МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Отрадненский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №11 Борисенко О.П. ________________________ ________________________ Протокол №1 от «31» Гирина М.Н. Дорошко Н.В. августа 2023 г. Протокол №1 от «31» Приказ №167-о/д от «1» августа 2023 г. сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Человек и общество» для обучающихся 11 класса Станица Спокойная 2023 Пояснительная записка Программа элективного курса "Человек и общество" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями. Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом. Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ. Задачи курса: - повышение предметной компетентности учеников; - развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету; - краткое изложение и повторение курса обществознания; - ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности; - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; - формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию Содержание курса включает: - Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию. - Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления. - Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ. Ожидаемые результаты: - Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса; - Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий 1 и 2 части; - Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену. Содержание программы 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч.) ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 2. Блок "Человек и общество" (3 ч.) Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 3. Блок "Человек. Познание" (3 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 4. Блок "Социальная сфера" (3 ч). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 5. Блок "Экономическая сфера " (3 ч.) Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 6. Блок "Политология" (4 ч.) Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 7. Блок "Право" (4 ч.) Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку. 8. Общая характеристика заданий 2 части. Особенности заданий 17-18. 17-18 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. 9. Специфика заданий 19-23 Задание 19 – нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт. Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком. Задание-задача 22 требует анализа представленной информации, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. Во время выполнении этого задания проверяется умение использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений. Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений. План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме. Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. 10. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (3ч.) Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. Учебно-тематический план курса - 34 часа № Тема 1 Введение. ЕГЭ по обществознанию 2 Структура и содержание экзаменационной работы 3 Блок «Человек и общество» 4 Тренинг по выполнению заданий 1 части по данному блоку 5 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 6 Блок «Человек. Познание» 7 Тренинг по выполнению заданий 1 части по данному блоку 8 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 9 Блок "Социальная сфера" 10 Тренинг по выполнению заданий 1 части по данному блоку 11 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 12 Блок "Экономическая сфера " 13 Тренинг по выполнению заданий 1 части по данному блоку 14 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 15 Блок "Политология" 16 Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов 17 Тренинг по выполнению заданий 1 части по данному блоку 18 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 19 Блок "Право" 20 Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов 21 Тренинг по выполнению заданий 1 части по Кол-во Тип занятия Дата часов проведения 1 1 лекция практикум 1 1 лекция практикум 1 практикум 1 1 лекция практикум 1 тренинг 1 1 лекция практикум 1 практикум 1 1 лекция практикум 1 практикум 1 1 лекция семинар 1 практикум 1 практикум 1 1 лекция семинар 1 практикум данному блоку 22 Тренинг по выполнению заданий 2 части по данному блоку 23 Особенности заданий 17-18 24 Структура и специфика заданий на анализ документа 25- Специфика заданий 19-23 26 27 Составление сложного плана по темам раздела 28- Задание 25 как творческая работа 30 выпускника 31 Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 32- Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ 3 34 Литература 1 практикум 1 1 семинар практикум 2 семинар практикум 1 практикум 3 1 семинар Тестирование в формате ЕГЭ 1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2011. 2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013. 3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009 4. ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011. 5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений) 6. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ 7. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.