MYHHD;HilAJihHOE J>IO,ll;)KETHOE OJ>W:EOJ>PA30BATEJihHOE
yqpE)K,lI;EHHE CPE,ll;HIDI OJ>W:EOJ>PA30BATEJihHAR IIIKOJIA X!! 11
IlPHKA3
OT ~ ~
2024 ro.n;a
CT-_u;a CrroKOHHaJI
0
BHCCCHHH H3MCHCHHH B OCHOBHylO o6pa30BaTeJibHYIO nporpaMMY OCHOBHOro o6mero o6pa30BaHHH
Ha ocHoaruurn rrpHKa3a MHHHCTepcrna rrpocBeill,eHHX PoccHHCKOH e,n:epau;HH N21028 OT 27 . l 2.2023r.
«0 BHeCeHHH H3MeHeHHH B HeKOTOpbie rrpHKa3hI MHHHCTepcrna o6pa30BaHHX H Hay1rn PocCHHCKOH
e,n:epau;HH H MHHHCTepcrna IlpocBeill,eHHa PoccHiicKoii e,n:epau;HH, Kacruoill,Heca cpe,n:epanhHhIX
rocy,n:apcTBeHHhIX o6pa3oBaTeJihHhIX CTaH,n:apTOB ocHOBHoro o6Ill,ero 06pa30BaHm1 H cpe,n:Hero o6Ill,ero
o6pa3oBaHHX», rrpHKa3a MHHHCTepcrna rrpocaeill,eHHa PoccHHCKOH e,n:epau;HH N231 OT 22 .0 l.2024r. «0
BHeCeHHH H3MeHeHHH B HeKOTOphie rrpHKa3hI MHHHCTepcrna o6pa30BaHHX H Ha}'KH PocCHHCKOH e.n:epau;HH
H MHHHCTepcrna Ilpocaeill,eHHSI PoccHHCKOH e.n:epau;HH, KaCaIOill,HeCSI cpe,n:epanhHhIX rocy,n:apcrneHHhIX
o6pa30BaTeJihHhIX CTaH,n:apTOB HaqaJihHOro o6Ill,ero o6pa30BaHHSI H OCHOBHOro o6Ill,ero o6pa30BaHHSI»,
rrpHKa3a MHHHCTepcrna rrpocBeill,eHHa PoccHHCKOH e,n:epau;HH N262 OT Ol.02 .2024r. «0 BHeceHHH
H3MeHeHHH B HeK0Toph1e rrpHKa3hI MHHHCTepcrna rrpocaeill,eHHSI PoccHlicKoli e.n:epau;HH, Kacruoill,HecSI
cpe,n:epanhHhIX o6pa3oBaTeJihHhIX rrporpaMM ocHOBHoro o6Ill,ero o6pa30BaHHSI H cpe,n:Hero o6Ill,ero
o6pa30BaHHa», rrpHKa3a MHHHCTepcrna rrpocaeill,eHHSI PoccHHCKOH e,n:epau:1rn N2171 OT 19.03 .2024r. «0
BHeceHHH H3MeHeHHH B HeKOTOpbie rrpHKa3hI MHHHCTepcrna rrpocBeill,eHHSI PocCHHCKOH e,n:epau;HH,
KaCaIOill,HeCSI cpe.n;epanbHhIX o6pa30BaTeJihHhIX rrporpaMM HaqaJihHOfO o6Ill,ero o6pa30BaHHSI, OCHOBHOro
o6Ill,ero o6pa30BaHHa H cpe,n:ttero o6Ill,ero o6pa30BaHHSI», IlocTaHOBJieHHSI IlpaaHTeJihCTBa P N2556 OT
30.04.2024r. «06 yTBep)l(.ZJ;eHHH rrepeqHa MeporrpHSITHH IIO ou;eHKe KaqecTBa o6pa30BaHHSI H IlpaBHJI
rrpoae,n:eHHSI MeporrpHSITHH no ou;eHKe Kaqecrna o6pa30BaHHSI
IIPHKA3hIBAIO:
1. BHeCTH H3MeHeHHSI B OCHOBH}'IO o6pa30BaTeJihH}'IO rrporpaMM}' OCHOBHOro o6Ill,ero o6pa30BaHHX,
yraep)l(.ZJ;eHH}'IO rrpHKa30M N2167 OT 30.08.2023r
1.1. B u;eneaoii pa3.n;en:
B
rro.n;pa3.n;en
1.1.
«IloSICHHTeJihHaSI
3anHcKa»
cnoaa
«e,n:epanhHhIM
rocy.n;apcTBeHHhIM
o6pa3oBaTeJihHLIM CTaH,n:apToM, yraep)l(.ZJ;eHHhIM rrpHKa30M MHHHCTepcTBa rrpocaeill,eHHSI PoccHHCKOH
e.n;epau;HH
OT
31. 05 .2021 r .,
N2287»
3aMeHHTh
Ha
«e,n:epanhHhIM
rocy,n:apcrneHHhIM
o6pa3oBaTeJihHhIM CTaH,n:apToM, yraep)l(.ZJ;eHHhIM rrpHKa30M MHHHCTepcTBa rrpocaeill,eHHSI PoccHHCKOH
e,n:epau;HH OT 31.05 .2021 r., N2287 c H3MeHeHHSIMH H .n;orronHeHHSIMH (rrpHKa3 MHHHCTepcrna
rrpocaeill,eHHSI PoccHlicKoii e.n;epau;HH N2l 028 OT 27 . l 2.2023r. «0 BHeceHHH H3MeHeHHH B HeKoTophie
rrpHKa3LI
MHHHCTepcrna
Ilpocaeill,eHHSI
o6pa3oBaHHSI
PoccHiicKoli
H
e.n:epau;HH,
ttayKH
PoccuiicKoii
Kacruoill,HeCSI
e,n:epau;HH
cpe,n:epanhHhIX
H
MHHHCTepcrna
rocy,n:apcrneHHhIX
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»,
приказа Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»);
Слова «Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370» заменить на
«Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370 с изменениями и дополнениями
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №62 от 01.02.2024г. «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего
общего образования», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от
19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»).
В третий абзац добавить «Постановления Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества образования»
1.1.2. В подраздел «Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного
общего образования» слова «Предметные результаты по учебному предмету «Технология» заменить
на «Предметные результаты по учебному предмету «Труд (технология)».
Исключить пункт «Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Включить пункт:
«Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности и защиты
Родины»:
1) сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для
государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах, формирующих основы
российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации,
правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера;
2) освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы;
формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории; знание порядка действий
при сигнале "Внимание всем!"; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и
сформированность представлений о порядке их применения;
3) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга - защите Отечества; овладение знаниями об истории возникновения и
развития военной организации России, структуре, функциях и задачах современных Вооруженных сил
Российской Федерации, военных символах видов и родов войск Вооруженных сил Российской
Федерации; освоение знаний о правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области
обороны;
4) сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве
стрелкового оружия;
5) овладение основными положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской
Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы;
6) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях
"опасность", "безопасность", "риск", знание универсальных правил безопасного поведения, готовность
применять их на практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
7) знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту,
транспорте, в общественных местах, на природе и умение их применять;
8) сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных
ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и прогнозировать
неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных и
чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;
9) освоение основ медицинских знаний; умение оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
10) сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме, овладение
знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении, умения распознавать
опасные проявления и формирование готовности им противодействовать;
11) сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах, опасных
явлениях в сети Интернет, знаний о правилах безопасного поведения в информационном пространстве
и готовность применять их на практике;
12) освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в
деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать опасности
вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или совершении террористического
акта;
13) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
14) понимание роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности,
обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается
посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного
предмета "Основы безопасности и защиты Родины"».
1.1.3. В подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
основного общего образования» изложить пункты «Внешней оценки» в следующей редакции:
«Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся:
1. Национальные сопоставительные исследования качества общего образования,
2. Всероссийские проверочные работы,
3. Международные сопоставительные исследования качества общего образования,
итоговую аттестацию.»
В Приложения к Системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы
основного общего образования:
«Критерии оценивания по отдельным предметам» слово «Технология» заменить на «Труд
(технология)», исключить пункт «Критерии оценивания предмета ОБЖ», утвердить «Критерии
оценивания предмета ОБЗР» (Приложение).
«Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов формирования и способов
оценки» слово «Технология» заменить на «Труд (технология)», исключить пункт «ОБЖ», утвердить
«ОБЗР» (Приложение).
1.2. В содержательный раздел:
1.2.2. Включить федеральную рабочую программу «Труд (технология)».
Исключить рабочую программу «Технология».
Включить новую редакцию федеральной рабочей программы «Литература»,
Включить федеральную рабочую программу «Основы безопасности и защиты Родины».
Исключить рабочую программу «Основы безопасности жизнедеятельности».
1.2.3. В подраздел «Программа формирования УУД у обучающихся»:
Подраздел «Технология» заменить на «Труд (технология)», изложить в следующей редакции:
«Труд (технология)
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и
характеризовать
существенные
признаки природных
и
рукотворных объектов;
устанавливать существенный
признак классификации,
основание
для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а
также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого
необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;
осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать
запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путем изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближенными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических
эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи
или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать
цель и процесс ее достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое
же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного
проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного
проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого
условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной
деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
Подраздел «ОБЖ» заменить на «ОБЗР», изложить в следующей редакции:
«Основы безопасности и защиты Родины»
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать
проблемные
вопросы,
отражающие
несоответствие
между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции
в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения учебной задачи с
учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого человека,
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою
и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
1.3. В организационном разделе:
1.3.1. Подраздел «Учебный план» 5 абзац изложить в следующей редакции:
«В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные
предметы:
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык и литература
Русский язык, Литература
Родной язык и родная литература
Родной язык и (или) государственный язык
республики Российской Федерации, Родная
литература
Иностранные языки
Иностранный язык
Математика и информатика
Математика, Информатика
Общественно-научные предметы
История, Обществознание, География
Естественнонаучные предметы
Физика, Химия, Биология
Основы
духовно-нравственной Основы духовно-нравственной культуры народов
культуры народов России
России
Искусство
Изобразительное искусство, Музыка
TexHonorIDI
H3HqecKruI KYJibTypa
0CHOBbl 6e3onaCHOCTH
Po.n.HHbI
H
3am;HTbl
Tpy.n. (TexH011orm1)
H3HqecKruI KYJihTypa
OcHOBbI 6e3onacHocTH H 3am;HTbI Po.n.HHbI
2. YTBep.n.HTb H3MeHeHIDI, BHeCeHHbie B OCHOBHYIO o6pa30BaTeJibH)'IO nporpaMMY OCHOBHOro o6mero
o6pa30BaHHH.
3. 3aMecTHTeJIIO .IJ.HpeKTopa no YBP fHpHHOH M.H .n.oHeCTH HHcpopMau:H10 .n.o yqacTHHKOB
o6pa3oBaTeJibHbIX OTHOIIIeHHH .n.o Ol.09.2024r.
4 . .ll:MHTPeHKO P.,·oTBeTcTBeHHOH 3a ae.n.eHHe ocpHUHaJibHOro caH:rn o6pa3oBaTeJihHOH opraHH3aUmi,
pa3MeCTHTb OCHOBH)'IO o6pa30BaTeJibH)'IO nporpaMMY OCHOBHOfO o6mero o6pa30BaHHH B HOBOH pe.n.aKUHH
Ha ocpHUHaJibHOM CaHTe .n.o 1 ceHrn6pH 2024r.
5. HacTOHIII;HH npHKa3 BcTynaeT B CHJIY c 1 ceHrn6pH 2024r .
.lJ:HpeKTOp
H.B ..lJ:opomKo