МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Отрадненский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 РАССМОТРЕНО Руководитель МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №11 Борисенко О.П. ________________________ ________________________ Протокол №1 от «31» Гирина М.Н. Дорошко Н.В. августа 2023 г. Протокол №1 от «31» Приказ №167-о/д от «1» августа 2023 г. сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 10-11 классов станица Спокойная 2023 Пояснительная записка Рабочая программа среднего общего образования по кубановедению (далее – Рабочая программа) является составной частью образовательной программы МБОУ СОШ №11 и реализует основную ее цель. Настоящая рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 10- 11 классов, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе: • требований ФГОС СОО (Приказ МОН РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС СОО); • Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» • Инструктивного письма Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов курсов и календарно-тематического планирования» № 47-10886/13-14 от 17.07.2015г. и дополнений к нему от 20.08.2015г. 47-12 606/15-14 • Письма министерства образования и науки Краснодарского края от 07.07.2016 г. № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ курсов и календарно-тематического планирования в 2017–2018 учебном году». • Методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2017– 2018 учебном году, приложения к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 1313834/16-1 о введении тематического раздела «Духовные истоки Кубани» (4 часа) в учебный предмет «Кубановедение». • Программы для общеобразовательных учреждений: Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Латкин В.В., Терская И.А., Хамцова О.А. и др. Краснодар: Перспективы образования, 2013. • Положения о рабочей программе МБОУ гимназии № 3 г. Краснодара. Рабочая программа для 10 - 11 классов ориентирована на использование УМК: 1. Кубановедение: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений/В.Н. Ратушняк, О.В. Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. - Краснодар: Перспективы образования, 2013. 2. Кубановедение: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Зайцев, Е. В. Морозова и др. Краснодар: Перспективы образования, 2014. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1.Гражданское воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России и к своей малой Родине - Кубани; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; -- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 4.Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание): - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, освоение художественного наследия народов России и мира. 5.Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания): - представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 8.Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования. 2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов. 3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности. 4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации. 5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности. 6. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфере, и принимать необходимые решения. 7. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения. 9. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным вопросам истории страны и региона XX - начала XXI в. 10. Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в виде доклада, презентации, эссе, реферата. 11. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности. 8. Предметные результаты: Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона. 2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных 1. источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани. 3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона. 4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановеде- ния, в своей практической деятельности; использовать навыки проектноисследовательской работы при решении социально значимых проблем региона. 5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины. 6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани. 7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона. 8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства. 9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов. В результате изучения кубановедения в 10-11 классах выпускник научится знать /понимать: - основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX - начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире; - особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать природно-ресурсный потенциал региона; - административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона; - современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой российской революции; - особенности развития экономики Краснодарского края, её современное состояние и векторы развития, называть и характеризовать ведущие отрасли хозяйства; - особенности социальных отношений в кубанском обществе; - политико-правовой статус Краснодарского края; - особенности развития культурного пространства региона; - имена учёных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона; место и роль Краснодарского края в современной России; В результате изучения кубановедения в 10-11 классе выпускник получит возможность научиться: - соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века; - использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках; - объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения; - группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать причинно- следственные связи; - оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани, формулировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона; - использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций; -использоватьзнания по кубановедениюпри написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, выполнении творческих работ по краеведческой тематике, составлении отчётов об экскурсиях по краю; - составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов, школьных и краеведческих музеев, а также рассказам старожилов; - приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений литературы и искусства известных кубанских авторов; - использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории; - применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами; - ведения диалога в поликультурной среде; - понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии; - осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани - одного из регионов Российской Федерации; - адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и перспектив развития региона; - освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния фальсификациям и намеренным искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в России и мире; - понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий; - осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия; - активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края; - осознания необходимости охраны природных богатств региона. - 2.Содержание учебного предмета 10 класс (17 часов) Введение (1 час) Кубань в ХХ-ХХ1 вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 - КОНЦЕ 1930-х годов (4 ч) Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране. События Великой российской революции на Кубани. «Троевластие». Деятельность Временного облисполкома (К. Л. Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета. Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А. П. Филимонов). Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и линейцы). Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов (Я. В. Полуян). «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и рабочих. Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л. Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии. Установление советской власти в Армавире, Екатеринодаре и других населённых пунктах Кубани. И. Л. Сорокин. Ледяной поход Добровольческой армии. Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова. Второй Кубанский поход. А. И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор. «Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И. И. Матвеев. Е. И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В. Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа. Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н. С. Рябовола. Роспуск Законодательной рады и казнь А. И. Кулабухова. Избрание атаманом Н. М. Успенского. Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии. Десант генерала С. Г. Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье. Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования. Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей. Воздействие революционных событий на культурную жизнь. Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 1918-1920 годах. Массовый приток в регион интеллигенции из Петрограда и Москвы. Создание высшей школы. Б. Л. Розинг. Деятельность Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В. И. Вернадский на Кубани. Газетный «бум». «Вольная Кубань» - орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С. Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Театрально-концертная жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры. Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела. Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод крупных заводов и фабрик на хозрасчёт. Развитие торговли. Революция на селе. Курс «на развёрнутое наступление социализма по всему фронту». Коллективизация. Сопротивление коллективизации со стороны духовенства и кулаков. Статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из колхозов части казаков и крестьян. Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л. М. Кагановичем и её деятельность на Северном Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Итоги сплошной коллективизации. Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от сельского хозяйства. Основные отрасли промышленности. Политические репрессии. Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. день образования Краснодарского края. Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные годы. Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир». Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев. Развитие массового спорта. Новые формы досуга. «Золотое десятилетие» краеведения на Кубани Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие здравоохранения (Н. Ф. Мельников-Разведенков). Победа над малярией (И. Г. Савченко). Медицинские отряды С. В. Оча- повского. Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях советских писателей («Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Жизнь и творчество Н. А. Островского в Сочи. Развитие адыгейской литературы. Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В. Э. Мейерхольд - организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание первого адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора. Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников. Краснодарский художественный музей им. Луначарского - преемник Екатеринодарской картинной галереи. Ф. А. Коваленко, Р. К. Войцик. Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения Союза советских художников (1938). Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов «функциональной архитектуры» в градостроительстве. Генеральная реконструкция Сочи. Скульптура как элемент оформления пространства. Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф. А. Щербины в Праге. РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х НАЧАЛЕ 1950-х годов (3 ч) Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной. Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара. Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье. Наступательные операции войск Закавказского, Южного и СевероКавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля (Ц. Л. Куликов). Бои на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Воздушные сражения (А. И. Покрышкин, Е. А. Жигуленко и др.). Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины. Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин - Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; трудности развития личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей); отток населения в города; нехватка жилья. Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек». Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги. Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад. Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты. Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни. Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт. Кубанская пресса в военные и послевоенные годы. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М. Симонова, публицистика Л. М. Леонова. В. П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев. «Честь смолоду» и др. Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы. Г. М. Плотниченко - хормейстер и композитор. Кинофикация городов и сельских территорий. Съёмки фильма «Кубанские казаки» в Курганинском районе Краснодарского края. Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска. Восстановление спортивных сооружений. I летняя спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета. Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа преодоления трудностей. РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (3 ч) Тема 8. Политика, экономика, общество Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев. Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская, Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное дело. Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н. К. Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их последствия. Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства. Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А. И. Майстренко). Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов роста производства. Руководители Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский). Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в. Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет. Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий. Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском районе. Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани и др. Кубанские учёные-селекционеры - М. И. Хаджинов, П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт. Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полётов. Н. Г. Чернышёв, Д. И. Козлов. Космонавты-кубанцы (В. В. Гор- батко, В. И. Севастьянов и др.). Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В. И. Лихо- носова, В. Б. Бакалдина, С. Н. Хохлова и др. Развитие адыгейской литературы. Т. М. Керашев, И. Ш. Машбаш. Театральная и музыкальная жизнь. М. А. Куликовский - лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В. Г. Захарченко во главе Кубанского казачьего хора. Композитор Г. Ф. Пономаренко на Кубани. Анна Не- требко воспитанница хора «Кубанская пионерия». Создание телецентров. Строительство современных кинотеатров. Творчество кубанских художников А. Е. Глуховцева, Н. П. Евсы, П. С. Калягина, Ф. М. Петуваша и др. Скульптурные работы И. П. Шмагуна, В. А. Жданова. Новые выставочные центры на Кубани: картинные галереи в ст. Октябрьской (Красноармейский р-н), ст. Казанской (Кавказский р-н), ст. Привольной (Каневской р-н) и др. Развитие спорта. Кубанские спортсмены - олимпийские чемпионы и чемпионы мира: Л. И. Брагина, В.М. Невзоров, В. Д. Гассий, В. Н. Мачуга и др. Пропаганда здорового образа жизни. От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых проектов». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны. Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок». Тема 10. «Перестройка» на Кубани Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко. Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Возрождение казачества, Учредительный Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада (В. П. Громов). Законы «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества». Становление кубанского парламентаризма. Законодательное Собрание Краснодарского края (А. А. Багмут, В. А. Бекетов). РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (5 ч) Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв губернатор Краснодарского края (2001-2015). Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения. Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как средство межкультурного диалога. Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно- территориальное устройство. Население Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств. Тема 14. Хозяйство Краснодарского края Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливноэнергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав. Рыбоводство; проблемы отрасли. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках. Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Адлер (Сочи), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Тамань, Сочи, Геленджик, Анапа. Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «Голубой поток». Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горноклиматические курорты. Краснодарский край - южные ворота России. Олимпийские игры 2014 г. в Сочи и строительство моста через Керченский пролив как факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона. Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX начале XXI в. Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска. Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников. Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы. Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др. Литературная жизнь. Роман В. И. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб казачества в романе А. Д. Знаменского «Красные дни». Поэзия И. Ф. Вараввы. Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера». Л. Г. Гатов. Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани. Кубанские скульпторы А. А. Аполлонов, А. П. Корнаев и др. Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и населённых пунктов. Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи. Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014 г. в Сочи мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае. Эпоха перестройки и 1990-е годы - время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения. Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество. Заключение (1 ч) Итоговое повторение и проектная деятельность. Портрет современной Кубани. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Радушие-и гостеприимство - черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева. Возвращение казачьих регалий на Кубань - символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых программ («Кубань-Качество» и др.). Раздел V ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (2 часа) Тема 16. Православные ценности в современном мире. Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Тема 17. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномученико в Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские» Особенности современной образовательной деятельности РПЦ. Основы социальной концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время. 11 класс ( 17 часов) Введение (1ч) Кубань - неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край и другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты формирования региональной идентичности. РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (2 ч) Тема 1. Проектная деятельность. Виды учебных проектов. Представление результатов проектной деятельности Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности подготовки проектов по курсу кубановедения. Формулировка целей проекта, способствующих инновационному развитию Краснодарского края. Виды учебных проектов (информационные, исследовательские, социальные). Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая записка, портфолио, презентация. Структура и правила оформления доклада о результатах проектной деятельности. Особенности создания аналитической записки. Принципы составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам проектной деятельности. Способы оценки результатов проектной деятельности. Продвижение результатов проектной деятельности в информационной среде Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (3ч) Тема 2. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль природных факторов в социально-экономическом развитии региона. Региональные экологические проблемы. Законодательные и административно-контрольные механизмы регионального природопользования и охраны окружающей среды. «Зелёная» экономика как фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона. Диверсифицированный характер экономики края и основные отрасли хозяйства. Региональные макроэкономические показатели. Развитие предпринимательства на Кубани. Малый бизнес. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Уровень жизни населения региона. Доходы и потребление кубанцев на фоне общероссийских тенденций. Тема 3. Налоги, бюджет и финансовые институты. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономических отношений Налоги и их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок формирования бюджета края и местных бюджетов. Основные источники доходов и направления расходования средств краевого и местных бюджетов. Производство общественных благ. Основные финансовые институты, банковская система региона. Формирование финансовой грамотности молодёжи. Межрегиональные и международные отношения региона. Экономические связи с российскими регионами. Международные мероприятия, проходящие на территории Краснодарского края. Правовое регулирование международных внешнеэкономических связей Краснодарского края. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона. Участие региона в выставках и инвестиционных форумах. Основные внешнеэкономические партнёры края. Международное сотрудничество и реализованные проекты. Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ ( 3 ч) Тема 5. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях. Специфика межнациональных отношений на Кубани Социальная дифференциация, социальное неравенство на Кубани и в России. Общероссийский и региональный профили социальной стратификации. Региональная специфика социально-экономической дифференциации. Неравенство доходов населения в субъектах РФ. Социальная мобильность в регионе. Миграционные процессы на территории Краснодарского края. Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Этнодемографическое многообразие региона. Этнические группы, этнические меньшинства в Краснодарском крае. Национально-культурные автономии, национально-культурные объединения. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений на территории Кубани. Этносоциальные конфликты: региональная специфика. Национальная политика в регионе как в субъекте РФ. Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае. Тема 6. Семья и брак: региональный аспект. Кубанская молодёжь как социальная группа Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность населения, показатели рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов. Региональные особенности в развитии семейных отношений. Семья и брак в представлениях кубанских жителей - по результатам социологических опросов. Реализация государственной семейной политики на территории Краснодарского края: органы управления, программы и мероприятия. Социально-демографические характеристики молодёжи Краснодарского края в общероссийском контексте: численность, возрастная структура, этнический состав, уровень образования, социальная активность. Динамика ценностных ориентаций кубанской молодёжи. Региональные особенности молодёжного рынка труда. Кубанская молодёжь в сфере труда и занятости. Цифровая грамотность молодёжи в современной России: межрегиональные сравнения. Досуг в молодёжной среде. Молодёжные субкультуры как неформальный институт социализации в молодёжных сообществах. Реализация государственной молодёжной политики в Краснодарском крае. Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (3 ч) Тема 7. Государственная власть и местное самоуправление Система органов государственной власти в Краснодарском крае. Правовые основы функционирования и полномочия органов государственной власти в регионе. Законодательное Собрание Краснодарского края, правовой статус его депутатов. Глава администрации (губернатор) края. Администрация Краснодарского края. Функции и задачи органов исполнительной власти в крае, их взаимодействие и координация деятельности с федеральными органами государственной власти. Судебная власть в крае. Организация местного самоуправления в регионе: структура и особенности в общероссийском контексте. Территориальная и экономическая основы местного самоуправления в Краснодарском крае. Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса в регионе. Тема 8. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации. Структура гражданского общества Краснодарский край как субъект Российской Федерации: конституционноправовая характеристика. Территория края, порядок изменения границ. Административно-территориальное деление. Символика Краснодарского края: гимн, герб, флаг. Система региональных нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края - важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на региональном уровне. Законы Краснодарского края. Субъекты законодательной инициативы. Понятие и стадии законодательного процесса в Краснодарском крае. Подзаконные акты. Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность региональных отделений политических партий и общественных организаций в общероссийском контексте. Общественная палата Краснодарского края и её деятельность. Правозащитные и экологические организации. Молодёжные организации, движение волонтёров. Молодёжные советы при органах государственной и муниципальной власти. Молодёжь как субъект реализации молодёжной политики в Краснодарском крае. РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (3 ч) Тема 14. Духовная культура Кубани. Система образования Историко-культурное наследие Кубани. Национальные культуры региона. Специфика региональной идентичности. Кубанское казачество, его этнокультурные традиции и роль в общественной жизни. Современные тенденции в духовной жизни кубанцев. Роль и значение духовной культуры Кубани в жизни нашей страны и в мире. Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование. Культурная функция библиотек и школ. Казачьи традиции и воспитательные функции современных школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры. Привлекательность Кубани как пространства образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное сотрудничество образовательных организаций Кубани. Международные связи кубанских вузов и экспорт образовательных услуг. Оценка эффективности кубанских вузов российскими и международными рейтинговыми агентствами. Тема 15. Конфессиональное многообразие региона. Культурное достояние Краснодарского края Кубань - многонациональный и поликонфессиональный край. Современная религиозная ситуация в Краснодарском крае. Религии и храмы на Кубани. Кубань - центр православия на Юге России. Молодёжь и религия. Религиозное образование в регионе: формы и правовые рамки. Учреждения культуры. Театры и выставки. Уникальные музейные собрания. Архивы Кубани. Коллективы народного творчества. Выдающиеся деятели культуры. Изобразительное искусство и литература Кубани. Векторы развития современного искусства Кубани. Особенности региональной культурной политики. Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) Заключение (1ч)Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времён. Активная жизненная позиция кубанской молодёжи как фактор реализации региональных целевых программ и проектов. Раздел VI ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (2 часа) Тема 16. Православные ценности в современном мире. Духовно- нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая. Тема 17. Духовно-нравственные основы культуры современного казачества. Особенности духовной жизни современной Кубани. Духовные основы казачьей культуры. Православие в жизни кубанских казаков. Духовные ценности – основа консолидации общества. Религиозное просвещение на Кубани. Основы социальной концепции РПЦ. Строительство новых храмов. Направления проектной деятельности Класс 10 класс Кол во час 3 11 класс 3 Проектная деятельность 1.Портрет современной Кубани. 2.Кубкань – жемчужина, житница и здравница России. 3. Возрождение кубанского казачества. 1. «Кубань сегодня: политический ракурс». 2. «Достижения культуры современной Кубани» 3. «Кубань - культурный центр Юга России». Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 10 класс Раздел Введение Кол – во часов 1 Тема Кубань в XX начале XXI в. Кол – во часов 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий) Раскрывать значение понятий конфессия, субэтнос, иногородние (жители), толерантность, идентичность, суверенитет. Понимать особенности национального, конфессионального и культурного многообразия кубанского региона. Рассказывать о межэтническом взаимодействии и добрососедских отношениях народов Кубани в период военных испытаний и в мирное время. Ознакомиться со Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости 1,2 Кубань в 1914 – конце 1930-х годов 4 Кубань в начале XX в. Период войн и революций 2 структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. Раскрывать значение 1,2,3 понятий мобилизация, община сестёр милосердия, георгиевский кавалер. Рассказывать о патриотическом подъёме и мобилизационных мероприятиях на Кубани в годы Первой мировой войны. Раскрывать особенности жизни региона в этот период, подтверждая примерами из исторических источников. Используя материалы краеведческих музеев и другие источники информации, принимать участие в написании докладов, рефератов, заниматься подготовкой исследовательских проектов о ратных подвигах кубанцев участников Первой мировой войны. Анализировать влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения жителей Кубани.Раскрывать значение понятий многовластие, Войсковая рада, самостийники, линейцы.Называть органы власти, действовавшие на Кубани в период революционных событий. Анализировать и сравнивать политическую обстановку, сложившуюся в Кубанской области и Черноморской губернии, отмечать общее и особенное. Работать с историческими источниками, делать выводы. Готовить сообщения и презентации об известных деятелях этого периода (К. Л. Бардиж, А. Раскрывать значение понятий Ледяной поход, «дикая дивизия», «железный поток», репрессии, реквизиции. Рассказывать о важнейших событиях Гражданской войны, происходивших на территории нашего края П. Филимонов, Я. В. Полу- ян и др.). Культурная жизнь Кубани в 19141920-х годах. Кубань в 19201930-х годах. Нэп. 1 Раскрывать значение понятий госпитальная база, концертымитинги. Характеризовать особенности развития науки и культуры в условиях Первой мировой войны. Рассказывать о воздействии революционных событий на культурную жизнь Кубани. Раскрывать значение понятий этнографические концерты, плакатное искусство. Анализировать своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 1918-1920 годах. Раскрывать особенности развития литературы на Кубани в период войн и революций. Оценивать роль и значение средств массовой информации в жизни региона. Характеризовать основные направления в развитии изобразительного искусства. Принимать участие в исследовательских проектах, посвящённых театрально-концертной жизни на Кубани в условиях Первой мировой войны, представлять результаты своей работы. Раскрывать значение понятий продразвёрстка, «расказачивание», продотряды, новая экономическая политика, продналог, сельская кооперация, хозрасчёт, всеобуч. Характеризовать особенности взаимоотношений между большевиками и казачеством. Объяснять суть политики «расказачивания». Раскрывать значение понятий коллективизация, раскулачивание, «чёрная доска», саботажники, индустриализация. Рассказывать об особенностях коллективизации на Кубани. Раскрывать значение Культура Кубани в 1920-1930-х годах. 1 понятий репрессии, колхоз-миллионер, аграрно-индустриальный регион. Оценивать масштабы политических репрессий на Кубани. Комментировать и давать собственную оценку последствиям репрессивных мер в отношении населения кубанского региона. Рассказывать о наиболее важных событиях, происходивших на территории нашего края в 1920-1930-х годах. Готовить исследов проекты по теме. Раскрывать значение понятий культурная революция, советизация, ликбез, рабфак, украинизация. Рассказывать о развитии образования и науки на Кубани в 20- 30-х годах прошлого столетия. Раскрывать суть реформ в области школьного образования. Объяснять, почему этот период называют «золотым десятилетием краеведения». Делать выводы о вкладе учёных в развитие и становление науки на Кубани. Раскрывать значение понятий русский авангард, конструктивизм. Рассказывать о музыкальнотеатральной жизни кубанского региона в 20-30-х годах прошлого столетия. На примере работ кубанских художников, скульпторов раскрывать роль и значение изобразительного искусства в пропаганде государственной политики 1920-1930-х годов. Делать выводы об изменении облика городов и станиц Кубани. Краснодарский край 1940-х начале 1950-х годов. 3 Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 1 Раскрывать значение 1,2,4 понятий оккупация, «новый порядок», «душегубки». Рассказывать о мобилизационных мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны, и боевых сражениях, происходивших в этот период. Называть причины оккупации территории края, характеризовать «новый порядок», который оккупационные власти установили на Кубани.Раскрывать значение понятий Краснодарская операция, Малая Земля, «Голубая линия». Используя карту, рассказывать о наступательных операциях войск Закавказского, Южного и СевероКавказского фронтов по освобождению Краснодарского края в 1943 г. Приводить примеры подвигов воинов Красной Армии в боях на Малой Земле и «Голубой линии». Кубань в 1950-1990-х годах 3 Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) 1 Культурная жизнь Кубани в 19411953 годах 1 Политика, экономика, общество. 1 Раскрыть значение понятий социалистическое соревнование, машино – тракторная станция (МТС), партийно – государственный контроль Назывть основные проблемы, возникшие в ходе восстановления экономики кубанского региона. Раскрыть значение понятий всеобщее семилетние образование, передвижной театр, метод народной стройки, репатриация. Характеризовать культурную жизнь Кубани в первые военные годы. Рассказать о развитии образования и науки в этот период. Раскрывать значение 1,2,3 понятий «оттепель», реабилитация, «хрущёвки», «кукурузная эпопея», прожектёрство, совнархозы. Характеризовать особенности периода «оттепели» на Кубани и комментировать её влияние на развитие экономики края. Давать оценку осуществлявшейся в этот период реабилитации незаконно репрессированных людей. Рассказывать о работе совнархозов на Кубани и их роли в становлении сельского хозяйства и промышленности в кубанском регионе. Понимать суть реформ 1950-х годов и оценивать их значение в социальноэкономическом развитии Краснодарского края. Раскрывать значение понятий «чёрные бури», «кубанское море», «долгострой», «эпоха застоя». Характеризовать особенности «эпохи застоя» на Кубани. Приводить примеры достижений в развитии сельского хозяйства и промышленности. Рассказывать о трудовых подвигах кубанцев, называть имена новаторов, получившихпочётное звание Героя Социалистического Труда в 19701980 годах. Объяснять причины резкого ухудшения экономической ситуации в Краснодарском крае к началу 90-х годов прошлого столетия. Приводить примеры наиболее острых социальных проблем, имевших место в «эпоху застоя». Высказывать собственное мнение о социальноэкономическом развитии кубанского региона в 70-80-е годы XX столетия, делать выводы. Используя дополнительные источники информации, готовить презентацию о рисосовхозе «Красноармейский» и его руководителе А. И, Майстренко. Называть имена руководителей Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в. 1 Краснодарского края (С. Ф. Ме- дунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский) и давать собственную оценку их деятельности. Раскрывать значение понятий учебнопроизводственные комбинаты, доммузей. На примере кубанского региона рассказывать об изменениях, происходивших в сфере образования, просвещения и науки в середине 1950-х начале 1980-х годов. Высказывать своё мнение о роли кубанцев в исследовании космического пространства. Называть имена выдающихся учёных (П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт, М. И. Хаджинов), космонавтов, жизнь и деятельность которых связана с Кубанью (В. В.Горбатко, В.И. Севастьянов идр.).Характеризовать литературную и театральномузыкальную жизнь Кубани во второй половине XX столетия. Рассказывать о творчестве известных деятелей культуры и искусства (В. И. Лихоносов, А. Д. Знаменский, Ю. В. Сальников, Г. М. Плотни- ченко, И. Ш. Машбаш, В. Г. Захарченко и др.). Совершать очные и заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью выдающихся земляков, посещать музеи, мемориальные комплексы. Готовить доклады, сообщения, проекты по теме. Раскрывать значение понятий «стекляннометаллическая архитектура», «пятая четверть», «трудовой семестр». Характеризовать особенности развития изобразительного искусства во второй половине XX в. Рассказывать о творчестве кубанских художников, скульпторов (Н. П. Евса, A. Е. Глуховцев, Ф. М. Петуваш, И. П. Шмагун, В. А. Жданов и др.). Посещать выставочные залы, картинные галереи в городах и сельских населённых пунктах Кубани. Раскрывать роль физической культуры и спорта в жизни кубанского региона. Готовить сообщения, презентации, проекты о спортивных успехах наших земляков (Л. И. Брагина, В. М. Невзоров, Д. Гассий, В. Н. Мачуга и др.). Описывать особенности повседневной жизни кубанцев во второй половине XX в., давать собственную оценку происходящим событиям. Используя дополнительные источники информации, комментировать особенности «орлятской педагогики», понимать, в чём её отличие от педагогики авторитарной, делать выводы. Готовить доклады и проекты по теме «Повседневная жизнь кубанцев в середине 1950-х - Краснодарский 3 «Перестройка» на Кубани 1 Краснодарский 1 середине 1980-х годов». Раскрывать значение понятий «перестройка», Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК), регалии кубанского казачества, политика «гласности». Характеризовать особенности «перестроечного» периода на Кубани. Отмечать своеобразие политических реформ и хозяйственных преобразований в регионе, давать собственную оценку происходящим событиям. Принимать участие в дискуссиях по проблемам развития кубанской экономики в начале 1990-х годов. Рассказывать о политической жизни на Кубани в этот период и об особенностях политического сознания кубанцев. Характеризовать становление кубанского парламентаризма. Называть имена руководителей Краснодарского края (В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко). Используя дополнительные источники информации, рассказывать о реабилитации и возрождении кубанского казачества. Готовить проект по теме Раскрывать значение 2,4,5 край XXI в. край - регион добрососедства. Особенности географического положения Краснодарского края. Административнотерриториальное устройство. Население понятий многонациональный народ Кубани, демографический кризис, миграция, поликультурность, толерантность, национальнокультурные объединения. Объяснять, в чём выражается этнокультурное своеобразие Краснодарского края, рассказывать, как реализуется на Кубани принцип поликультурности. Приводить примеры, подтверждающие многонациональность кубанского региона и прочность добрососедских отношений между населяющими его народами. Знать имена глав администрации (губернаторов) Краснодарского края (предыдущих и ныне действующего). Объяснять причины демографического кризиса на Кубани, рассказывать об особенностях и проблемах миграции в регионе. Делать выводы о роли общественных организаций в развитии национальных культур и защите прав человека, в том числе прав мигрантов. Готовить сообщения о деятельности Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Анализировать программу «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Принимать участие в подготовке и проведении этнических фестивалей. Раскрывать особенности понятий субъект Российской Федерации, муниципальное образование, естественный прирост населения, «старение нации», плотность населения, воспроизводство населения, государственные и муниципальные служащие, инфраструктура. Характеризовать особенности экономикогеографического положения Краснодарского края, оценивать преимущества и недостатки. Знать площадь территории региона, показывать на карте крайние точки. Оценивать геополитическое положение, делать выводы. Используя карту, характеризовать административнотерриториальное устройство. Использовать дополнительные источники информации для характеристики населения кубанского региона. Характеризовать экономикогеографическое положение и особенности населения своей местности. Готовить сообщения, презентации по теме. Природные ресурсы и их рациональное использование. Хозяйство Краснодарского края 1 Раскрывать значение понятий природные ресурсы, термальные воды, мелиорация, артезианские воды, рациональное использование природных ресурсов, экологическое равновесие. Называть природные ресурсы, которыми богат Краснодарский край. Оценивать природноресурсный потенциал региона и своей местности. Показывать на карте месторождения полезных ископаемых, используемых в промышленном производстве. Рассказывать о природных ресурсах, способствующих развитию сельского хозяйства на Кубани. Давать оценку обеспеченности края водными ресурсами, делать выводы. На примере Кубани проследить связь между наличием рекреационных ресурсов в регионе и уровнем его социальноэкономического развития. Принимать участие в обсуждении проблем рационального использования природных богатств Кубани. Готовить проекты по теме. Раскрывать значение понятий топливноэнергетический комплекс, агропромышленный комплекс, сырьевая база. Называть отрасли промышленности, получившие развитие на территории Краснодарского края. Характеризовать топливно-энергетический комплекс и оценивать его роль в развитии экономики края. Знать основные виды продукции, выпускаемой промышленными предприятиями Кубани. Рассказывать об особенностях специализации пищевой промышленности и определять её место в структуре хозяйства кубанского региона. Показывать на карте наиболее крупные центры промышленного производства, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Принимать участие в исследовательских проектах, связанных с проблемами и перспективами развития экономики кубанского региона. Готовить сообщения, презентации о промышленных предприятиях своего населённого пункта (района, городского округа). Раскрывать значение понятий фермерское хозяйство, растениеводство, яровые и озимые сельскохозяйственные культуры, животноводство. Раскрывать значение понятий транспортная система, грузооборот, АзовоЧерноморский бассейн, Культурное пространство Краснодарского края в конце XX начале XXI в. 1 трубопроводный транспорт, рекреационное хозяйство, агротуры. Характеризовать особенности развития транспортного комплекса Краснодарского края. Знать и уметь показывать на карт е крупнейшие бальнеологические, грязевые, климатические курорты края. Используя дополнительные источники информации, анализировать состояние санаторнокурортного и туристского комплекса Краснодарского края, делать выводы. Готовить проект по теме. Раскрывать значение понятий радетель, негосударственный вуз, инновационный центр, технопарк. Характеризовать особенности культурного пространства Кубани в конце XX - начале XXI в. Готовить сообщения, презентации об освоении культурного наследия Кубани в перестроечное время. Рассказывать об изменениях в развитии образования и науки в постсоветский период, давать собственную оценку происходившим событиям. Используя дополнительные источники информации, приводить примеры реформ в таких областях как СМИ, Заключение 1 Портрет современной Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность 1 кино, телевидение, литература, делать выводы. Комментировать значимые события в театральноконцертной жизни кубанского региона. Раскрывать значение понятий социалистический реализм, художник-монумен-. талист, городская (уличная) скульптура, вантовая конструкция. Используя дополнительные источники информации, характеризовать особенности развития изобразительного искусства на Кубани в конце XX - начале XXI в. Раскрывать значение 1,5 понятий инвестиции, менталитет. Систематизировать знания о важнейших событиях, происходивших на Кубани с 1914 г. до настоящего времени. Характеризовать обстановку в регионе в годы войн и революций. Рассказывать о подвигах кубанцев на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. Закрепить знания об особенностях социальноэкономического развития кубанского региона в XX - начале XXI в. Приводить примеры, характеризующие повседневную жизнь кубанского общества в разные периоды XX столетия и в первые десятилетия нынешнего века. Отмечать многонациональный колорит кубанского региона и такие черты характера жителей Кубани как любовь к малой родине, веротерпимость, толерантность. Приводить примеры добрососедских отношений и взаимовлияния культур народов, проживающих на территории Краснодарского края. Объяснять, почему Кубань называют житницей, здравницей и жемчужиной России. Оценивать перспективы развития региона в XXI в. Создавать «портрет» современной Кубани. Готовить проект по одной из изученных тем. Духовные истоки Кубани 2 Православные ценности в современном мире. 1 Вызовы современного 1,2,3 мира и религия. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», Итого 11 класс Раздел Введение Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. 1 Тема Кол – во часов «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномученико в Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские» Особенности современной образовательной деятельности РПЦ. Основы социальной концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время. 17 часов Кол – во часов 1 Кубань неотъемлемая часть России. 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий) Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости Приводить примеры, 1,2 подтверждающие неразрывную связь истории Краснодарского края с историей страны, обосновывать положение о том, что кубанский регион является Проектировани е как эффективное средство изучения кубановедения 1 Проектная деятельность. Виды учебных проектов Представление результатов проектной деятельности 1 одним из эпицентров отечественной истории и современности. Объяснять специфику региональной идентичности кубанцев. Ознакомиться со структурой учебного пособия, аппаратом усвоения знаний. Раскрывать значение 2,5,8 понятий проектирование, проектная деятельность, метод проектов. Определять роль проектной деятельности в изучении кубановедения. Формулировать цели проектной деятельности. Называть виды проектов. Раскрывать значение понятий информационный, исследовательский, социальный проекты. Характеризовать их особенности, раскрывать основное содержание. Выделять этапы подготовки проектов, формулировать ожидаемые результаты. Называть основные формы презентации проектной деятельности и представлять её результаты в виде доклада, аналитической записки, портфолио, презентации. Самостоятельно или в группе создавать презентации по итогам проектной деятельности. Продвигать результаты проектной деятельности в информационной среде Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность 1 «Проектирование как эффективное средство изучения кубановедения» 1 «Экономика Краснодарског о края состояние и векторы развития» 2 Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации 1 Закрепить знания по 2,8 изученным темам. Представлять результаты проектной деятельности. Раскрывать значение 1,7 понятий регион, экологоэкономическая система, «зелёная экономика», территориальное разделение труда, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, предпринимательст во. Использовать картографический материал для характеристики социально-экономического развития Краснодарского края и своего муниципального образования. Объяснять роль природных факторов в развитии региона. Называть причины обострения экологических проблем на территории края. Приводить примеры деятельности природоохранных организаций в крае. Раскрывать значение Налоги, бюджет и финансовые институты. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономиче ских отношений 1 понятий диверсифицированный характер экономики, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, территориальное разделение труда. Характеризовать особенности развития экономики Краснодарского края, обозначать проблемы и предлагать пути их решения. Рассказывать о мерах государственной поддержки предпринимательств а на Кубани. Готовить минипроект по теме. Раскрывать значение понятий налоги, краевой бюджет, доходная и расходная части бюджета, профицит и дефицит бюджета. Характеризовать виды налогов и их роль в экономике региона. Описывать структуру и порядок формирования бюджета края и местных бюджетов. Называть основные финансовые институты региона. Готовить проект по теме. Раскрывать значение понятий инвестиции, инвестиционный климат Кубани, внутренние экономические связи, внешнеэкономические отношения. Характеризовать инвестиционный климат в Краснодарском крае. Приводить примеры участия региона в международных выставках и инвестиционных форумах. Называть основных внешнеэкономическ их партнёров края. Раскрывать значение экономических связей Краснодарского края с другими субъектами Российской Федерации, подтверждая примерами. Итоговое повторение и проектная деятельность 1 «Экономика Краснодарского края состояние и векторы развития» 1 Социальные отношения в Кубанском обществе 2 Социальн ая стратифи кация и мобильно сть на общеросс ийском и региональ ном уровнях. Специфик а межнацио нальных отношени й на Кубани 1 Систематизировать 1,7 изученный материал по разделу «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Характеризовать кубанский регион как экологоэкономическую систему. Представлять сообщения, доклады, презентации по теме. Раскрывать значение 1,2 терминов социальная стратификация, политическая стратификация, социальная мобильность, социальное неравенство, прожиточный минимум, черта бедности. Характеризовать особенности социальной стратификации в регионе. Приводить примеры неравенства доходов населения в субъектах РФ. Определять причины социальной мобильности. Объяснять специфику миграционных процессов на Кубани. Раскрывать значение понятий этнос, народность, нация, межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, реабилитация кубанского казачества. Характеризовать основные этнические общности в Краснодарском крае. Определять основные тенденции развития межнациональных отношений. Анализировать причины этносоциальных конфликтов на Кубани, предлагать пути решения межэтнических проблем. Раскрывать особенности национальной политики в регионе как субъекте РФ. Готовить проект по теме. Семья и брак: региональный аспект Кубанская молодёжь как социальная группа 1 Раскрывать значение понятий семья, функции семьи, брак, бракоразводный процесс, государственная политика поддержки семьи, материнский (семейный) капитал. Характеризовать демографическую ситуацию в Краснодарском крае. Раскрывать региональные особенности семейных отношений. Приводить примеры реализации государственной семейной политики на территории края. Давать собственную оценку эффективности этой политики. Принимать участие в социологических опросах. Анализировать их результаты, подводить итоги, делать выводы. Предлагать варианты социальных проектов по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Раскрывать значение понятий молодёжь, здоровый образ жизни, молодёжные субкультуры. Характеризовать молодёжь Кубани как социальнодемографическую группу. Анализировать динамику ценностных ориентаций кубанской молодёжи, делать выводы. Раскрывать региональную специфику молодёжного рынка труда. Характеризовать формы досуга в молодёжной среде, основные молодёжные субкультуры в регионе, давать им оценку. Рассказывать о реализации государственной молодёжной политики в Краснодарском крае. Готовить доклады, сообщения, проекты по теме. Итоговое повторение и проектная деятельность 1 «Социальные отношения в Кубанском обществе» 1 Кубань сегодня: политический ракурс 2 Государственная власть и местное самоуправление. Краснодарский край в правовом 1 Систематизировать 1,2 знания по теме «Социальные отношения в кубанском обществе». Раскрывать значение понятия социальный проект. Определять роль и значение социального проектирования в изучении проблем региона. Усвоить алгоритм социального проектирования. Анализировать собственные способности и возможности реализации проекта, проводить мониторинг и оценивать результаты деятельности. Представлять проекты по теме. Раскрывать значение 1,2,5,7 понятий государственная власть, законодательная, исполнительная и поле Российской Федерации Структура гражданского общества судебная власти, референдум, политические элиты. Опираясь на положения Устава Краснодарского края, характеризовать структуру органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Раскрывать значение понятия местное самоуправление. Характеризовать основные принципы организации местного самоуправления в регионе, структуру и функции. Раскрывать значение понятий Конституция РФ, субъект Российской Федерации, закон, подзаконный акт, нормативный правовой акт, система права. Представлять Краснодарский край как субъект Российской Федерации, характеризовать его конституционноправовой статус. Характеризовать площадь территории края, его административнотерриториальное деление. Определять роль символики в общественнополитической жизни Краснодарского края. Раскрывать значение понятий политические партии, общественные организации, молодёжные Итоговое повторение и проектная деятельность 1 « Кубань сегодня: политический ракурс» 1 организации, движение волонтёров, институты гражданского общества. Характеризовать институты гражданского общества, рассказывать об их становлении и деятельности на территории Краснодарского края. Давать собственную оценку работе региональных отделений политических партий и общественных организаций на территории края. Называть молодёжные организации, оценивать их роль в общественной жизни кубанского региона. Приводить примеры волонтёрского движения в крае. Закрепить и 1,2,5,7 систематизировать знания по теме «Кубань сегодня: политический ракурс». Раскрывать особенности системы органов государственной власти в Краснодарском крае. Рассказывать об организации местного самоуправления. Определять конституционноправовой статус Краснодарского края. Характеризовать структуру гражданского общества в Краснодарском крае. Представлять про- екты по теме. Кубань – культурный центр юга России 3 Духовная культура Кубани. Система образования 1 Раскрывать значение понятий диалог культур, этническая толерантность, народная культура. Характеризовать историческую роль Кубани как перекрёстка культур и цивилизаций. Описывать многообразие духовной жизни кубанцев. Объяснять особенности и специфику региональной идентичности, раскрывать духовные ценности народной культуры. Используя дополнительные источники информации, готовить проекты по темам «Кубанское казачество уникальное этнокультурное сообщество», «Достижения культуры современной Кубани» и др. Раскрывать значение понятий система образования, структура образования, инклюзивное образование. Характеризовать систему общего образования. Раскрывать культурную функцию школ и учреждений дополнительного образования на 3,4,5 территории Краснодарского края. Готовить сообщения, доклады по теме. Конфессионально е многообразие региона. Культурное достояние Краснодарского края 1 Раскрывать значение понятий вуз, бакалавриат, магистратура. Называть ведущие вузы края и научноисследовательские институты (НИИ). Приводить примеры основных направлений научной деятельности и достижений ведущих кубанских НИИ. Раскрывать значение понятий религия, религиозные культы, конфессиональное многообразие, свобода совести. Характеризовать религиозную ситуацию в Краснодарском крае. Называть традиционные конфессии. Раскрывать значение понятий культурное достояние, культурная жизнь. Называть наиболее крупные учреждения культуры на Кубани и рассказывать об их деятельности. Приводить примеры учреждений культуры, расположенных в своём населённом пункте. Называть имена известных деятелей культуры Кубани. Оценивать роль театров, музеев, библиотек, выставочных залов в развитии культурного пространства региона. Делать вывод о многообразии культуры кубанского края. Раскрывать значение понятий малая городская скульптура, артфестиваль, авангардное искусство. Рассказывать о литературной жизни Кубани. Называть имена кубанских прозаиков и поэтов и их произведения. Выделять основные жанры современного искусства Кубани, характеризовать их особенности. Называть имена кубанских художников, скульпторов, приводить примеры их работ. Рассказывать о роли талантливых художников и писателей в развитии культурной жизни кубанского региона Итоговое повторение и проектная деятельность 1 «Кубань – культурный центр юга России» 1 Закрепить знания по теме «Кубань - культурный центр Юга России». Рассказывать об особенностях духовной жизни кубанского общества. 3,4,5 Характеризовать систему образования в регионе. Определять особенности религиозной ситуации в крае. Делать выводы о развитии культурного пространства Краснодарского края. Представлять проекты по теме. Заключение 1 Современные тенденции развития кубанского региона. 1 Систематизировать знания по курсу кубановедения в средней школе. Раскрывать роль и место Краснодарского края в российском социуме. Характеризовать современные тенденции развития кубанского региона. Высказывать собственные суждения о связи поколений и времён, а также о необходимости осознания себя полноправным представителем кубанского общества. Духовные истоки Кубани 2 Православные ценности в современном мире 1 Духовно1,2 нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные 2,5 семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая. Духовнонравственные основы культуры современного казачества. Особенности духовной жизни современной Кубани. Итого 1 Духовные основы казачьей культуры. Православие в жизни кубанских казаков. Духовные ценности – основа консолидации общества. Религиозное просвещение на Кубани. Основы социальной концепции РПЦ. Строительство новых храмов. 17 часов Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Литература для обучающихся: 1. Кубановедение: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений/В.Н. Ратушняк, О.В. Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. - Краснодар: Перспективы образования, 2013. 2. Кубановедение: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Зайцев, Е. В. Морозова и др. - Краснодар: Перспективы образования, 2014. 3. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е изд. Краснодар, 2013. 4. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014. 5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. 2-е издание. Краснодар: Перспективы образования, 2014. 6. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края/авторсоставитель Ситдикова Н.В. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2015. 7. Вклад Кубани в Великую победу. Материалы Х краевой научно-практической конференции архивистов, краеведов, историков. – Крымск: 2015. Литература для учителя: 1. Программа курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, В.В. Латкин И.А. Терская, О.А. Хамцова и др. Краснодар, Перспективы образования,2013 г. 2. Шаргородская Т.И. Вопросы обществознания в курсе кубановедения. Элективный курс. Краснодар 2011. 3. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008. 4. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80 с.: ил. 5. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца XIX в: Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2008 – 232 с. Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1. История казачества: www.cossackdom.com 2. Хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках: www.kuban.retroportal.ru/index.html – на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев. 3. Культура Кубани: Кубанский Казачий хор: www.kkx.ru 4. Ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии: www.krinitza.ru 5. Екатеринодарская и Кубанская Епархия pravkuban.ru.