч
Правила поведения на улице .Изучение ПДД. 1ч
Правила обращения с электричеством, газом. 1ч
Телефоны первой помощи.

1ч

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
1. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Учебник для 24 классах в двух частях специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Москва 2018г.
2.М.А. Хаткина. Веселые уроки кота Этикета.
3. Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи/
Изд. -2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
4.http:/pedsovet.su .
5. WWW.proshkolu.r

18

19



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.