МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№11
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
заместитель директора по
УВР
_____________________
Гирина М.Н.
директор МБОУСОШ №11
____________
Носенко О.Д.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол№1
от «30» августа 2024 г.
___________
Дорошко Н.В.
Приказ № 160
от «2» сентября 2024 г.
АДАПТИВНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета чтение «русский язык»
для обучающихся 5 класса
с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью)
ст. Спокойная 2024г.
Пояснительная записка
Русский язык5 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от19 декабря 2014.г.
№1599);
-Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 59 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества /
Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. – 2-е изд – М. :
Просвещение, 2019. – 230 с.;
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-х классов слёгкой
умственной отсталостью. Занятия проводятся в форме урока, длительность
урока – 40 минут.
Количество часов в неделю по русскому языку - 5 ч, в год всего – 170 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Якубовская Э.В. Русский
язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014. – 223с.
Учебные предметы «Русский язык» и «Чтение (Литературное чтение) в
соответствии с Учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются частью
предметной области «Язык и речевая практика».
Цель программы: создать условия для формирования у учащихся навыков
грамотного письма, развития коммуникативно-речевых навыков и коррекции
недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
-ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;
-использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
-совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
-развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
-развитие положительных качеств и свойств личности
Принципы построения программы:
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обусловливающий развитие личности обучающегося и расширение
его зоны ближайшего развития с учётом особых образовательных
потребностей:
-принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся;
-принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений и понятий:
-онтогенетический принцип;
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
-принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей между отдельными предметными областями;
-принцип учёта возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
-принцип учёта особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип направленности на формирование у обучающихся всех видов
доступной им предметно-практической деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативного поведения;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что способствует дальнейшей социализации;
-принцип сотрудничества с семьёй.
Коррекционная работа на уроках русского языка:
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и
орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы
- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода,
склонения, лица, спряжения и т.д.
2. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти:
-развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов
учащихся;
- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил
грамматики;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в
устной форме и при разборе домашнего задания.
4. Формирование экспрессивной речи:
-устранять недоразвитие словаря через толкование новых и незнакомых слов;
-опора на контекст упражнений;
-подбор синонимов, антонимов;
-подбор родственных слов;
-обогащение словаря прилагательными, глаголами;
-работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи.
5. Коррекция мышления:
- совершенствовать навыки и умения делать выводы по грамматике и
орфографии;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или
обобщить;
- обучать приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка
материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока.
6. Коррекция познавательной деятельности:
–активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами,
нестандартными заданиями:
-создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
-вовлечение
в
творческую
работу
всего
класса
с
учётом
дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов,
кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками
препинания при изучении простого и сложного предложения;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального
напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в
классной и домашней работе.
Содержание учебного курса «Русский язык» в 5 классе:
Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся
как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная
часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим
структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли,
точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная
направленность обучения
делает более
продуктивным решение
коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение
акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.
Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил
перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не
столько запоминание грамматической теории и орфографических правил,
сколько умение применять изученный грамматико-орфографических
материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово.
Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое
письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения
других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами
творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные
упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского
языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа
учебного времени.
Звуки и буквы
Повторение. Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Характеристика
гласных: слогообразующая роль, ударные и безударные гласные.
Характеристика согласных: мягкие-твёрдые, звонкие-глухие. Несовпадение
звука и буквы в слове.
Твёрдые и мягкие согласные, их дифференциация. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами И, Е. Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный мягкий знак
(Ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласного и
гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения
мягкости согласных и разделительного мягкого знака.
Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих
согласных. Установления несоответствия звука и буквы на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
несоответствие их в безударной позиции. Введение термина «орфограмма».
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Слова из словаря (5 класс):
Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания,
забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область,
однажды, огромный, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор,
телефон.
Состав слова
Родственные, или однокоренные, слова. Корень – выразитель общего
значения в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их
значением и включение их в предложения.
Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между
словами с помощью окончаний.
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в
зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение.
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от
суффикса.
Правописание безударных гласных в корне. Изменение формы слова для
проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в
корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова.
Правописание парных звонких и глухих согласны в корне. Изменение формы
слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в
корне.
Части речи
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Имя существительное
Общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные,
одушевлённые и неодушевлённые. Число имён существительных. Род имён
существительных.
Имя прилагательное
Понятие, значение в речи. Определение рода имени прилагательного по роду
имени существительного. Окончания прилагательных мужского, женского и
среднего рода.
Глагол
Значение глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами.
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее).
Синтаксис
Предложение
Словосочетание. Предложение. Выделение в предложении законченной
мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь
слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Нераспространённые и распространённые предложения. Разные по
интонации
предложения.
Повествовательные,
вопросительные
и
восклицательные предложения. Однородные члены предложения.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Заголовок текста,
подбор заголовков к данному тексту. Тема и основная мысль текста. Отбор
примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Работа с
деформированным текстом. Распространение текста. Составление рассказа
по серии сюжетных картин, картине, опорным словам.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Основные формы работы с учащимися:
-фронтальная работа с привлечением наглядности, ИКТ, раздаточного
дидактического материала
- задания по группам разного уровня сложности
-индивидуальный подход
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
по итогам 5 класса
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в
зависимости от учебных возможностей школьников:
1 уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в
объёме программного материала;
2 уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону
уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с
систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных
схем, опосредованных подсказок);
3 уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с
рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более
выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Учащиеся должны уметь:
1- й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами;
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием
орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи (существительное, прилагательное, глагол);
-составлять простые предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную
ситуацию;
-отличать текст от набора предложений, подбирать заголовок к тексту;
-писать коллективное изложение текста, воспринятого на слух;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2- й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарём;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи (существительное, прилагательное, глагол);
и некоторые слова из словаря;
-отличать текст от набора предложений, подбирать заголовок к тексту;
-писать изложение после предварительного анализа по данному началу и
опорным словам;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
3- й уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв);
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в
конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений,
подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний
адрес.
Содержание программы
Учебно-тематический план программы
«Русский язык»
5 класс
№
Наименование тем
1
2
3
4
5
6
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Предложение. Текст. Главные и
второстепенные члены
предложения.
Повторение.
Итого:
Кол-во часов
теория
практика
Всего
23
18
42
12
25
14
15
16
5
170
Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
5 класс
№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20-21
Тема урока
Основные вопросы
Звуки речи: гласные и Формирование
умения
согласные. Алфавит.
различать звуки и буквы на
письме.
Гласные и согласные. Формирование
умения
Несовпадение звука и различать гласные и согласные
буквы в слове.
звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие
Формирование
умения
мягкость
согласные перед И, Е, обозначать
согласных на письме гласными
Ё, Ю, Я.
второго ряда.
Мягкий знак (ь) на
Формирование
умения
конце и в середине
различать функцию Ь на
слова
письме
Правописание слов с
Формирование умения писать
разделительным
слова с разделительным Ь
мягким знаком.
Текст. Различение
Формирование
умения
текста и не текста.
понимать смысловую связь
между предложениями
Парные звонкие и
Формирование
умения
глухие согласные, их применять алгоритм действий
правописание на
для
проверки
написания
конце слов.
согласных на конце слов
Ударные и
Формирование
умения
безударные гласные в различать
ударные
и
слове.
безударные гласные.
Проверка безударных Формирование
умения
использовать
алгоритм
гласных в слове.
действий
для
проверки
безударной гласной.
Текст. Определение
Формирование
умения
темы текста.
определять тему текста и
Заголовок.
придумывать
заголовок
к
тексту.
Звуки и буквы.
Закрепление навыка проверки
Закрепление знаний.
безударных гласных в слове и
звонких-глухих согласных в
слове.
Контрольные
Проверка знаний.
вопросы и задания.
Деловое письмо.
Познакомиться с понятием
«адрес».
Накапливать
Адрес. Теория и
тематический
словарь.
практика.
Запомнить
и
уметь
перечислить все адресные
Обратная связь
Развитие фонематического
слуха,
концентрация
внимания.
Коррекция фонематического
восприятия.
Коррекция
речи.
письменной
Коррекция дисграфии.
Коррекция дисграфии
Развитие языкового чутья.
Самопроверка,
самоконтроль
Развитие внимания.
Коррекция фонематического
слуха.
Развитие
внимания,
мышления.
Развитие связной речи.
Самоконтроль.
Самоконтроль, самооценка.
Социализация
№
урока
22-23
24
25
26-27
28-29
30
31
32-33
34
35
Тема урока
Коллективное
составление рассказа
по серии картинок.
Выражение в
предложении
законченной мысли.
Распространение
предложений.
Подробная мысль.
Порядок слов в
предложении.
Связь слов в
предложении.
Главные члены
предложения.
Сказуемое.
Главные члены
предложения.
Подлежащее.
Второстепенные
члены предложения.
Текст. Отличие
предложения от
текста. Деление
текста на
предложения.
Наблюдение за
знаками препинания в
предложении.
Повествовательные
предложения.
36
Вопросительные
предложения.
37
Восклицательные
предложения.
38-39
Повествовательные,
вопросительные и
восклицательные
предложения.
40
Предложение.
Закрепление знаний.
41
Контрольные
Основные вопросы
данные.
Формирование
умения
составлять рассказ по серии
картинок.
Формирование
умения
находить
в
предложении
смысл.
Формирование
умения
находить
в
предложении
основное (о чём?)
Формирование
умения
составлять предложения.
Формирование
навыка
составления предложений.
Формирование
умения
находить
главные
члены
предложения
и
выделять
сказуемое.
Отработка умения находить по
вопросам
подлежащее
и
сказуемое
Формирование
умения
различать
главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Формирование
умения
осмысленного прочтения и
понимания написанного.
Формирование
умения
находить и выделять знаки
препинания в предложении.
Формирование
умения
находить повествовательные
предложения в тексте.
Формирование
умения
различать
и
правильно
задавать вопрос на письме
Формирование
умения
находить
восклицательные
предложения в тексте.
Формирование
умения
различать повествовательные,
вопросительные
и
восклицательные предложения
в потоке речи.
Закрепление
умений
по
выделению предложений в
тексте.
Контрольные
вопросы
и
Обратная связь
Развитие связной речи.
Развитие мышления.
Расширение
запаса.
словарного
Развитие языкового чутья
Развитие языкового чутья
Развитие
внимания,
мышления, памяти.
Развитие языкового чутья
Развитие связной речи.
Расширение
запаса.
словарного
Развитие
интонационной
стороны речи.
Развитие
интонационной
стороны речи.
Развитие
интонационной
стороны речи.
Развитие связной речи.
Наблюдения в окружающем
мире.
Коррекция связной речи.
Самопроверка,
№
урока
Тема урока
вопросы и задания.
42-43
Деловое письмо.
Адрес.
44
Корень и
однокоренные слова.
45-46
Общее и различия в
значении
однокоренных слов.
Включение
однокоренных слов в
предложения.
Окончание –
изменяемая часть
слова.
Установление связи
между словами с
помощью окончания.
47-48
49
50-51
52
53
54-55
56
57-58
59-60
61
Приставка как часть
слова.
Изменение значения
слова в зависимости
от приставки.
Приставка и предлог.
Суффикс как часть
слова.
Изменение значения
слова в зависимости
от суффикса.
Изменение формы
слова для проверки
безударной гласной в
корне.
Единообразие
написания гласных в
корне однокоренных
слов.
62
Слово – корень с
ударной гласной.
63
Проверяемые и
Основные вопросы
задания
по
теме
«Предложение». Контрольный
диктант.
Формирование
умений
перечислять все адресные
данные и умения располагать
адресные данные в нужной
последовательности.
Формирование
умения
выделять однокоренные слова
из группы слов.
Формирование
умения
находить общее и различия у
группы однокоренных слов.
Формирование
умения
включать однокоренные слова
в предложения.
Формирование
умения
находить
и
выделять
окончание в слове.
Формирование
умения
устанавливать связь между
словами с помощью вопросов
и окончаний.
Формирование
умения
находить приставку в слове.
Формирование
умения
образовывать новые слова с
помощью приставок.
Формирование
умения
различать приставку и предлог
на письме.
Формирование
умения
находить суффикс в слове.
Формирование
умения
изменять значение слова в
зависимости от суффикса.
Формирование
умения
изменять форму слова для
проверки безударной гласной в
корне.
Наблюдение за гласными в
корне однокоренных слов.
.
Формирование
находить слова с
гласной
в
однокоренных слов.
Формирование
Обратная связь
самоконтроль.
Социализация.
Расширение
запаса.
словарного
Расширение
запаса.
словарного
Развитие связной речи.
Развитие
мышления.
внимания,
Развитие
мышления.
внимания,
Развитие
мышления.
Расширение
запаса.
внимания,
Развитие
мышления.
словарного
внимания,
Развитие
внимания,
мышления.
Развитие памяти, внимания,
мышления.
Повышение грамотности.
Развитие
мышления.
умения Развитие
ударной слуха.
группе
внимания,
фонематического
умения Самопроверка.
№
урока
64-65
66-67
68-69
70-71
72-73
Тема урока
проверочные слова в
группе однокоренных
слов.
Проверка безударных
гласных в корне
слова.
Изменение формы
слова для проверки
парных звонких и
глухих согласных в
корне.
Единообразное
написание парных
звонких и глухих
согласных в корне
однокоренных слов.
Проверка парных
звонких и глухих
согласных в корне
слова.
Проверяемые гласные
и согласные в корне.
74-75
Непроверяемые
написания в корне.
76-77
Единообразное
написание корня в
группе однокоренных
слов.
Состав слова.
Закрепление знаний.
78
79
Контрольные
вопросы и задания.
80-81
Деловое письмо.
Поздравление.
82-83
Составление рассказа
по сюжетной
картинке и данному
плану.
Названия предметов,
действий, признаков.
84-85
86
Понятие о частях
Основные вопросы
Обратная связь
различать
проверяемые
и
проверочные слова в группе
однокоренных слов.
Формирование
навыка Самопроверка.
проверки безударной гласной в
корне.
Наблюдение за написанием Развитие
парных звонких и глухих наблюдательности.
согласных в однокоренных
словах.
Наблюдение за единообразным Развитие
внимания,
написанием
однокоренных наблюдательности.
слов со звонкими и глухими
согласными в корне.
Формирование
умения Развитие
внимания,
проверять парные звонкие и мышления.
глухие согласные в корне.
Повышение грамотности.
Закрепление навыка проверки
гласных и согласных в корне.
Развитие
внимания,
мышления.
Повышение
грамотности.
Наблюдение
за Развитие внимания, памяти.
непроверяемыми гласными и
согласными в корне.
Тренировочные
упражнения Развитие памяти, внимания.
по единообразному написанию Коррекция дизорфографии.
корня в группе однокоренных
слов.
Закрепление знаний, умений и Развитие фонематического
навыков по теме «Состав слуха.
слова».
Коррекция
внимания,
памяти.
Контрольные
вопросы
и Развитие внимания, памяти.
задания по теме «Состав Повышение грамотности.
Самоконтроль.
слова».
Формирование умения писать Социализация.
поздравительные открытки по Развитие связной речи.
общепринятому
плану,
соблюдая
правильное
расположение частей текста
поздравления.
Формирование
умения Развитие связной речи.
составлять
рассказ
по
сюжетной картинке и данному
плану.
внимания,
Формирование
умения Развитие
находить названия предметов, мышления.
действий и признаков.
Имя существительное как Наблюдения в окружающем
№
урока
Тема урока
речи.
Существительное.
87-88
89-90
91-92
93-94
Глагол.
Словосочетания с
глаголом.
Прилагательное.
Словосочетание с
прилагательным.
Различение частей
речи по вопросам и
значению.
Употребление разных
частей речи в
предложении и
тексте.
95
Контрольные
вопросы и задания.
96
Значение
существительных в
речи.
97
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
98-99
Собственные и
нарицательные
существительные.
100101
Правописание имён
собственных.
102
Текст. Тема и
основная мысль
текста.
Понятие о
единственном и
множественном числе
существительных.
Употребление
существительных в
единственном и
103
104105
Основные вопросы
Обратная связь
часть речи. Формирование мире.
умения
выделять
имя
существительное в потоке
речи.
Наблюдения
за Развитие памяти.
словосочетаниями с глаголом.
Наблюдения
за
словосочетаниями
с
прилагательными.
Формирование
умения
различать части речи по
вопросам и значению.
Формирование
умения
употреблять разные части речи
в предложении и тексте.
Использовать разные части
речи в диалоге, отвечая на
вопросы собеседника одним
словом
(существительным,
прилагательным, глаголом).
Контрольные
вопросы
и
задания по теме «Части речи.
Текст».
Формирование
умения
выделять существительные в
потоке речи, подбирать к
обобщающим
названиям
названия
конкретных
предметов.
Формирование
умения
различать одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
Формирование
умения
различать
собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Правописание собственных и
нарицательных
имён
существительных.
Формирование
умения
выделять тему в тексте и
основную мысль.
Знакомство с единственным и
множественным
числом
существительного.
Развитие наблюдательности.
Развитие внимания, памяти,
мышления.
Развитие связной речи.
Самопроверка.
Развитие наблюдательности.
Наблюдения в окружающем
мире.
Расширение
словаря.
активного
Коррекция дизорфографии.
Развитие
письменной речи.
связной
Наблюдения в окружающем
мире.
Формирование
умения Развитие
употреблять существительные мышления.
в
единственном
и
внимания,
№
урока
106
107
108
Тема урока
множественном
числе.
Изменение
существительных по
числам.
Знакомство с
понятием рода.
Существительные
мужского рода.
109
Существительные
женского рода.
110
Существительные
среднего рода.
111112
Различение
существительных по
родам.
Существительное.
Закрепление знаний.
113114
115
116117
Контрольные
вопросы и задания.
Деловое письмо.
Поздравление.
118119
Коллективное
изложение текста,
воспринятого на слух.
120
Значение
прилагательных в
речи.
Различение
признаков,
обозначаемых
прилагательными.
Зависимость рода
прилагательных от
рода
существительных.
Окончания
прилагательных
мужского рода.
Окончания
прилагательных
121
122123
124
125
Основные вопросы
Обратная связь
множественном числе.
Формирование
умения
изменять существительные по
числам.
Знакомство с понятием рода у
имен существительных.
Формирование
умения
определять
мужской
род
существительных.
Формирование
умения
определять
женский
род
существительных.
Формирование
умения
определять
средний
род
существительных.
Формирование
умения
различать существительные по
родам.
Задания для самостоятельной
работы
по
теме
«Имя
существительное».
Диктант словосочетаний и
предложений по пройденной
теме «Имя существительное».
Контрольный тест по теме
«Имя существительное».
Формирование умения писать
поздравление, опираясь на
схемы частей поздравлений.
Прочитать
историческую
справку
о
новогоднем
празднике и поделиться с
одноклассниками
интересными сведениями.
Формирование
умения
находить признаки предметов
в речи.
Формирование
умения
различать прилагательные по
признакам.
Развитие внимания, памяти.
Развитие
внимания,
мышления.
Развитие памяти.
Повышение грамотности.
Развитие внимания, памяти.
Развитие фонематического
слуха.
Коррекция дисграфии.
Самооценка.
Самоконтроль.
Самоконтроль.
Социализация.
Развитие связной речи.
Развитие наблюдательности.
Развитие наблюдательности.
Наблюдения за зависимостью Развитие
рода прилагательного от рода мышления.
существительного.
внимания,
Развитие
мышления.
внимания,
Наблюдения за окончаниями
прилагательных
мужского
рода.
Наблюдения за окончаниями
прилагательных
женского
Развитие памяти, внимания,
мышления.
№
урока
126
127128
129130
131
132
Тема урока
женского рода.
Окончания
прилагательных
среднего рода.
Окончания
прилагательных
мужского, среднего и
женского рода.
Изменение
прилагательных по
родам.
Прилагательное.
Закрепление знаний.
Контрольные
вопросы и задания.
133134
Деловое письмо.
Записка.
135
Значение глаголов в
речи.
136137
Различение действий,
обозначаемых
глаголами.
Настоящее время
глаголов.
Прошедшее время
глаголов.
Будущее время
глагола.
Различение глаголов
по временам.
138
139
140
141142
143
144145
146
147148
149-
Текст. Отбор
примеров и фактов
для подтверждения
основной мысли.
Глагол. Закрепление
знаний.
Контрольные
вопросы и задания.
Коллективное
изложение
текста,
воспринятого на слух,
по данному началу и
опорным словам.
Главные
члены
Основные вопросы
Обратная связь
рода.
Наблюдения за окончаниями
Развитие памяти, внимания,
прилагательных среднего рода. мышления.
Формирование
умения Развитие наблюдательности.
различать
окончания
прилагательных по вопросам.
Формирование
умения
изменять прилагательные по
родам.
Закрепление знаний по теме
«Имя прилагательное».
Контрольные
вопросы
и
задания
по
теме
«Имя
прилагательное».
Познакомиться с запиской.
Научиться правильно называть
и выделять в ней три части.
Потренироваться в записи
недостающих частей разных
записок.
Формирование
умения
находить значение глагола по
действию предмета.
Формирование
умения
различать действия глаголов
по их принадлежности.
Наблюдения за глаголами
настоящего времени.
Наблюдения за глаголами
прошедшего времени.
Наблюдения за глаголами
будущего времени.
Формирование
умения
различать
глаголы
по
временам.
Формирование
умения
подтверждать основную мысль
текста фактами (примерами).
Развитие
внимания
мышления.
Закрепление знаний по теме
«Глагол».
Контрольные
вопросы
и
задания по теме «Глагол».
Формирование
навыка
изложения текста по данному
началу и опорным словам.
Самопроверка.
Знакомство
с
и
Самопроверка.
Самоконтроль.
Социализация.
Наблюдения в окружающем
мире.
Развитие наблюдательности.
Развитие
устной
и
письменной речи.
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Развитие памяти.
Развитие наблюдательности.
Развитие связной речи.
Самоконтроль.
Развитие
устной
и
письменной связной речи.
главными Коррекция мышления.
№
урока
150
151152
153154
155156
157
158
159160
161162
163
164165
166
167
168
169
170
Тема урока
предложения.
Второстепенные
члены предложения.
Основные вопросы
Обратная связь
членами предложения.
Знакомство
с Коррекция внимания.
второстепенными
членами
предложения.
Постановка вопросов Формирование умения ставить Развитие мышления.
от главных членов вопросы от главных членов
к
предложения
к предложения
второстепенным членам.
второстепенным
членам.
Различение
Формирование
навыка Развитие связной речи.
распространённых и различать распространённые и
нераспространённых
нераспространённые
предложений.
предложения,
находить
сходство
и
различия
в
предложениях и их схемах.
Распространение
Формирование
умения Развитие связной речи.
предложений.
распространять предложения с
помощью вопросов.
Знакомство
с Знакомство с однородными Коррекция интонационной
однородными
членами предложения.
стороны речи.
членами.
Формирование
умения Развитие связной речи.
Дополнение
дополнять
предложения
предложения
однородными членами.
однородными
членами.
Закрепление знаний по теме Развитие связной речи.
Предложение.
«Предложение».
Закрепление знаний.
Контрольные
Контрольные
вопросы
и Самоконтроль.
вопросы и задания.
задания
по
теме
«Предложение».
Деловое
письмо. Расширить представления о Развитие
связной
Записка.
записках,
познакомить
с письменной
речи,
разной тематикой.
социализация.
Повторение. Состав Повторение изученного по Самопроверка.
слова.
теме «Состав слова».
Повторение.
Повторение изученного по Наблюдения в окружающем
Существительное.
теме «Имя существительное». мире.
Повторение.
Повторение изученного по Наблюдения в окружающем
Прилагательное.
теме «Имя прилагательное».
мире.
Глагол.
Повторение.
Повторение изученного по Самопроверка.
Предложение. Текст. теме «Предложение», «Текст».
Деловое
письмо. Формирование умения писать Социализация.
Письмо.
письма по определённому
Практические
шаблону.
упражнения.
Методическая литература
(по предмету «Русский язык»)
5 класс
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
– М.: Просвещение, 1999.
2. Аксёнова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: пособие для учителя / А.К. Аксёнова,
Н.Г.Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебнометодическое
пособие/Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб.:КАРО, 2009. – 208с. – (серия
«Коррекционная педагогика»).
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:
Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 224с.: ил. (Коррекционная педагогика).
5. Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. – М.: Диктат, 1993.
6. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. – М.: Диктат, 1993.
7. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие
для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических
специальностей/ И.Н.Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 279с.: ил. –
(Специальная коррекционная педагогика).
8. Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества /
Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова. – 2-е изд – М. :
Просвещение, 2019. – 230 с.;
9. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».
10.Журнал «Дефектология».
11. Журнал «Коррекционная педагогика».
Список учебников и учебных пособий
(по предмету «Русский язык»)
5 класс
1. Баханьков А.Е. и др. Толковый словарь русского языка / А.Е.Баханьков,
И.М. Гайдукевич, П.П.Шуба.- М.: Парадокс, 1998. – 416с.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку.
Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.
Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:
Просвещение, 2005.
4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.
Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:
Просвещение, 2005.
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку.
Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
6. Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку:
тетрадь для учащихся спец. (коррекц.) общеобр. учреждений VIII вида/
И.В.Веркеенко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 96с.
7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. –
М.: Аквариум, 1997., 272с.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся
средней школы. М. – «Просвещение», 1973.
9. Шехирёва А.М. Деловое письмо: тетр.по письму и развитию речи для
учащихся 5-9 классов спец. (коррекц.) образоват. учрежд. VIII вида/
А.М.Шехирёва. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014- 56 с.
12. Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват.
учреждений VIII вида/ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.–М.: Просвещение,
2014. – 223с.
13. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по
русскому языку для 5 класса (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями): М.- «Просвещение», 2010.
14. Плакаты «Части речи», «Склонение имён существительных», «Склонение имён
прилагательных», «Спряжение глаголов», «Состав слова», «Главные и
второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения» и др.
15. Наглядный и иллюстративный материал к изучению словарных слов.
16.Дидактический и раздаточный материал по грамматике.
17.Иллюстрации русских художников к урокам развития речи.