МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Краснодарский край Отрадненский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО руководитель ШМО заместитель директора директор ________________________ ________________________ ________________________ Спасова О.В. Гирина М.Н Дорошко Н.В. протокол 1 от «31» августа протокол 1 от «29» августа протокол № 167-о/д от «01» 2023 г. 2023 г. сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2498054) учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 10 – 11 классов ст. Спокойная 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре для 10–11 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетия. В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. При формировании основ программы по физической культуре использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования: концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины; концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны; концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования; концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств; концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных программ на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной программой основного общего образования и предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области физической культуры. Общей целью общего образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по физической культуре по трём основным направлениям. Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность. Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системно-структурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре), спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем «Спортивная и физическая подготовка», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе федеральной рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная и физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей программе по физической культуре в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая подготовка». Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС Знания о физической культуре Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных направлений её развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека. Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, основные направления её развития и формы организации (оздоровительная, прикладно-ориентированная, соревновательно-достиженческая). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как основа прикладно-ориентированной физической культуры, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе советских социалистических республик (далее – СССР) и Российской Федерации. Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16–17 лет. Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом: Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание. Способы самостоятельной двигательной деятельности Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и досуговая). Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение. Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых занятий оздоровительной физической культурой, особенности планирования физических нагрузок и содержательного наполнения. Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения измерительных процедур. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения, предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером. Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры». Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение штрафных бросков. Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой деятельности. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. 11 КЛАСС Знания о физической культуре Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации организма в организации и планировании мероприятий здорового образа жизни, характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного человека. Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа жизни. Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и профессиональной деятельности. Определение индивидуального расхода энергии в процессе занятий оздоровительной физической культурой. Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и сохранении здоровья в разных возрастных периодах. Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой. Причины возникновения травм и способы их предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и тепловом ударах. Способы самостоятельной двигательной деятельности Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни. Релаксация как метод восстановления после психического и физического напряжения, характеристика основных методов, приёмов и процедур, правила их проведения (методика Э. Джекобсона, аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»). Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа, их воздействие на организм человека. Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные способы парения. Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная организация самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне», способы определения направленности её тренировочных занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и оценивания. Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования её направленности по тренировочным циклам, правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита, снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры». Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира; осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов); формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре. Раздел «Знания о физической культуре»: характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества; ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных возможностей. Раздел «Организация самостоятельных занятий»: проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности; планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне». Раздел «Физическое совершенствование»: выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании; выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки; демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол); демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне». К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре: Раздел «Знания о физической культуре»: характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой; положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия; выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи. Раздел «Организация самостоятельных занятий»: планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности основных психических процессов; организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после умственных и физических нагрузок; проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне», планировать их содержание и физические нагрузки, исходя из индивидуальных результатов в тестовых испытаниях. Раздел «Физическое совершенствование»: выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании; демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол); выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Физическая культура как социальное явление 2 1.2 Физическая культура как средство укрепления здоровья человека 1 Итого по разделу 3 Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности 2.1 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга Итого по разделу 6 6 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность Итого по разделу 4 4 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.1 Модуль «Спортивные игры». Футбол 10 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2.2 Модуль «Спортивные игры». Баскетбол 8 2.3 Модуль «Спортивные игры». Волейбол 10 Итого по разделу 28 Раздел 3. Модуль «Спортивная и физическая подготовка» 3.1 Спортивная подготовка 13 3.2 Базовая физическая подготовка 14 Итого 27 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Здоровый образ жизни современного человека 3 1.2 Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой 3 Итого по разделу 6 Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности 2.1 Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни 3 2.2 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» 2 Итого по разделу 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность Итого по разделу 3 3 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.1 Модуль «Спортивные игры». Футбол 10 2.2 Модуль «Спортивные игры». Баскетбол 10 2.3 Модуль «Спортивные игры». Волейбол 12 Итого по разделу 32 Раздел 3. Модуль «Спортивная и физическая подготовка» 3.1 Спортивная подготовка 12 3.2 Базовая физическая подготовка 10 Итого 22 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контроль ные работы Практичес кие работы Дата изучен ия Факт ическ ая дата Электронные цифровые образовательны е ресурсы 1 Истоки возникновения культуры как социального явления. Культура как способ развития человека. Физическая культура и физическое здоровье. Физическая культура и психическое здоровье. Физическая культура и социальное здоровье 1 2 Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человека. 1 3 Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 4 Проектирование индивидуальной досуговой деятельности 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 5 Контроль состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой 1 6 Контроль состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой 1 www.edu.ru www.school.edu.ru https://www.gto.ru/norms www.edu.ru www.school.edu.ru 7 Определение состояния здоровья с помощью функциональных проб 1 8 Оценивание текущего состояния организма с помощью субъективных и объективных показателей 1 9 Организация и планирование занятий кондиционной тренировкой 1 10 Упражнения для профилактики нарушения и коррекции осанки 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 11 Упражнения для профилактики перенапряжения органов зрения и мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 12 Комплекс упражнений атлетической гимнастки для занятий кондиционной тренировкой 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 13 Комплекс упражнений аэробной гимнастики для занятий кондиционной тренировкой 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 14 Техническая подготовка в футболе 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 15 Тактическая подготовка в футболе 1 16 Развитие силовых и скоростных способностей средствами игры футбол 1 17 Развитие координационных способностей средствами игры футбол 1 18 Развитие выносливости средствами игры футбол 1 www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 19 Совершенствование технических действий в передаче мяча, стоя на месте и в движении 1 20 Совершенствование техники ведение мяча и во взаимодействии с партнером 1 21 Совершенствование техники удара по мячу в движении 1 22 Тренировочные игры по мини-футболу 1 23 Техника судейства игры футбол 1 24 Техническая подготовка в баскетболе 1 25 Тактическая подготовка в баскетболе 1 26 Развитие скоростных и силовых способностей средствами игры баскетбол. Развитие координационных способностей средствами игры баскетбол 1 27 Развитие выносливости средствами игры баскетбол 1 28 Совершенствование техники ведение мяча и во взаимодействии с партнером 1 29 Совершенствование техники броска мяча в корзину в движении 1 30 Тренировочные игры по баскетболу 1 31 Техника судейства игры баскетбол 1 32 Техническая подготовка в волейболе 1 www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 33 Общефизическая подготовка средствами игры волейбол 1 34 Развитие скоростных способностей средствами игры волейбол. Развитие силовых способностей средствами игры волейбол 1 35 Развитие координационных способностей средствами игры волейбол 1 36 Развитие выносливости средствами игры волейбол 1 37 Совершенствование техники нападающего удара 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 38 Совершенствование техники одиночного блока 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 39 Совершенствование тактической действий во время защиты и нападения в условиях учебной и игровой деятельности 1 40 Тренировочные игры по волейболу 1 41 Техника судейства игры волейбол 1 42 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 43 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 44 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 45 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 46 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 47 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 48 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 49 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 50 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 51 Участие в соревнованиях 1 52 Участие в соревнованиях 1 53 Судейство соревнований 1 54 Судейство соревнований 1 55 Знания о ГТО 1 56 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 57 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000 м или 3000 м 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 58 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000 м или 3000 м 1 www.edu.ru www.school.edu.ru https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms 59 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Кросс на 3 км или 5 км 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 60 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на лыжах 3 км или 5 км 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 61 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине. Рывок гири 16 кг. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 62 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см 1 63 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье 1 64 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 1 65 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Поднимание туловища из положения лежа на спине 1 66 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Метание мяча весом 500 г(д), 700 г(ю) 1 https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) 67 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3*10 м 1 68 Фестиваль «Мы готовы к ГТО!». (сдача норм ГТО с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 6 ступени 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) 0 0 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Адаптация организма и здоровье человека. 1 2 Здоровый образ жизни современного человека 1 3 Определение индивидуального расхода энергии 1 4 Физическая культура и профессиональная деятельность человека 1 5 Физическая культура и продолжительность жизни человека 1 6 Физическая культура и продолжительность жизни человека 1 7 Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и спортом 1 8 Оказание первой помощи при травмах и ушибах 1 9 Оказание первой помощи при вывихах и переломах 1 Контроль ные работы Практичес кие работы Дата изучен ия Факт ическ ая дата Электронные цифровые образовательны е ресурсы www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 10 Оказание первой помощи при обморожении, солнечном и тепловом ударах 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 11 Оздоровительные мероприятия и процедуры в режиме учебного дня и недели. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 12 Массаж как форма оздоровительной физической культуры. Банные процедуры. 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 13 Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний. Упражнения для снижения массы тела и для профилактики целлюлита 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 14 Комплекс упражнений на повышение подвижности суставов и эластичности мышц (стретчинг) 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 15 Техническая подготовка в футболе 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 16 Тактическая подготовка в футболе 1 17 Развитие скоростных и силовых способностей средствами игры футбол 1 18 Развитие координационных способностей средствами игры футбол 1 19 Развитие выносливости средствами игры футбол 1 20 Совершенствование техники передачи мяча в процессе передвижения с разной скоростью 1 21 Совершенствование техники остановки мяча разными способами 1 22 Совершенствование технической и тактической подготовки в футболе в условиях учебной и игровой деятельности 1 23 Тренировочные игры по мини-футболу (на малом футбольном поле) 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 24 Тренировочные игры по футболу (на большом поле) 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 25 Техническая подготовка в баскетболе 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 26 Тактическая подготовка в баскетболе 1 27 Развитие скоростных и силовых способностей средствами игры баскетбол 1 28 Развитие координационных способностей средствами игры баскетбол 1 29 Развитие выносливости средствами игры баскетбол 1 30 Совершенствование техники перехвата мяча, на месте и при передвижении 1 31 Совершенствование техники передачи и броска мяча во время ведения 1 32 Совершенствование техники выполнения штрафного броска 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 33 Совершенствование технической и тактической подготовки в баскетболе в условиях учебной и игровой деятельности 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 34 Тренировочные игры по баскетболу 1 35 Техническая подготовка в волейболе 1 36 Тактическая подготовка в волейболе 1 37 Общефизическая подготовка в волейболе 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 38 Развитие скоростных способностей средствами игры волейбол 1 www.edu.ru www.school.edu.ru 39 Развитие силовых способностей средствами игры волейбол 1 40 Развитие координационных способностей средствами игры волейбол 1 41 Развитие выносливости средствами игры волейбол 1 42 Совершенствование техники нападающего удара в условиях моделируемых игровых ситуаций 1 43 Совершенствование техники приема мяча в условиях моделируемых игровых ситуаций 1 www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 44 Совершенствование техники подачи мяча в условиях учебной игровой деятельности 1 45 Совершенствование технической и тактической подготовки в волейболе в условиях учебной и игровой деятельности 1 46 Тренировочные игры по волейболу 1 47 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 48 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 49 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 50 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 51 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 52 Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта 1 53 Участие в соревнованиях 1 54 Участие в соревнованиях 1 55 Участие в соревнованиях 1 56 Участие в соревнованиях 1 57 Судейство соревнований 1 58 Судейство соревнований 1 www.edu.ru www.school.edu.ru www.edu.ru www.school.edu.ru 59 Правила техники безопасности в ГТО. Первая помощь при травмах. Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 60 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000 м или 3000 м 1 ВФСК ГТО (gto.ru) 61 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Кросс на 3 км или 5 км 1 62 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине. Рывок гири 16 кг. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 1 63 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см 1 64 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Поднимание туловища из положения лежа на спине 1 https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) 65 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 1 66 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Метание мяча весом 500 г(д), 700 г(ю) 1 67 Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3*10 м 1 68 Фестиваль «Мы готовы к ГТО!». (сдача норм ГТО с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 6-7 ступени 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) https://www.gto.ru/norms ВФСК ГТО (gto.ru) 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура, 10 - 11 классы/ Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Готовцев Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный спорт. Учебное пособие для СПО / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. 2е изд. М. : Юрайт, 2021. Колодницкий Г. А. Физическая культура. 10-11 класс: Планирование и организация занятий / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М. : Дрофа, 2010. Виленский М. Я. Физическая культура. Методические рекомендации 10-11 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин, Т. Ю. Торочкова. М. : Просвещение, 2013. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура». /https://www.gto.ru/norms, ВФСК ГТО (gto.ru), www.edu.ru www.school.edu.ru http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры http://sportlaws.infosport.ru Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» Интернет-ресурсы. Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info. 05.01.2010. www.edunet.uz/media/e-resource/detail.php Журнал "Теория и практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/ Спортивные ресурсы в сети Интернет http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php http://lib.sportedu.ru/press/flevot/2005N6/Index.htm - Российский журнал «Физическая культура».