ПРОГР 10 - 11 ФИЗ РА ФООП

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский край
Отрадненский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

заместитель директора

директор

________________________ ________________________ ________________________
Спасова О.В.
Гирина М.Н
Дорошко Н.В.
протокол 1 от «31» августа протокол 1 от «29» августа протокол № 167-о/д от «01»
2023 г.
2023 г.
сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2498054)
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 10 – 11 классов

ст. Спокойная
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
по
физической
культуре
для
10–11
классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их
реализацию через конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать
ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и
сохранения активного творческого долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в
учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по физической культуре
использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих
педагогических
концепций,
определяющих
современное
развитие
отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на
формирование гуманистических и патриотических качеств личности
учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция
формирования
универсальных
учебных
действий,
определяющая основы становления российской гражданской идентичности
обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь
страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая
основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного
образования;
концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»,
ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение новых
технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям,
укреплении здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая
культура», обосновывающая направленность учебных программ на

формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном
отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической
культуре сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины
«Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к
предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию
жизненно важных физических качеств.
Программа
обеспечивает
преемственность
с
федеральной
образовательной
программой
основного
общего
образования
и
предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области
физической культуры.
Общей целью общего образования по физической культуре является
формирование разносторонней, физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической
культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с
формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем
накоплении практического опыта по использованию современных систем
физической культуры в соответствии с личными интересами и
индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей
учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по
физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития
физических качеств и функциональных возможностей организма
занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных
свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится
достижение
обучающимися
оптимального
уровня
физической
подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению
нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ
организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной,
спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной физической
культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации
содержания
физических
упражнений
разной
функциональной
направленности, совершенствования технико-тактических действий в
игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в
планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной

организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных
занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние
здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии
активной социализации обучающихся на основе формирования научных
представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли
в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально
значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических
результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к
культурным ценностям физической культуры, приобретение способов
общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной,
игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому
совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической
культуре и её планируемых результатов на уровне среднего общего
образования является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной природы.
Реализация этой идеи становится возможной на основе системно-структурной
организации учебного содержания, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности)
и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета,
придания ей личностно значимого смысла содержание программы по
физической культуре представляется системой модулей, которые
структурными
компонентами
входят
в
раздел
«Физическое
совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов спорта (на примере
лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом лыжная
подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо
видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре),
спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в
своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и
физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по физической культуре
модулем «Спортивная и физическая подготовка», содержание которого

разрабатывается образовательной организацией на основе федеральной
рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных
организаций. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных
требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или
образовательной организации модуль «Спортивная и физическая подготовка»
может разрабатываться учителями физической культуры на основе
содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта,
современных оздоровительных систем. В настоящей программе по
физической культуре в помощь учителям физической культуры в рамках
данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая
физическая подготовка».
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической
культуры, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе –
68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения
культуры как социального явления, характеристика основных направлений её
развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ
развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическая
культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической
природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в
современном обществе, основные направления её развития и формы
организации (оздоровительная, прикладно-ориентированная,
соревновательно-достиженческая).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» как основа прикладно-ориентированной физической культуры,
история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе советских
социалистических республик (далее – СССР) и Российской Федерации.
Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и
обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени
для учащихся 16–17 лет.
Законодательные основы развития физической культуры в Российской
Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и
обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом:
Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации».
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека.
Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика
основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической
культурой. Общие представления об истории и развитии популярных систем
оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное
содержание.
Способы самостоятельной двигательной деятельности
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного
отдыха и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в
структурной организации образа жизни современного человека
(профессиональная, бытовая и досуговая). Основные типы и виды активного
отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение.

Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и
целевых занятий оздоровительной физической культурой, особенности
планирования физических нагрузок и содержательного наполнения.
Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для
организации самостоятельных занятий оздоровительной физической
культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы
Руфье, характеристика способов применения и критериев оценивания.
Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения
измерительных процедур.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики
нарушения осанки и органов зрения, предупреждения перенапряжения мышц
опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные
системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы
индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании
системной организации занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой
линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых
ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной
деятельности.
Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с
лицевой линии, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение
штрафных бросков. Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой
деятельности. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной
деятельности.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока»,
атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и
нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной
деятельности.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и
специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение
соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях.
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду
и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов

спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных
видов спорта, культурно-этнических игр.
11 КЛАСС
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение
адаптации организма в организации и планировании мероприятий здорового
образа жизни, характеристика основных этапов адаптации. Основные
компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного
человека.
Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления
здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности.
Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение
вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные
процедуры как компоненты здорового образа жизни.
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура»,
цель и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая
культура в режиме учебной и профессиональной деятельности. Определение
индивидуального расхода энергии в процессе занятий оздоровительной
физической культурой.
Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни
человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и
сохранении здоровья в разных возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время
занятий физической культурой. Причины возникновения травм и способы их
предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных
занятий оздоровительной физической культурой.
Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей
тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении,
солнечном и тепловом ударах.
Способы самостоятельной двигательной деятельности
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме
здорового образа жизни. Релаксация как метод восстановления после
психического и физического напряжения, характеристика основных методов,
приёмов и процедур, правила их проведения (методика Э. Джекобсона,
аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»).

Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила
организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы
самомассажа, их воздействие на организм человека.
Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные
способы парения.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная организация
самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к
труду и обороне», способы определения направленности её тренировочных
занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и
дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования
её направленности по тренировочным циклам, правила контроля и
индивидуализации содержания физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний,
целлюлита, снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные
оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы
организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок
при планировании системной организации занятий кондиционной
тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе
игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и
тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в
процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических
приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой
деятельности.
Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в
процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических
приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой
деятельности.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и
специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение
соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях.
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду

и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов
спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных
видов спорта, культурно-этнических игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков,
трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре.
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как явление культуры, её
направления и формы организации, роль и значение в жизни современного
человека и общества;
ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться
ими при организации активного отдыха в разнообразных формах
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;

положительно оценивать связь современных оздоровительных систем
физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение
и формы организации, возможность использовать для самостоятельных
занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных
возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание
разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных
занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
контролировать
показатели
индивидуального
здоровья
и
функционального состояния организма, использовать их при планировании
содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, оценке её эффективности;
планировать
системную
организацию
занятий
кондиционной
тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность
тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и
выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической
направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем
оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных
занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и
физическом совершенствовании;
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в
планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в
игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности,
осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол,
баскетбол);
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических
качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и
обороне».
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:

характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как
основу укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой;
положительно оценивать роль физической культуры в научной
организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и
оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и
сохранении творческого долголетия;
выявлять возможные причины возникновения травм во время
самостоятельных
занятий
физической
культурой
и
спортом,
руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и
трудовой деятельности с целью профилактики умственного и физического
утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности
основных психических процессов;
организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и
самомассажа с целью восстановления организма после умственных и
физических нагрузок;
проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному
выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне»,
планировать их содержание и физические нагрузки, исходя из
индивидуальных результатов в тестовых испытаниях.
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической
направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем
оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных
занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей в физическом
развитии и физическом совершенствовании;
демонстрировать основные технические и тактические действия в
игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной
деятельности (футбол, волейбол, баскетбол);
выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных
физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых
заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Физическая культура как социальное
явление

2

1.2

Физическая культура как средство
укрепления здоровья человека

1

Итого по разделу

3

Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности
2.1

Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в условиях активного
отдыха и досуга

Итого по разделу

6
6

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1

Физкультурно-оздоровительная
деятельность

Итого по разделу

4
4

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1

Модуль «Спортивные игры». Футбол

10

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.2

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол

8

2.3

Модуль «Спортивные игры». Волейбол

10

Итого по разделу

28

Раздел 3. Модуль «Спортивная и физическая подготовка»
3.1

Спортивная подготовка

13

3.2

Базовая физическая подготовка

14

Итого

27

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Здоровый образ жизни современного
человека

3

1.2

Профилактика травматизма и оказание
перовой помощи во время занятий
физической культурой

3

Итого по разделу

6

Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности
2.1

Современные оздоровительные методы
и процедуры в режиме здорового образа
жизни

3

2.2

Самостоятельная подготовка к
выполнению нормативных требований
комплекса «Готов к труду и обороне»

2

Итого по разделу

5

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1

Физкультурно-оздоровительная
деятельность

Итого по разделу

3
3

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1

Модуль «Спортивные игры». Футбол

10

2.2

Модуль «Спортивные игры». Баскетбол

10

2.3

Модуль «Спортивные игры». Волейбол

12

Итого по разделу

32

Раздел 3. Модуль «Спортивная и физическая подготовка»
3.1

Спортивная подготовка

12

3.2

Базовая физическая подготовка

10

Итого

22

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Факт
ическ
ая
дата

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

1

Истоки возникновения культуры как
социального явления. Культура как
способ развития человека. Физическая
культура и физическое здоровье.
Физическая культура и психическое
здоровье. Физическая культура и
социальное здоровье

1

2

Здоровый образ жизни как условие
активной жизнедеятельности человека.

1

3

Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО)

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

4

Проектирование индивидуальной
досуговой деятельности

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

5

Контроль состояния здоровья в
процессе самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой

1

6

Контроль состояния здоровья в
процессе самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

https://www.gto.ru/norms

www.edu.ru
www.school.edu.ru

7

Определение состояния здоровья с
помощью функциональных проб

1

8

Оценивание текущего состояния
организма с помощью субъективных и
объективных показателей

1

9

Организация и планирование занятий
кондиционной тренировкой

1

10

Упражнения для профилактики
нарушения и коррекции осанки

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

11

Упражнения для профилактики
перенапряжения органов зрения и мышц
опорно-двигательного аппарата при
длительной работе за компьютером

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

12

Комплекс упражнений атлетической
гимнастки для занятий кондиционной
тренировкой

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

13

Комплекс упражнений аэробной
гимнастики для занятий кондиционной
тренировкой

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

14

Техническая подготовка в футболе

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

15

Тактическая подготовка в футболе

1

16

Развитие силовых и скоростных
способностей средствами игры футбол

1

17

Развитие координационных
способностей средствами игры футбол

1

18

Развитие выносливости средствами
игры футбол

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

19

Совершенствование технических
действий в передаче мяча, стоя на месте
и в движении

1

20

Совершенствование техники ведение
мяча и во взаимодействии с партнером

1

21

Совершенствование техники удара по
мячу в движении

1

22

Тренировочные игры по мини-футболу

1

23

Техника судейства игры футбол

1

24

Техническая подготовка в баскетболе

1

25

Тактическая подготовка в баскетболе

1

26

Развитие скоростных и силовых
способностей средствами игры
баскетбол. Развитие координационных
способностей средствами игры
баскетбол

1

27

Развитие выносливости средствами
игры баскетбол

1

28

Совершенствование техники ведение
мяча и во взаимодействии с партнером

1

29

Совершенствование техники броска
мяча в корзину в движении

1

30

Тренировочные игры по баскетболу

1

31

Техника судейства игры баскетбол

1

32

Техническая подготовка в волейболе

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

33

Общефизическая подготовка
средствами игры волейбол

1

34

Развитие скоростных способностей
средствами игры волейбол. Развитие
силовых способностей средствами игры
волейбол

1

35

Развитие координационных
способностей средствами игры
волейбол

1

36

Развитие выносливости средствами
игры волейбол

1

37

Совершенствование техники
нападающего удара

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

38

Совершенствование техники
одиночного блока

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

39

Совершенствование тактической
действий во время защиты и нападения
в условиях учебной и игровой
деятельности

1

40

Тренировочные игры по волейболу

1

41

Техника судейства игры волейбол

1

42

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

43

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

44

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru
www.edu.ru
www.school.edu.ru

45

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

46

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

47

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

48

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

49

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

50

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

51

Участие в соревнованиях

1

52

Участие в соревнованиях

1

53

Судейство соревнований

1

54

Судейство соревнований

1

55

Знания о ГТО

1

56

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м
или 100 м

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

57

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на 2000
м или 3000 м

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

58

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на 2000
м или 3000 м

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

59

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Кросс на 3
км или 5 км

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

60

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
лыжах 3 км или 5 км

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

61

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса на высокой
перекладине. Рывок гири 16 кг.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
на полу

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

62

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см

1

63

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье

1

64

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами

1

65

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Поднимание
туловища из положения лежа на спине

1

66

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Метание
мяча весом 500 г(д), 700 г(ю)

1

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

67

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Челночный
бег 3*10 м

1

68

Фестиваль «Мы готовы к ГТО!». (сдача
норм ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний (тестов)
6 ступени

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Адаптация организма и здоровье
человека.

1

2

Здоровый образ жизни современного
человека

1

3

Определение индивидуального расхода
энергии

1

4

Физическая культура и
профессиональная деятельность
человека

1

5

Физическая культура и
продолжительность жизни человека

1

6

Физическая культура и
продолжительность жизни человека

1

7

Профилактика травматизма во время
самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой
и спортом

1

8

Оказание первой помощи при травмах и
ушибах

1

9

Оказание первой помощи при вывихах и
переломах

1

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Факт
ическ
ая
дата

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

10

Оказание первой помощи при
обморожении, солнечном и тепловом
ударах

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

11

Оздоровительные мероприятия и
процедуры в режиме учебного дня и
недели. Дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой.

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

12

Массаж как форма оздоровительной
физической культуры. Банные
процедуры.

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

13

Упражнения для профилактики острых
респираторных заболеваний.
Упражнения для снижения массы тела и
для профилактики целлюлита

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

14

Комплекс упражнений на повышение
подвижности суставов и эластичности
мышц (стретчинг)

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

15

Техническая подготовка в футболе

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

16

Тактическая подготовка в футболе

1

17

Развитие скоростных и силовых
способностей средствами игры футбол

1

18

Развитие координационных
способностей средствами игры футбол

1

19

Развитие выносливости средствами
игры футбол

1

20

Совершенствование техники передачи
мяча в процессе передвижения с разной
скоростью

1

21

Совершенствование техники остановки
мяча разными способами

1

22

Совершенствование технической и
тактической подготовки в футболе в
условиях учебной и игровой
деятельности

1

23

Тренировочные игры по мини-футболу
(на малом футбольном поле)

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

24

Тренировочные игры по футболу (на
большом поле)

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

25

Техническая подготовка в баскетболе

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

26

Тактическая подготовка в баскетболе

1

27

Развитие скоростных и силовых
способностей средствами игры
баскетбол

1

28

Развитие координационных
способностей средствами игры
баскетбол

1

29

Развитие выносливости средствами
игры баскетбол

1

30

Совершенствование техники перехвата
мяча, на месте и при передвижении

1

31

Совершенствование техники передачи и
броска мяча во время ведения

1

32

Совершенствование техники
выполнения штрафного броска

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

33

Совершенствование технической и
тактической подготовки в баскетболе в
условиях учебной и игровой
деятельности

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

34

Тренировочные игры по баскетболу

1

35

Техническая подготовка в волейболе

1

36

Тактическая подготовка в волейболе

1

37

Общефизическая подготовка в
волейболе

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

38

Развитие скоростных способностей
средствами игры волейбол

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

39

Развитие силовых способностей
средствами игры волейбол

1

40

Развитие координационных
способностей средствами игры
волейбол

1

41

Развитие выносливости средствами
игры волейбол

1

42

Совершенствование техники
нападающего удара в условиях
моделируемых игровых ситуаций

1

43

Совершенствование техники приема
мяча в условиях моделируемых игровых
ситуаций

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

44

Совершенствование техники подачи
мяча в условиях учебной игровой
деятельности

1

45

Совершенствование технической и
тактической подготовки в волейболе в
условиях учебной и игровой
деятельности

1

46

Тренировочные игры по волейболу

1

47

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

48

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

49

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

50

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

51

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

52

Спортивная подготовка (СФП) по
избранному виду спорта

1

53

Участие в соревнованиях

1

54

Участие в соревнованиях

1

55

Участие в соревнованиях

1

56

Участие в соревнованиях

1

57

Судейство соревнований

1

58

Судейство соревнований

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru

59

Правила техники безопасности в ГТО.
Первая помощь при травмах. Правила и
техника выполнения норматива
комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

60

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на 2000
м или 3000 м

1

ВФСК ГТО (gto.ru)

61

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Кросс на 3
км или 5 км

1

62

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса на высокой
перекладине. Рывок гири 16 кг.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
на полу

1

63

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см

1

64

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Правила и
техника выполнения норматива
комплекса ГТО: Поднимание туловища
из положения лежа на спине

1

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

65

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами

1

66

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Метание
мяча весом 500 г(д), 700 г(ю)

1

67

Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Челночный
бег 3*10 м

1

68

Фестиваль «Мы готовы к ГТО!». (сдача
норм ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний
(тестов) 6-7 ступени

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Физическая культура, 10 - 11 классы/ Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Готовцев Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный
спорт. Учебное пособие для СПО / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. 2е изд. М. : Юрайт, 2021.
Колодницкий Г. А. Физическая культура. 10-11 класс: Планирование и организация
занятий / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М. : Дрофа, 2010.
Виленский М. Я. Физическая культура. Методические рекомендации 10-11 классы :
пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. Я. Виленский, В. Т.
Чичикин, Т. Ю. Торочкова. М. : Просвещение, 2013.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая
культура». /https://www.gto.ru/norms,
ВФСК ГТО (gto.ru), www.edu.ru www.school.edu.ru
http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
http://sportlaws.infosport.ru Спортивное право. База данных, содержащая нормативные
и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и
социальные отношения в сфере физической культуры и спорта
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
Интернет-ресурсы. Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info.
05.01.2010. www.edunet.uz/media/e-resource/detail.php
Журнал "Теория и практика физической культуры"
http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm
Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/
Спортивные ресурсы в сети Интернет http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php
http://lib.sportedu.ru/press/flevot/2005N6/Index.htm - Российский журнал «Физическая
культура».



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.