Рабочая программа по биологии 5-9 для 8-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
СОШ №11
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

________________________

________________________

Директор МБОУ СОШ
№ 11

Сумлянинова Н.П
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Гирина М.Н.
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 5 – 9 классов (для 8-9 классов)

станица Спокойная 2023 г

________________________
Н.В. Дорошко
Приказ № 167-о/д от «1»
сентября 2023 г.

1.Планируемые результаты освоения курса «Биология».
Личностные результаты освоения предмета«Биология».
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1. Гражданское воспитание:
• готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований
и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание:
• понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной
составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание:
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм
и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
4. Эстетическое воспитание:
• понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.
5. Формирование культуры здоровья:
• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
• умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6. Трудовое воспитание:
• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической
направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
7. Экологическое воспитание:
• ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
• осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о
биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
• умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;
• осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
• уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
8. Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

• овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
8) смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств,мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экоси- стемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4)формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5 класс
Обучающийся научится:
• формировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
• осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с
определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
6 класс
Обучающийся научится:
• формировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для
живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
• осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

7 класс
Обучающийся научится:
• формировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для
живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
• аргументировать, приводить доказательства различий животных;
• осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
• осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:

• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями животных; уходом за
домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
8 класс
Обучающийся научится:
• формировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма,
стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;

• выявлятьпримерыи пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности
и изменчивости, присущей человеку;
• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других
людей;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять
ее в виде устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью
своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
9 класс
Выпускник научится:
• формировать систему научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира ; выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы)
и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними в агроценозах;

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в
виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих
проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью
своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
2. Содержание учебного предмета
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Соблюдение правил поведения в окружающей

среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие,
раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.Отличительные признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов. Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки.Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка.
Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Царства живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Ботаника–наука орастениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений.

Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни
растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени.Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа.Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание
(фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых
растений.
Многообразие растений
Принципы классификации.Классификациярастений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел

Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.
Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Дрожжи, плесневые
грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Природные сообщества
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной
среды на человека.
Царство Животные
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общеезнакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных.

Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений
животных в природе.
Одноклеточные животные или Простейшие
Общаяхарактеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути
заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными
животными.
Многоклеточные животные
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.
Черви
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые.Свободноживущие и паразитические плоские и
круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и
жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногих.Среды жизни. Инстинкты.Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Охрана Ракообразных.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые,
снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у
рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб.
Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.
Происхождениеземноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни
человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся.
Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности
внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц.Сезонные явления в жизни птиц.Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни
млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих.
Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,

эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как
социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строениехимический состав, жизненные свойства.
Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя
среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.
Нервная система
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика
нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Эндокринная система
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.
Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная
и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение

Опорно-двигательная система:состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования
скелета и мышц. Гиподинамия.Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови.
Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл.
Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система:состав,строение,функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция
дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.Первая помощь при
остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости.Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Мочевыделительная система:состав,строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания
органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения
здоровья.
Размножение и развитие
Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка.
Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генети-

ческих знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Психология

поведения

человека.

Высшая

нервная

деятельность

человека,

работы

И. М. Сеченова,

И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность
мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, упо-

требление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.Социальная и природная среда, адаптации к ним.Краткая характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их
значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.).Основные признаки живого.
Уровни организации живой природы.Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Молекулярный уровень
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих
в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие

клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток –
одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организменный уровень
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического
состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии
– признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция
функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Популяционно – видовой уровень
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции
в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.Происхождение
основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном
отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемный уровень
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее
основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конку-

ренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы.Распространение и роль живого вещества в биосфере.Ноосфера.Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и
жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Лабораторные работы по разделу «Живые организмы»:
1.

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

2.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

3.

Строение плесневого гриба мукора.

4.

Строение зеленых водорослей;

5.

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

6.

Изучение внешнего строения спороносящегопапоротника ;

7.

Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

8.

Изучение строения семян однодольных растений;

9.

Изучение строения семян двудольных растений;

10.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

11.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

12.

Клеточное строение листа

13.

Внутреннее строение ветки дерева.

14.

Изучение видоизмененных побегов.

15.

Строение цветка.

16.

Многообразие сухих и сочных плодов.

17.

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине;

18.

Вегетативноеразмножениекомнатныхрастений;

19.

Выявление признаков семейства по внешнему строению;

20.

Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

21.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

22.

Изучениестроенияраковинмоллюсков;

23.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям;

24.

Изучениевнешнегостроениянасекомого;

25.

Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

26.

Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

Экскурсии по разделу «Живые организмы»:
1.

Многообразиеживотных;

2.

Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

3.

Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

4.

Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

5.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Практические работы по разделу«Человек и его здоровье»:
1.

Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

2.

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.

3.

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

4.

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

5.

Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

6.

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

7.

Изучение строения и работы органа зрения.

Практические работы по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;

2.

Выявление изменчивостиорганизмов;

3.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

2.

Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

3.

Естественный отбор - движущая сила эволюции.

5 класс
Живые организмы.
Бактерии,
грибы, растения

6 класс

34

Темы

Кол-во часов

Раздел

Кол-во часов

3.Тематическое планирование

Биология –
наука о живых
организмах

6

Клеточное
строение организмов

10

Многообразие
организмов.
Царство Бактерии
Царство Грибы

2

Лишайники
Многообразие
растений. Царство Растения

1
10

5

Основные виды деятельности

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.Выделять существенные признаки строения процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом
и описывать их.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
бактерий, грибов, лишайников.Объяснять роль бактерий, грибов и
лишайников в природе и жизни человека.Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.Осваивать приемы
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, вирусами.

Основные
направления воспитательной
деятельности
1.5, 1.6, 1.7

1.2,1.5,1.6,1.7
1.8

1.1, 1.2, 1.4,
1.5, 1.6, 1.7,
1.8
1.3, 1.4, 1.5,
1.7
1.1, 1.7,1.8
1.1, 1.2, 1.5,
1.6,1.7,1.8

Живые организмы
Растения

7 класс
Живые организмы

68

68

Повторение
курса 5 класса
Строение и
многообразие
покрытосеменных
Жизнь растений (проекты)

3
26

20

Классификация
растений
Природные сообщества

13

Зоология –
наука о живот-

3

6

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Сравнивать клетки разных тканей, ткани,
представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения.Ставить биологические
эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и
выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных
отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Проводить наблюдения за ростом и развитием растений. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения
мер профилактики мер заболеваний, вызываемых растениями; родства, общности, происхождения и эволюции растений ( на примере
сопоставления отдельных систематических групп). Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказание первой помощи
при отравлении ядовитыми растениями; выращивание и размножение культурных растений. Находить информацию о растениях в
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Определять принадлежность растений к определенной систематической групп. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира, цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.

1.1, 1.7, 1.8

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Сравнивать клетки разных тканей, ткани,

1.7, 1.8

1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8
1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8
1.1, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8
1.5, 1.6, 1.7

Животные

ных
Простейшие

2

Многоклеточные животные.
Тип Губки и
Тип Кишечнополостные
Черви (проекты)
Тип Моллюски
и Тип Иглокожие
Тип Членистоногие
Тип Хордовые
(проекты)

35

Эволюция
строения и
функций органов и их систем
у животных
Развитие и закономерности
размещения
животных на
Земле

14

2

4
3

9
17

4

представителей разных групп животных, рост и развитие, делать
выводы на основе сравнения. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности, поведения животных и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими
функциями у животных.Наблюдать и описывать поведение животных. Различать на живых объектах и таблицах органыи системы
органов животных; животных разных типов и классов, наиболее
распространенных домашних животных, опасных для человека животных.Объяснять роль различных животных в жизни человека.Выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация). Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Осваивать приемы: оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых животными,родства, особенности, происхождения и усложнения животных в ходе эволюции (на примере сопоставления отдельных систематических
групп).Находить информацию о животных в научно - популярной
литературе, биологических словарях; справочниках, анализировать
и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Оценивать с
эстетической точки зрения представителей животного мира; цель и
смысл СВОИХ действий по отношению к представителям животного
мира.

1.1, 1.5, 1.7,
1.8

1.1, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8
1.1, 1.3, 1.4,
1.5
1.5, 1.6, 1.7

1.2, 1.3, 1.4,
1.5, 1.6,
1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8
1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.6,
1.7, 1.8

1.5, 1.6, 1.7,
1.8

8 класс
Человек и его
здоровье

68

Биоценозы

4

Животный мир
и хозяйственная деятельность человека

6

Введение в
науки о человеке
Происхождение человека
Общие свойства организма
человека
Опора и движение

2

Кровь и кровообращение

9

3
4

7

1.1, 1.4, 1.7,
1.8
1.1, 1.2, 1.3,
1.6, 1.7

Приводить доказательства (аргументация),родства человека с млекопитающими животными.Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека.Сравнивать клетки, ткани организма человека делать выводы
на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека.Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых
микропрепаратах.
Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы
человека.Выявлять влияние физических упражнений на развитие
скелета и мускулатуры; взаимосвязь' между строением и функциями клеток, ткан ей и органов опорно-двигательной системы.Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и
развития плоскостопия.На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие
плоскостопия.Осваивать приемы оказания первой помощи при
травмах опорно-двигательной системы
Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.Выявлять взаимосвязь

1.1, 1.5,

1.3, 1.6, 1.7,
1.8
1.1, 1.5, 1.6,
1.8
1.2, 1.4, 1.5,
1.7, 1.8

1.1, 1.4, 1.5,
1.6, 1.8

Дыхание

5

Пищеварение

6

Обмен веществ
и энергии

3

между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы.Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления,
оказания первой помощи при кровотечениях.
Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний,
борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы.Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных зa6олеваниях, оформлять ее
в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающего.
Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.Приводить доказательства (аргументация) необходимости
соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы
Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений
энергии в организме человека.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и
развитие авитаминозов.

1.2, 1.5, 1.6,
1.7,

1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 1.8

1.3, 1.4, 1.5,
1.6,

9 класс
Общие

био-

68

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Нервная система
Анализаторы

5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Эндокринная
система

6

Индивидуальное развитие
организма
Здоровье человека
и
его
охрана (проекты)

5

Биология как

3

5

2

2

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями.Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и
солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах. Выделять существенные признаки процесса выделения продуктов обмена из
организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы.
Выделять существенные признаки строения функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений
зрения и слуха.
Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

1.1, 1.2, 1.4,
1.5, 1.6, 1.7,
1.8

1.2, 1.4, 1.5,
1.6
1.1, 1.3, 1.5,
1.6,
1.1, 1.2, 1.4,
1.5, 1.7, 1.8

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедея1.5, 1.8
тельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы
нервной и эндокринной системы.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю- 1.1, 1.2, 1.5,
дения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для
предупреждения наследственных заболеваний человека.Находить в
учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и
ВИЧ-инфекции оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.
Выделять отличительные признаки живых организмов. Определя-

1.5, 1.8

логические
закономерности

наука

Молекулярный
уровень

10

Клеточный
уровень

14

Организменный уровень

13

ют понятия, формируемые в ходе изучения темы:«биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая
биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе.
Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.
Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с
окружающими (родственниками, знакомыми, сверстниками) о
профессиях, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в
составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в
состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью
самостоятельного выявления биологических закономерностей.
Выделять существенные признаки строения процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями
клеток.Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование»,
«деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое
размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яични-

1.1, 1.4, 1.5,
1.7, 1.8

1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.8

1.1, 1.2, 1.3,
1.4,

Популяционно
– видовой уровень. (проекты)

8

Экосистемный
уровень (проекты)

7

Биосферный
уровень

13

ки», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового
размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного
размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем.
Выделять существенные признаки вида. Объяснять формирование
приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных
мерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления
у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз».
Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум
как искусственную экосистему.
Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземновоздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико-химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация».Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия
живых организмов на различные среды жизни.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математических дисциплин
от 31 августа 2023 года № 1
________/Н.П. Сумлянинова/

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________/М.Н. Гирина
31 августа 2023 года

1.2, 1.3, 1.4,
1.7, 1.8

1.1, 1.5, 1.6,
1.8

1.1,1.4, 1.5,
1.6, 1.7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.