МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Спасова О.В. ________________________ Дорошко Н.В. Протокол№1 от «31» Приказ №167-о/д от «01» Гирина М.Н. августа 2023 г. сентября 2023 г. Протокол №1 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Психология» для обучающихся 10 -11классов ст. Спокойная 2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования. Примерная рабочая программа учебного курса «Психология» для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной основной образовательной программой среднего общего образования, а также примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся. Нормативно-правовой базой для создания Программы являются: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020); − Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з); Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Психология» на уровне среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения. При разработке рабочих программ учителя могут вносить свои дополнения в структуру изучения материала и варьировать часы для его изучения. Целью реализации Программы является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи реализации программы: − мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности; − формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности; − развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. − развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией; − обеспечить практический опыт исследовательской работы. Общая характеристика учебного курса Программа учебного курса «Психология» на уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский язык», «Технология», «Учебный проект»; с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20). Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и педагогики. В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия: способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы соответствующих дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для обучающихся старших классов. Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической работы, др.). Место учебного курса в учебном плане Изучение основ психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Планируемые результаты освоения курса В результате освоения программы курса «Психология» обучающиеся будут знать: - специфику педагогической профессии, - какие личностные качества профессионально значимы для педагога; - основные требования к профессиональной педагогической деятельности; - ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; - методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; - о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: − проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; − работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; − самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: − организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: − удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; − развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; − развитие навыков самообразования и самопроектирования; − углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области; − совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: − развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок; − развитию коммуникативных познавательных, способностей, готовности регулятивных и способности и к саморазвитию и профессиональному самоопределению; − обеспечению профессиональной ориентации обучающихся. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов. Оценка метапредметных результатов Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Система оценки предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания. Критерии оценивания письменных работ (эссе) Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся. При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются: − соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; − полнота раскрытия темы; − правильность фактического материала; − последовательность изложения; − умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой. Проектная и исследовательская работа Критерии оценки проектной и исследовательской работы: − самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации; − самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов; − сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы; − правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Основное содержание учебного курса «Психология» делится на блоки «Психологии, 10 класс» и « Психологии, 11 класс». 10 класс Психология в жизни каждого из нас Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы. Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия. Развитие личностного потенциала человека Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений. Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность. Учимся учиться самостоятельно От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы. 11 класс Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в психологии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (34 часа) Краткое содержание КолХарактеристика Модуль во основных видов деятельности часов обучающихся Психологи я в жизни каждого из нас Для чего психология? нужна Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека. Будущее психологии и ее перспектив 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Человек как уникальна я личность в социально м взаимодей ствии Развитие личностно го потенциал а человека Как мы учимся? Искусство эффективн Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия 7 Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений 6 Умение решать задачи. 6 Чтение и письмо. Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. ого познания. Человек как субъект деятельнос ти Эффективная обратная связь и самооценка. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Проектная деятельность. Решение учебных задач. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Учимся учиться самостояте льно От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. 10 проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссии. Выполнение контроля. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы Всего Работа с вопросом. Итоговый (проект) итогового контроль 34 11 класс (34 часа) Модуль Краткое содержание Колво часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Универсаль ные компетенци и для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Проектиров ание своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого 8 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Практическ ая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Институцио нальная основа современны х психологич еских и педагогичес ких практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в психологии 6 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Итоговый (проект) Всего контроль 34 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность направлена на реализацию общей цели, задач, достижение планируемых результатов изучения учебного курса «Психология». Мероприятия внеурочной деятельности нацелены на формирование интереса к психологии и педагогике, закрепление и развитие формируемых компетенций и становление социальной и профессиональной самоидентификации. Мероприятия представлены по классам с учетом тематических модулей изучения курса. Возможно проведение мероприятий внеурочной деятельности в каникулярное время, праздничные и выходные дни. Мероприятия внеурочной деятельности реализуются в группах постоянного или переменного состава и индивидуально. Основным содержанием внеурочной деятельности является волонтерская (вожатская) деятельность, самостоятельная творческая проектная и исследовательская работа, направленная на реализацию задач повышенной сложности в кружковых и иных творческих объединениях; углубленная работа в сообществах, включенных в межрегиональные и всероссийские проекты, включая олимпиадное движение; работа в системе самоуправления. Класс Формат Тема мероприятия Характеристика основных видов деятельности обучающихся 10 Фестиваль открытий. Учащиеся разрабатывают «Учись учиться! Участвовать в исследовательской научноработе, и представляют Ученик в рамках профессия будущего» выставочного пространства разработки, направленные на повышение эффективности учебного труда – читать научно-популярную литературу. Знакомиться с исследованиями ученых-педагогов (психологов). научными известных Искать научную информацию в области своего исследовательского интереса. Выявлять сходные отличительные признаки. и Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное), извлекать необходимую информацию из различных источников об изучаемых или исследуемых проблемах. Наблюдать и анализировать в целях проверки своих предположений. Выявлять ошибки, вносить коррективы в свои планы. Оценивать правильность обоснования, выводов. Совершенствовать навыки исследовательской, творческой деятельности. Развивать устную диалогическую речь, цитировать собеседника, учиться поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них 10–11 Групповой проект «Волонтеры будущего – это мы», серия групповых проектов, направленных на волонтерскую помощь школе, социуму Сотрудничать в группе. Выступать в качестве лидера (или члена группы, генератора идей, критика, исполнителя, выступающего, эксперта) группы, проявлять организаторские способности, управлять подгруппами, ставить цели, реагировать на получение результата совместной деятельности Дискуссии, открытые дискуссии участием младших учащихся «Может ли робот Участвовать в дискуссии, в быть учителем?»; разрешении спорных и вопросов. Различать суждения «Можно ли (утверждение или отрицание о прожить без свойствах или отношениях Интернета?»; между обсуждаемыми «Можно ли предметами) и дискуссии (4 дискуссии в развить в себе (обсуждение-спор, год) способность к столкновение точек зрения, познанию?»; позиций). Доказывать свою «Нужен ли нам точку зрения, обосновывать примерами. Доказывать, что эмоциональный язык является основной интеллект?»; формой проявления примечание (взгляды, (лучше, если темы национального духовного дискуссий будут особенности развития нации) и личностного предложены самосознания (самопознания, учащимися» самобытности, самоидентификации самоопределения, мировосприятия) человека 10–11 Конференция «Стратегия по итогам открытий и преобразований» реализации проектных и исследовательс ких работ. Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить Проводится раз в год 1 монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы. Участвовать в ученической конференции. Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности 10–11 Встречи с «Профессии, Ориентироваться на представителям которые будут достижение позитивных и профессий актуальны вечно», жизненных установок, серия встреч, в развивать рамках которых инициативность, выступают креативность, готовность и лидеры мнений способность к «человек – личностному человек» самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; типы профессий 10–11 Участие в Мои олимпиады конкурсноолимпиадном движении отличать Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий. Проявлять способность к планированию деятельности, корректировать и реализовывать планы в зависимости от полученных результатов Список литературы 1. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с. 2. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с. 3. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995. 4. Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 5. Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с. 6. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008. 7. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с. Словари 1. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005 2. души. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002. 3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с. Научная литература (монографии, статьи) 8. Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. М. : Беловодье, 2008. 464 с. 9. Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб. : Питер, 2009. 10. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М. : 2012. 376 с. 11. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. 374 с. 12. Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. М. : БерИнгА. 2016. 13. Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М. : MyBook, 2017. 167 с. 14. Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М. : Клевер-Медиа-Групп, 2018. 15. Марок А. Почему я? История белой вороны. М. : Манн, Иванов и Фабер, 2016. 16. Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М. : Пешком в историю, 2019. 17. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 18. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2011. 184 с. 19. Нехаева Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия информации и памяти для детей и взрослых. М. : КТК Галактика, 2020. 100 с. 20. Омберген ван: В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019 21. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000. 22. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005. 23. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000. 24. Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М. : Аванта, 2021. 25. Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. М. : Манн, Иванов и Фабер, 2018. 26. Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М. : АСТ, 2017. Учебно-методическая литература (методические рекомендации, программы дополнительного образования и др.) для учителей по организации образовательной деятельности 1. Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Кн. 2. Практическое пособие по теории развития, обучение, воспитание. М. : Владос. 2004. 158 с. 2. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с. 3. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006. 4. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001. Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов 1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с. 2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с. 3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с. 4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017. 5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с. 6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021. 7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021. Информационные ресурсы 1. Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебно- методическое пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов : Вузовское образование, 2018. 83 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/72353.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. 2. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. [Электронный ресурс]. М. : Теревинф, 2019. 152 c. ISBN 978-5-4212-0507-4. URL: https://www.iprbookshop.ru/89933.html 3. ресурс] Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный М. : Академический Проект, 2015. 336 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/36853. 4. Ковалев А. В., Кузнецов В. В., Федоров В. А. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО]. Екатеринбург : УрО РАО, 2012. 98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508. 5. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/) 6. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/) 7. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru) 8. «Психея» (http://www.psycheya.ru/) 9. Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/) 10. Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/) 11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (http://www.psyedu.ru/)