анализ текста Носенко

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодёжной политики
Краснодарского края Муниципальное образование Отрадненский
район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №11

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№11

Носенко О.Д. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «29»
Гирина М.Н.
Дорошко Н.В.
августа 2024 г.
Протокол №1 от «30»
Приказ №160 от «02»
августа 2024 г.
сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору « Анализ текста»
Уровень образования (классы) среднее общее образование (11класс)
Количество часов: 34
Учитель: Носенко О.Д.

станица Спокойная 2024 год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору « Анализ текста» для 11 классов
разработана соответствии с ФГОС СОО-2022 с учётом ФОП среднего общего
образования на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП
СОО, а также в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому
уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по
русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой
аттестации. Курс по выбору « Анализ текста» имеет свою специфику в
формулировке и содержании заданий КИМ и требует от учащихся
определенных технологий выполнения этих заданий. Данный курс
расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет
восполнить пробелы в знаниях, позволит усовершенствовать навыки
составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся,
совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные
операции.
Курс по выбору « Анализ текста» имеет практическую направленность и
предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы
языка как текст посредством комплексной работы с текстами различных
стилей и типов речи, что существенно дополняет и обогащает знания и
умения обучающихся, полученные в результате освоения ими в 11 классе
курса русского языка и литературы. Работа с текстом развивает языковое
чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых
ошибок, прививает интерес к работе с языковым материалом, способствует
формированию коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций, а также успешному
прохождению государственной итоговой аттестации.
Цели курса:
- формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ;
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной
стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых
единиц и расширение круга используемых языковых средств;
- совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения,
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой
(подтекстовой), основной и дополнительной информации;

- развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.); - совершенствование умений трансформировать,
интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности.
Задачи курса:
- обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского
языка курса средней школы;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
- развивать умение составлять алгоритм к задаче;
- сформировать умение использовать разные виды чтения;
- развивать умение анализировать текст;
- сформировать умение формулировать тезис и адекватно его
аргументировать;
- сформировать навыки составления собственного текста;
- сформировать умение искать и обрабатывать информацию;
- практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче
государственной итоговой аттестации.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА по выбору « АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Изучение данного курса способствует усвоению обучающимися
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию
нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и
мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и
уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся,
является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения
другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных,
математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных
предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации
личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному
сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в
условиях многонационального государства.
Программа курса реализуется на уровне среднего общего образования,
когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные
теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие
умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование
умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта
речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.

Системообразующей доминантой содержания программы является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её
аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и
совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах
общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей курса «Комплексный анализ текста» на уровне
среднего общего образования являются элементы содержания,
ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в
практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение данного курса на
уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и
компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном
общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию
знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о
тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика
и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь.
Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
Курс «Комплексный анализ текста» на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к
продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования. П
Место курса «Комплексный анализ текста» в учебном плане
Рабочая программа курса « Анализ текста» рассчитана на 1 час в неделю при
изучении предмета в течение одного года в 11 классе. Общее число учебных
часов за 1 год обучения составляет 34 часа в 11 классе.
Формами контроля за усвоением содержания курса являются комплексный
анализ текста и творческое задание, связанные с его содержанием, а также
контрольная работа
(тест).
3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА по выбору « АНАЛИЗ ТЕКСТА»
В результате изучения курса « Анализ текста» на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
3) духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей
российского народа; • сформированность нравственного сознания, норм
этичного поведения;
4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
5) физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; • потребность в
физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной
деятельностью;
6) трудового воспитания: • интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов,
писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; • готовность и способность к
образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания: активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
8) ценности научного познания: • сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и
читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира; • осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных
условиях: способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное
высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей;
2) умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат,
проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно
излагая свои мысли в устной и письменной форме; умениями строить
продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять коммуникативную рефлексию; разными способами
организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов
в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности),проводить самостоятельный поиск

информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять
результаты деятельности(самостоятельной, групповой) в виде рефератов,
проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их
в устной и письменной форме;
3) способность пользоваться русским языком как средством получения
знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных
ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а
также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса обучающийся научится:
•
определять основные сведения по текстологии, стилистике
русского языка и основным разделам лингвистики;
•
распознавать признаки текста и его функционально-смысловых
типов (повествования, описания, рассуждения);
•
определять основные признаки разговорной речи, научного,
публицистического, официально-делового стилей, языка художественной
литературы;
•
анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
•
соблюдать орфоэпические,
лексические, грамматические,
синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского
литературного языка;  применять орфографические и пунктуационные
правила правописания.
В результате изучения курса обучающийся получит возможность
научиться:
•
определять лексические, морфологические, синтаксические
признаки разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать
принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;
•
определять тему, основные мысли текста; особенности композиции
и средства связи смысловых частей текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
•
находить в тексте средства художественной выразительности и
определять их роль;
•
оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского
литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических,
словообразовательных, морфологических, синтаксических);
•
формулировать проблему исходного текста, выражать свое
отношение к предложенным проблемным вопросам, создавать устное и
письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе
прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного
русского языка;

•
пользоваться справочной литературой и лингвистическими
словарями при анализе и создании собственного текста;
•
руководствоваться критериями оценивания экзаменационной
работы при создании собственного текста.
4. Содержание курса « Анализ текста»
-Язык и речь (1 час)
Богатство и выразительность русского языка.
-Текст как речевое произведение (1 час)
Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.
-Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)
Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его
смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и
поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи
-Средства художественной изобразительности (3 часа)
-Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности
и использованием их в произведениях художественной литературы.
-Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение
над использованием в текстах художественных произведений основных
типов интонационных конструкций.
-Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)
Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути
обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов,
заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет,
гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение
словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная,
профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в
речи, в произведениях художественной литературы.
-Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)
Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность
морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного
состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ
художественного текста.
-Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных
произведений (2 часа)
Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью
пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.
-Морфологические средства выразительности (3 часа)
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные
возможности. История произношения имен собственных. Фамилии
литературных героев как средство их художественной характеристики.
Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и

усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного
народного творчества.
-Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3
часа)
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны
речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности
средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях
художественной литературы.
-Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства
русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического
оформления вопросительных, восклицательных, побудительных
предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных
текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное
средство. Семантико-стилистические функции однородных членов
предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение,
способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных
предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая
форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура
художественной речи.
-Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) (2
часа)
-Итоговое занятие (1 час)
5. Календарно -тематическое планирование. 11 класс
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

1

Введение. Язык и речь

2

Текст как речевое произведение
Понятие о тексте как речевом
произведении и его основные
признаки

Всего
час
ов

Дата
по
план
у

Дата
по
факту

Электронные
Д
цифровые
образовательные п
ф
ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

Основные средства связи предложений
в тексте

2

3

Понятия об основных средствах
связи предложений в тексте

1

4

Влияние структуры предложение
на тип речи

1

Средства художественной
изобразительности

3

Наблюдение над многообразием
5
средств художественной
изобразительности.
Использование их в
6
произведениях художественной
литературы
Находить в тексте средства
7
художественной выразительности
и определять их роль
Звуковые изобразительные возможности
русского языка

1

1

1

3

8

Понятие о звуковых
изобразительных возможностях
русского языка

1

9

Организующая роль словесного
ударения в стихотворной речи

1

10

Наблюдение над использованием в
текстах художественных
произведений основных типов
интонационных конструкций

1

Лексические средства выразительности
русского языка

3

www.gmcit.murman
sk.ni/text/bit/1998/3
2/4/htm
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c
www.edunews.ru

www.edunews.ru

www.edunews.ru
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc •
http://4ege.ru/russki
y•
ege.edu.ru/ru/classes
-11/ege.ru
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc •
http://4ege.ru/russki
y•
ege.edu.ru/ru/classes
-11/ege.ru
https://m.edsoo.ru/
7f41bacc •
http://4ege.ru/russk
iy •
ege.edu.ru/ru/class
es-11/ege.ru
https://m.edsoo.ru/
7f41bacc •
http://4ege.ru/russk

iy

Лексические средства
выразительности
Лексика ограниченного
12
употребления
Использование в речи, в
13
произведениях художественной
литературы
Словообразование и его
изобразительные ресурсы
Морфема как значимая часть
14
слова
Синонимия и многозначность
15
морфем
Словообразовательная модель как
16
источник пополнения словарного
состава языка
Использование различных
17
словообразовательных средств в
тексте. Проверочный тест.
Лингвостилистический анализ пейзажей
на примерах из художественных
произведений
Роль пейзажа в художественном
18
произведении
Раскрытие с помощью пейзажа
19
сложнейших моментов духовной
жизни героев произведения
Морфологические средства
выразительности
Морфологические свойства
20
русской речи и их
изобразительные возможности.
История произношения имен
собственных. Фамилии
21
литературных героев как средство
их художественной
характеристики
22
Грамматический род и пол живых
11

1

ege.edu.ru/ru/classes
-11/ege.ru

1

ege.edu.ru/ru/classes
-11/ege.ru

1

http://4ege.ru/russki
y

4

http://4ege.ru/russki
y

1

http://4ege.ru/russki
y

1

https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

1

https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

1

https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

2

1

1

3

1

1

1

www.edunews.ru

www.edunews.ru

www.edunews.ru

http://4ege.ru/russk
iy
www.edunews.ru

www.edunews.ru

Библиотека ЦОК

существ. Олицетворение. Краткие
и усеченные прилагательные в
поэтической речи
Графика, орфография, пунктуация и их
изобразительные возможности
Происхождение письма.
Изобразительные ресурсы
23
современной графики. Пунктуация
и смысл высказывания
Орфография как средство точной
24
передачи на письме смысловой
стороны речи
Стилистические возможности
средств графики, орфографии и
25
пунктуации в произведениях
художественной литературы
Синтаксические изобразительные
возможности языка

26

27
28
29

30

31

Синтаксическая синонимия.
Разные по интонации
предложения
Односоставные и осложненные
предложения
Инверсия как изобразительное
средство
Употребление сложных
предложений
Структурный параллелизм
сложных предложений как
средство выразительности
Период как особая форма
организации сложных
предложений, как поэтическая
фигура художественной речи

Многоаспектный лингвистический
анализ текста
32
Практические занятия по теме

https://m.edsoo.ru/f
baad57c

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad57c

1
1
1

www.edunews.ru
www.edunews.ru
www.edunews.ru

1

https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

2

http://4ege.ru/russk
iy

1

http://4ege.ru/russk

iy
33
34

Тестовая работа
Итоговое занятие

1

http://4ege.ru/russk
iy

1

http://4ege.ru/russk
iy

34
Итого
Учебно-методическое обеспечение
Литература
1.Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г.
Гольцова. - М.: Русское слово, 2018.
2. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
3.Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках
русского языка. Русский язык: 2013
4.Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 2014
5.Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. М.,
2016
6. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы: программа элективных
курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2014.
7. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи: программа элективного курса М. .
Русское слово, 2013.
8.Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11
классы М.: ТЦ «Сфера», 2016.
9.Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь М.:
Дрофа, 2018.
10.Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и
задания: пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. М.: Дрофа, 2017.
11. ЕГЭ-2023. Русский язык: сборник экзаменационных заданий.
Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ .М.: Эксмо, 2023.
Интернет-ресурсы:
1.Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). иКЬ
: www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/2016/32/4/htm
2. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c
3.Репетитор «Русский язык» (школьный курс). ШЬ: www.edunews.ru
4. http://4ege.ru/russkiy


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».