РП по элективному курсу Человек и общество 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование Отрадненский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№11

Борисенко О.П. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «31»
Гирина М.Н.
Дорошко Н.В.
августа 2023 г.
Протокол №1 от «31»
Приказ №167-о/д от «1»
августа 2023 г.
сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Человек и общество»
для обучающихся 11 класса

Станица Спокойная 2023

Пояснительная записка
Программа элективного курса "Человек и общество" предназначена для учащихся 11
класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана
на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных
материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными
компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по
обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при
операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией,
текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии,
экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни
современного общества — духовной культуры, экономической, политической,
социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания
образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует
требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий
повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по
обществознанию
Содержание курса включает:
- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных
видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым
позициям курса;
- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах
заданий 1 и 2 части;

- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при
подготовке к экзамену.

Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы (2ч.)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы
отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Блок "Человек и общество" (3 ч.)
Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь
общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и
личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций
развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению
заданий 1 и 2 части по данному блоку.
3. Блок "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека.
Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы.
Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность
личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по
выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку.
4. Блок "Социальная сфера" (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их
классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся
поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как
социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как
социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный
конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в
РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий 1 и
2 части по данному блоку.
5. Блок "Экономическая сфера " (3 ч.)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели
фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования
бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация.
Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный
бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система.
Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя
торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная
экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда.
Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Безработица. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку.
6. Блок "Политология" (4 ч.)

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции.
Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные
системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление.
Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в
политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы.
Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт»,
«парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие
понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных
суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и
социальной практики. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку.
7. Блок "Право" (4 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.
Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая
ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской
Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам
человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты.
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства.
Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы.
Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 части по данному блоку.
8. Общая характеристика заданий 2 части. Особенности заданий 17-18.
17-18 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды
документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые
аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм
работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать
и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по
курсу, анализировать авторскую позицию.
9. Специфика заданий 19-23
Задание 19 – нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление
связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т.п.)
примерами отдельных положений текста с опорой на обществоведческие знания,
факты социальной жизни и личный социальный опыт.
Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных
обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное
формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений,
связанных с проблематикой текста.
Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения,
иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен
осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с
соответствующим рисунком.
Задание-задача 22 требует анализа представленной информации, объяснения связи
социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных
оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. Во время
выполнении этого задания проверяется умение использовать понятийный аппарат при
анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений.
Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией
Российской Федерации.
Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой
теме.

Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений
общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных
социальных явлений.
План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме. Вопросы и
требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе
применительно к реалиям современного российского общества и государства.
10. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (3ч.)
Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

Учебно-тематический план курса - 34 часа
№

Тема

1 Введение. ЕГЭ по обществознанию
2 Структура и содержание экзаменационной
работы
3 Блок «Человек и общество»
4 Тренинг по выполнению заданий 1 части по
данному блоку
5 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
6 Блок «Человек. Познание»
7 Тренинг по выполнению заданий 1 части по
данному блоку
8 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
9 Блок "Социальная сфера"
10 Тренинг по выполнению заданий 1 части по
данному блоку
11 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
12 Блок "Экономическая сфера "
13 Тренинг по выполнению заданий 1 части по
данному блоку
14 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
15 Блок "Политология"
16 Систематизация знаний учащихся при
изучении основных теоретических вопросов
17 Тренинг по выполнению заданий 1 части по
данному блоку
18 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
19 Блок "Право"
20 Систематизация знаний учащихся при
изучении основных теоретических вопросов
21 Тренинг по выполнению заданий 1 части по

Кол-во Тип занятия
Дата
часов
проведения
1
1

лекция
практикум

1
1

лекция
практикум

1

практикум

1
1

лекция
практикум

1

тренинг

1
1

лекция
практикум

1

практикум

1
1

лекция
практикум

1

практикум

1
1

лекция
семинар

1

практикум

1

практикум

1
1

лекция
семинар

1

практикум

данному блоку
22 Тренинг по выполнению заданий 2 части по
данному блоку
23 Особенности заданий 17-18
24 Структура и специфика заданий на анализ
документа
25- Специфика заданий 19-23
26
27 Составление сложного плана по темам
раздела
28- Задание 25 как творческая работа
30 выпускника
31 Типичные ошибки при выполнении заданий
ЕГЭ по обществознанию.
32- Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ
3
34
Литература

1

практикум

1
1

семинар
практикум

2

семинар
практикум

1

практикум

3
1

семинар
Тестирование
в формате
ЕГЭ

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ.
Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2011.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. /
А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.:
Просвещение, 2013.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю.
Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
4. ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л.
Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011.
5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011:
Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011.
(Федеральный институт педагогических измерений)
6. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания:
учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ
7. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И.
Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.