КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2023 года протокол № 1 Председатель ______________ Дорошко Н.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет астрономия Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы) Количество часов 34 часа Учитель Сопотов Василий Федорович Программа по астрономии на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413, в редакции приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г. №712), в соответствии с Концепцией преподавания (указать предмет), в соответствии с примерной программой воспитания (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 12 июня 2020 г. №2\20 Программой воспитания МБОУ СОШ №11, утвержденной приказом №58 от 28.05.2020,с учётом ООП ООО МБОУ СОШ №11(31.08.2021)примерной программы по русскому языку (примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 года №2/16-з) 1 Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего общего образования, с учетом преемственности на основании следующих нормативных правовых документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. №1578 (далее ФГОС СОО); - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г. №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждено постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 г.Москва); Цели и задачи изучаемого предмета Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; 2 — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; — формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Место предмета в учебном плане Данная рабочая программа по астрономии расчитана 34 ч (по 1 ч в неделю 11 классе) Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла; • основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение 3 Солнца, солнечной атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; уметь • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. 4 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются: • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; • в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; 5 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию иформирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественнойнауки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально6 экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение кмиру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта; • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; 7 оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемнопротиворечивые ситуации; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; • ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • 8 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам. Астрономия, ее значение и связь с другими науками Предметные результаты освоения темы позволяют: • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. Практические основы астрономии Предметные результаты изучения данной темы позволяют: • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Строение Солнечной системы • 9 Предметные результаты освоения данной темы позволяют: • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы Предметные результаты изучения темы позволяют: • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; 10 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Солнце и звезды Предметные результаты освоения темы позволяют: • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; • объяснять причины изменения светимости переменных звезд; • описывать механизм вспышек новых и сверхновых; • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; • описывать этапы формирования и эволюции звезды; • 11 характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Строение и эволюция Вселенной Предметные результаты изучения темы позволяют: • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; • формулировать закон Хаббла; • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Жизнь и разум во Вселенной Предметные результаты позволяют систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление: • 12 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; • об истории науки; • о новейших разработках в области науки и технологий; • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.). Выпускник сможет: • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи); • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится: • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; • 13 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели; • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. • № Название п/п раздела Колво часов для изуче ния Содержание учебного предмета Основное содержание Планируемые результаты по Контрольноучебного раздела каждой теме (характеристика оценочная основных видов деятельности деятельность обучающихся) Источник формирования фондов оценочных средств для проведения 14 разде ла контрольно оценочной деятельности - 1 АСТРОНОМИ Я, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 2 Астрономия, ее связь с — воспроизводить сведения другими науками. по истории развития Структура и масштабы астрономии, Вселенной. Особенности ее связях с физикой и астрономических математикой; методов исследования. — использовать полученные Телескопы и ранее знания для объяснения радиотелескопы. устройства и принципа работы Всеволновая астрономия. телескопа. 2 ПРАКТИЧЕС КИ Е ОСНОВЫ АСТРОНОМИ И 5 Звезды и созвездия. — воспроизводить Контрольная Кунаш, М. А. Звездные карты, глобусы определения терминов и работа № 1 по Астрономия понятий (созвездие, высота и теме и атласы. Видимое . 11 класс. кульминация звезд и Солнца, «Практически Методическ движение звезд на эклиптика, местное, поясное, е основы различных ое пособие к географических широтах. летнее и зимнее время); астрономии». учебнику Б. Кульминация светил. А. - объяснять необходимость Видимое годичное ВоронцоваВ введения високосных лет и движение Солнца. ельяминова, нового календарного стиля; Эклиптика. Движение и -объяснять Е. К. Странаблюдаемые фазы Луны. Затмения ута невооруженным глазом Солнца и Луны. Время и движения звезд и Солнца на «Астрономи календарь. я. Базовый различных географических уровень. 11 широтах, движение и фазы класс» / - 15 3 СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 7 Луны, причины затмений Луны и Солнца; - применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Развитие представлений о — воспроизводить Практическая строении мира. исторические сведения о работа с и развитии планом Геоцентрическая система становлении гелиоцентрической системы Солнечной мира. Становление системы. мира; гелиоцентрической Контрольная — воспроизводить системы мира. работа № 2 по Конфигурации планет и определения терминов и теме (конфигурация условия их видимости. понятий «Строение планет, синодический и Синодический и периоды сидерический (звездный) сидерический Солнечной обращения планет, периоды обращения системы». горизонтальный параллакс, планет. угловые размеры объекта, Законы Кеплера. Определение расстояний астрономическая единица); — вычислять расстояние до и размеров тел в планет по горизонтальному Солнечной системе. параллаксу, а их размеры по Горизонтальный угловым размерам и параллакс. Движение расстоянию; небесных тел под действием сил тяготения. — формулировать законы Определение массы Кеплера, определять небесных тел. массы планет на основе третьего Движение искусственных спутников Земли и М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018., с.39. Кунаш, М. А. Астрономия . 11 класс. Методическ ое пособие к учебнику Б. А. ВоронцоваВ ельяминова, Е. К. Страута «Астрономи я. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018., с. 69; с.82. 16 космических аппаратов в (уточненного) закона Кеплера; Солнечной системе. — описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; — характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. 17 4 ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 8 Солнечная система как — формулировать и комплекс тел, имеющих обосновывать основные общее происхождение. положения современной Земля и Луна — двойная гипотезы о формировании всех планета. Исследования тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; Луны космическими аппаратами. — определять и различать Пилотируемые полеты понятия (Солнечная система, на Луну. Планеты планета, ее спутники, планеты земной группы. Природа земной группы, планетыМеркурия, Венеры и гиганты, кольца планет, малые Марса. Планетытела, астероиды, планетыгиганты, их спутники и карлики, кометы, метеороиды, кольца. метеоры, болиды, метеориты); Малые тела Солнечной — описывать природу Луны и системы: астероиды, объяснять причины ее отличия планеты-карлики, от Земли; кометы, метеороиды, — перечислять метеоры, болиды и существенные различия метеориты. природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; Практическая Кунаш, М. работа «Две А. группы Астрономия планет . 11 класс. Солнечной Методическ системы». ое пособие к Контрольная учебнику Б. работа № А. 3 по теме ВоронцоваВ «Природа тел ельяминова, Е. К. СтраСолнечной ута системы». «Астрономи я. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018., с.101; с. 131 18 — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; — описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец; — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения. 19 5 СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ 6 Излучение и температура — определять и различать Проверочная Солнца. Состав и понятия (звезда, модель работа звезды, светимость, парсек, «Солнце и строение Солнца. Солнечная Источник его энергии. световой год); Атмосфера Солнца. — характеризовать система». Солнечная активность и физическое состояние Контрольная ее влияние на Землю. вещества Солнца и звезд и работа № 4 по Звезды — далекие теме «Солнце источники их энергии; солнца. Годичный — описывать внутреннее и звезды». параллакс и расстояния строение Солнца и способы до звезд. Светимость, передачи энергии из центра к спектр, цвет и поверхности; температура различных — объяснять механизм классов звезд. Диаграмма возникновения на Солнце «спектр — светимость». грануляции и пятен; Массы и размеры звезд. — описывать наблюдаемые Модели звезд. проявления солнечной Переменные и нестационарные звезды. активности и их влияние на Землю; Цефеиды — маяки — вычислять расстояние до Вселенной. Эволюция звезд различной массы. звезд по годичному параллаксу; — называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр светимость»; Кунаш, М. А. Астрономия . 11 класс. Методическ ое пособие к учебнику Б. А. ВоронцоваВ ельяминова, Е. К. Страута «Астрономи я. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018., с. 165; с.168. 20 — сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; — объяснять причины изменения светимости переменных звезд; — описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; — оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; — описывать этапы формирования и эволюции звезды; — характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. 6 СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ 5 Наша Галактика. Ее — объяснять смысл понятий Вселенная, размеры и структура. Два (космология, модель Вселенной, Большой типа населения Галактики. Межзвездная взрыв, реликтовое излучение); среда: газ и пыль. — характеризовать основные Спиральные рукава. параметры Галактики Ядро Галактики. Области - - 21 звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. (размеры, состав, структура и кинематика); — определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; — распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); — сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; — обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; — формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; 22 — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; — классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. 7 ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ 1 Проблема существования исследования и со жизни вне Земли. временном состоянии Условия, необходимые проблемы существования для развития жизни. жизни во Вселенной. - - 23 Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании Тематический поурочный план Кол-во часов № Тема урока 1. АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2ч) Что изучает астрономия 1 2. Наблюдения — основа астрономии Примечание 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5ч) 24 3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты 1 4. 1 5. Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца. Эклиптика 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны 1 7. 1 8. Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7ч) Развитие представлений о строении мира 9. Конфигурации планет. Синодический период 1 10. Законы движения планет Солнечной системы 1 11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 12. Практическая работа с планом Солнечной системы 1 13. Открытие и применение закона всемирного тяготения 1 14. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в 1 1 К.р. 1 Пр.р. К.р. 25 15. 16. Солнечной системе. Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы». ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение Земля и Луна — двойная планета 1 1 1 18. Две группы планет. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». Природа планет земной группы 19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» 1 20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца 1 21. 1 23. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6ч) Солнце, состав и внутреннее строение 24. Солнечная активность и ее влияние на Землю 1 25. Физическая природа звезд 1 17. 22. Пр.р. 1 1 1 26 26. Переменные и нестационарные звезды 1 27. Эволюция звезд 1 28. 1 29. Проверочная работа «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5ч) Наша Галактика 30. Наша Галактика 1 31. Другие звездные системы — галактики 1 32. Космология начала ХХ в. 1 33. Основы современной космологии 1 34. ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2ч) Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» 1 1 27 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики МБОУ СОШ №11 от 30.08.2023 года №1 __________________ Хорина А.А. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/М.Н. Гирина/ 31 августа 2023 года 28