МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Спасова О.В. ________________________ Дорошко Н.В. Протокол№1 от «31» Приказ №167-о/д от «01» Гирина М.Н. августа 2023 г. сентября 2023 г. Протокол №1 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса ст. Спокойная 2023г Пояснительная записка Данный курс обусловлен потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебнопознавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Задачей средней школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов школьного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов. Данный курс «Индивидуальный проект» направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки предметам школьного курса, вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, а также реализует как межпредметные связи так и надпредметные – сочетание учебных наук с прикладным творчеством. Целью курса является формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Задачи: Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели). Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать). Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление). Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии). Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Формы организации деятельности детей разнообразны: - индивидуальная; - групповая; - парная. Место курса «Индивидуальный проект» в учебном плане. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по теме «Индивидуальный проект» преподается в 10 классе из расчета один час в неделю в течение 34 недель (всего 34 часа) Содержание курса Содержание курса объединено в три образовательных блока: «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», «Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся». Тема 1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности» Объяснение целей и задач курса. Формирование групп по интересам. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства, различия и составные компоненты. Типология проектов (на основе классификации Е.С. Полат): -по характеру доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные, практико-ориентированные); - по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные); - по количеству участников; - по продолжительности выполнения Структура исследовательских проектов: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы: наличие всеобщей актуальности (из литературы; частной актуальности (для области, района, поселка); конкретной актуальности (для школы, класса и самого исследователя) Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой ими проблемой. Формулировка индивидуальных проблем, тем исследований и определение актуальности. Определение ошибок в постановке проблем или формулировке тем. Объект и предмет исследования Выделение учащимися объекта и предмета в своей исследовательской работе Цель, гипотеза. Основные требования к цели и гипотезе. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотезы. Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотезы к выбранной ими теме исследовательской работы. Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. Тема 2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации. Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. Оформление цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов. Составление анкет. Сбор информации у учащихся школы методом анкетирования. Эксперимент как один из методов исследования. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы. Проведение учащимися предложенных ими опытов. Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов из полученных результатов. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады с использованием таблиц, диаграмм, графиков, схем, рисунков. Тема 3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся Постановка новых проблем исследования. Разбор ошибок, допускаемых учащимися при написании исследовательских работ. Требования к оформлению исследовательской работы: титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения. Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: стендовый доклад, газета, презентация, выступление на НПК, детская творческая продукция и.т.д. Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. Усвоение требований к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. Обобщение и рецензирование проектов учащихся. Защита исследовательских и проектных работ учащимися. Результаты освоения программы Формирование личностных УУД: Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; Воспитание целеустремлённости и настойчивости Формирование коммуникативных УУД: Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Формирование регулятивных УУД: Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени Формирование познавательных УУД Сбор, систематизация, хранение, использование информации Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке данного курса. В планирование включены занятия-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого блока. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, чтение лекций, проведение практических занятий, обобщающих уроков, защиту проектов, итоговую конференцию и др. Курс заканчивается защитой проектов. Каждая учебно-исследовательская работа получает экспертную оценку комиссии. Лучшие проекты получают рекомендации для участия в научно-практических конференциях. Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся в процессе изучения курса предлагается достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить. Учебно - тематический план № Тема занятий 10 класс 1-2 Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. 3-4 Типология проектов. 5-6 Структура и логика исследовательских проектов Колво часов 2 2 2 7-8 910 1112 1314 1516 1718 1920 2122 2324 2526 2728 2930 3132 3334 35 Определение проблемы и темы, актуальность исследования Требования к постановке проблемы в исследовательской работе 2 2 Формулирование проблем и тем исследования 2 Что представляют собой предмет и объект исследования 2 Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе 2 Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу 2 Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности Планирование исследования и его проведение 2 Планирование исследования и его основные направления 2 Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос Как работать со справочной литературой. 2 Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. 2 Социальный опрос как один из способов получения информации 1 2 2 2 2 Календарно-тематическое планирование № Тема занятий Формы проведения занятий Плановые сроки изучения 10 класс 1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности 1-2 Понятие проектной и Лекция исследовательской деятельности. Их сходства и различия. 3-4 Типология проектов. Лекция 5-6 Структура и логика Лекция исследовательских проектов 7-8 Определение проблемы и темы, Семинар актуальность исследования 9- Требования к постановке проблемы Лекция 10 в исследовательской работе 11- Формулирование проблем и тем Практическая 12 исследования работа 13- Что представляют собой предмет и Беседа 14 объект исследования 15- Выделение объекта и предмета в Практическая 16 своей исследовательской работе работа 17- Основные требования к постановке Лекция 18 цели и формулировке гипотезы 19- Учимся формулировать цель и Практическая 20 выдвигать гипотезу работа 21- Выбор и обоснование методов для Практическая 22 осуществления исследовательской работа деятельности 23- Планирование исследования и его Семинар 24 проведение 25- Планирование исследования и его Практическая 26 основные направления работа 2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы 27- Информационные источники: Выступления 28 литература, Интернет, социальный учащихся с опрос сообщениями. 29- Как работать со справочной Экскурсия в 30 литературой. библиотеку (групповые формы работы по выбранным направлениям) 31- Правила оформления цитат и списка Практическая 32 используемой литературы при работа написании рефератов. 33- Поиск и отбор необходимой Практическая 34 информации в Интернете. работа 35 Социальный опрос как один из Практическая способов получения информации работа Используемые источники Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2007. Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016). http://www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы. http://www.irsh.redu.ru – сайт научно-мтодического и информационнопублицистического журнала «Исследовательская работа школьников». http://www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего». Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)