Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
ПЕРВЫЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере образования

Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006
Тел. (495) 539-55-19. Факс (495) 587-01-13
E-mail: info@edu.gov.ru
ОГРН 1187746728840
ИНН/КПП 7707418081/770701001

_________________ №_______________

О рекомендациях по использованию
информационных технологий
Поручение Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2020 г. № 29кв,
второй абзац пункта 2 раздела VII
Во исполнение протокола заседания оперативного штаба по предупреждению
завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. Минпросвещения России
направляет разработанные совместно с Минцифры России рекомендации по
использованию информационных технологий в образовательном процессе в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Настоящие рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных
правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом
мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который
сложился во время перехода на дистанционное обучение в марте–июне 2020 года.
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного
самоуправления,
осуществляющих
управление
в
сфере
образования
на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования, родителей обучающихся, общественности.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
МШЭП

Костюк Н.Ю.
(495) 587-01-10, доб. 3263
О рекомендациях – 03

Д.Е. Глушко

Рекомендации
по использованию информационных технологий в образовательном процессе
в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
в 2020/2021 учебном году
Во всех организациях, реализующих образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно –
Организация (школа), общеобразовательная программа), в том числе учредителями
которых являются федеральные органы исполнительной власти, учебный год
начался в очной форме с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм,
которые установлены Роспотребнадзором.
Оснащение школ санитайзерами, обеззараживающими рециркуляторами,
соблюдение особых организационных мер профилактики (термометрия на входной
группе, рассадка, особый график организации занятий, схема рассадки, ограничение
доступа в Организации), а также применение мер индивидуальной защиты
как для обучающихся, так и для работников Организации (педагогов, учебновспомогательного персонала и иных) позволяют минимизировать вероятность
распространения не только новой коронавирусной инфекции (COVID-19),
но и ОРВИ-инфекций, характерных для осеннего и весеннего периодов.
В условиях системного использования указанных мер профилактики
и оперативного реагирования на отдельные случаи заболеваний как со стороны
школ, так и со стороны медицинских организаций резкое ухудшение
эпидемиологической ситуации не ожидается.
В то же самое время сценарии, при которых складывается высокая вероятность
массовых вспышек заболеваемости, полностью исключить нельзя.
При появлении признаков наступления такого сценария для принятия на местах
(в субъектах Российской Федерации и муниципальных районах и городских
округах) решений, связанных с изменением режима деятельности Организаций,
важно оценивать как риски, связанные со здоровьем детей и педагогов, так и
имеющиеся технологические и социальные условия, при которых может быть
организована реализация общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они
обеспечивают
оперативность
всех
уровней
управления
образованием
и координируют действия школ, а значит, снижают потенциальный ущерб здоровью
и благополучию обучающихся и работников школ.
При организации образовательного процесса в Организации необходимо
соблюдать
нормативные
правовые
акты,
утверждающие
санитарноэпидемиологические требования для Организаций, и рекомендации, ранее
разработанные Минпросвещения России совместно с Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзором), а также Минздравом России и направленные в адрес

2

руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в сфере образования (перечень
прилагается):
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Минюстом России
3 марта 2011 г., регистрационный № 19993);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано Минюстом России
14 августа 2015 г., регистрационный № 38528);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального
образования.
Санитарно-эпидемиологические
правила
и нормативы» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2008 г.,
регистрационный № 12085);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
письмо от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 «Об усилении санитарноэпидемиологических мероприятий в образовательных организациях» (совместное
письмо с Роспотребнадзором);
письмо от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О методических рекомендациях
по реализации образовательных программ начального общего, основного общего

3

и среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
письмо от 26 марта 2020 г. № 07-2408 «О направлении информации
c целью организационно-методической поддержки организации дистанционного
образования обучающихся с ОВЗ»;
письмо от 27 марта 2020 г. № 07-2446 «О направлении информации
по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителей
(законных представителей), педагогов в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции»;
письмо от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
письмо от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03; № 02/16587-2020-24
«Об организации работы образовательных организаций в 2020-2021 учебном году»
(совместное письмо с Роспотребнадзором).
В указанных документах закреплена обязанность школы изолировать классы
и педагогов, у которых выявлены признаки ряда инфекционных заболеваний.
Однако вместе с этим необходимо организовать для этих классов обучение в полном
объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Переход должен быть осуществлен быстро и эффективно. В условиях
дистанционного обучения школа должна решать не только задачи обучения
и воспитания, но и сохранять контакт с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся (далее – родители), обеспечить поддержку
разных групп обучающихся и, конечно, перестроить решение текущих задач
управления.
Ключевые
моменты
в
случае
перехода
реализации
основных
общеобразовательных программ с широким применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
При реализации общеобразовательных программ в период использования
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий важно
учитывать трудности и проблемы, выявленные ранее, на первом этапе пандемии.
В Организации должна быть создана электронная информационнообразовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное
взаимодействие участников образовательных отношений по реализации основных
образовательных программ посредством сети Интернет. Функционирование
электронной информационно-образовательной среды обеспечивается в Организации
соответствующими средствами ИКТ и компетенциями работников, использующих
и поддерживающих ее.
Дистанционное обучение не должно увеличивать нагрузку на обучающихся,
педагогов и родителей. Необходимо опираться на апробированные схемы
и подходы, в первую очередь использовать образовательные онлайн-платформы

4

в сети Интернет, специально созданные для взаимодействия педагогов
и обучающихся, цифровые технологии в обычной практике, расширять применение
таких IT-решений и получать о них обратную связь. Применение уже освоенных
обучающимися и педагогами в обычной работе источников контента, сервисов
и инструментов сделает срочный переход в дистанционный режим менее
болезненным.
Необходимо предпринять все усилия к недопущению неравенства
обучающихся из-за технических или других ограничений дистанционного обучения.
Обучающиеся должны иметь возможности учиться, даже если им недоступен
стабильный Интернет или отсутствуют цифровые устройства (компьютер, планшет
и иные) Необходимо выявить и поддерживать наиболее уязвимые категории
обучающихся и их семьи.
Родители обучающихся опасаются снижения качества обучения, поэтому будут
более требовательными к школе. Необходимо сделать работу педагога максимально
прозрачной, взаимодействие с родителями – оперативным и конструктивным: важно
своевременно сообщать родителям о результатах обучения, разъяснять им
принципы оценивания и существующие проблемы, имеющиеся у обучающегося.
Школа не должна оставлять обучающихся и педагогов один на один с новыми
условиями при реализации общеобразовательных программ, необходимо
организовать взаимопомощь и взаимоподдержку: «сильные» обучающиеся могут
помочь «слабым», «технически продвинутые» обучающиеся – учителю, молодые
педагоги – педагогам со стажем, опытные педагоги – начинающим, местное
сообщество – школе и семьям.
Подготовка перехода на реализацию общеобразовательных программ
с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Для того чтобы переход и для отдельного класса, и для всей школы прошел
быстро и организованно, управленческая команда должна начать подготовку
заранее.
Важно учитывать условия работы: если в школе доступен Интернет только
с низкой скоростью, значит, в ней целесообразнее готовить модули, которые
обучающийся может скачать себе и работать с материалами сам; в материалах могут
содержаться конспекты уроков со ссылками на ресурсы, задания.
В школах с высокой скоростью интернета стоит использовать образовательные
платформы, и платформы для проведения онлайн-уроков (видеоконференцсвязи),
соответственно, необходимо протестировать технические параметры доступа
к интернету, создать или актуализировать рабочие аккаунты. Также необходимо
подготовить оборудование и регламенты, организовать обучение педагогов.
1.
Подготовка оборудования и инфраструктуры включает:
а.
Тестирование подключения к интернету согласно условиям договора
оказания услуг связи. Необходимо своевременно внести изменения в договор с
провайдерами об отмене лимитов интернет-трафика для реализации с

5

использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
б.
Сбор данных о параметрах доступа к домашнему интернету у педагогов
и обучающихся, об имеющемся у них оборудовании.
в.
Ревизию периферийного компьютерного оборудования (наушники,
веб-камеры и т.п.) и программного обеспечения для комплектации ноутбуков
и компьютеров Организации, которые в случае необходимости будут выданы
нуждающимся обучающимся и учителям.
г.
Создание отдельных учетных записей для нескольких пользователей
одного устройства на территории школы (планшета или компьютера). Заходя
под своим логином и паролем в различные программы, например, браузеры,
пользователь сможет работать с сохранением закладок, настроек и истории
просмотра.
2.
Выбор средств коммуникации и разработка единой информационной
политики Организации использования сетевых средств включают:
а.
Использование сайта школы в качестве «единого окна», где педагоги,
обучающиеся и родители получают оперативную информацию о том, как
организовано и как реализуется дистанционное обучение в школе. Это необходимо,
чтобы у всех было общее представление о происходящих процессах.
б.
Выбор
единой
для
школы
образовательной
платформы
(в исключительных случаях – двух-трех платформ), которые, с точки зрения
педагогов, лучше других показали себя на прошлом этапе дистанционного
обучения. Это позволит обучающимся и педагогам обмениваться документами,
знаниями и практиками внутри одной системы.
в.
Создание в школе единой системы обмена электронными письмами
и мгновенными сообщениями разных групп пользователей (класс, предметная
группа, родительский комитет и т. д.). Это позволит хранить письма и документы
вместе.
г.
Утверждение регламентов использования цифровых технологий
и средств коммуникации: кому и какой доступ предоставлен, кто и в какой срок
обязан реагировать, как сохранять персональные данные и т. д.
3.
Подготовка нормативно-правового обеспечения и принятие локальных
нормативных актов включают:
а.
Актуализацию принятых в марте 2020 года документов,
регламентирующих образовательный процесс с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения с учетом сложившегося
опыта и настоящих рекомендаций, размещение их в открытом доступе
для родителей и обучающихся.
б.
Подготовку распорядительных документов, определяющих функции
и действия административных, педагогических и технических работников
при переходе в дистанционный режим: выдачу оборудования, составление
расписания, составление заданий для самостоятельной работы, публикацию

6

материалов на сайте, контроль учебной работы со стороны администрации,
взаимодействие с родителями, курирование обучающихся педагогами, техническую
поддержку и т. д.
в.
Обновление (если необходимо) Положения о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся (в части оценивания в условиях дистанционного режима).
Необходимо рекомендовать педагогам больше применять критериальное и
формирующее оценивание, текстовые формы обратной связи, комментирование.
4.
Организация обучения педагогов включает обучение работе с сервисами
видеокоммуникаций, технологиями смешанного обучения, педагогическому
дизайну онлайн-курса, оцениванию в условиях дистанционного обучения. Курсы
повышения квалификации могут быть организованы в виде очных семинаров,
консультаций (с привлечением специалистов или ИКТ-компетентных педагогов),
в виде онлайн-вебинаров, просмотра роликов и презентаций, чтения методических
рекомендаций.
Переход на реализацию общеобразовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Первоочередные действия руководства Организации.
Когда решение принято, и отдельный класс или вся школа закрыты на
карантин, а педагог или группа педагогов находятся на больничном или в режиме
самоизоляции, предлагается, в первую очередь, сделать следующее.
Директору:
на основе имеющихся нормативных правовых актов подготовить и издать
приказ о реализации общеобразовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
оперативно развернуть и провести кампанию по ликвидации дефицитов семьи
в части наличия компьютеров или иных электронных устройств, обеспечивающих
доступ к электронным сервисам и контенту, за счет выдачи школьных компьютеров,
ноутбуков и планшетов обучающимся и педагогам; обсудить с педагогами школы
стратегию совместной деятельности в электронной среде.
Заместителю директора по информатизации:
разместить на главной странице сайта школы оперативную информацию
для родителей и обучающихся (график и расписание занятий, телефоны «горячей
линии», контакты электронной почты, аккаунты учителей и работников школы,
телефоны службы психологической поддержки и социальной помощи);
сформировать и довести до сведения учителей, обучающихся и родителей
минимальные
технические
условия,
необходимые
для
реализации
общеобразовательной программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий с любых устройств (компьютер,
ноутбуков, планшетов и иное).
Заместителю директора по воспитательной работе:

7

организовать проведение родительских собраний онлайн, разъяснить
родителям особенности дистанционного режима, способы обратной связи, ответить
на их вопросы;
взять под персональный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности
и социального неблагополучия.
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:
составить расписание онлайн-занятий, разместить единое расписание уроков
для всех классов с гиперссылками, которые открывают конспект урока (в данном
случае – поурочный план самостоятельной работы обучающегося, осваивающего
общеобразовательную программу в режиме дистанционного обучения). Конспект
должен содержать учебные цели, ссылки на ресурсы для самостоятельного
обучения, онлайн-уроки, задания, сроки их выполнения и критерии оценки.
2. Организация преподавания и обучения.
Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом –
организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог
только пересылает задания и проверяет их. Обучающиеся работают в обычных
тетрадях, при необходимости фотографируют и отсылают педагогу выполненные
задания, которые он проверяет, делает пометки, также при необходимости
фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов
обучающихся педагог может внести необходимые коррективы в план-конспект
последующих уроков, предназначенных для конкретного обучающегося.
Для организации работы по проверке выполненных обучающимися заданий
рекомендуется применять доступные методы и инструменты обработки фотографий.
Полученные от обучающихся изображения можно перевести в формат PDF
и разложить по папкам, созданным для каждого из обучающихся или для класса
в целом. PDF-формат позволяет педагогу с помощью стандартных программ
вносить в документ комментарии, графические элементы: таким образом
полученное задание можно будет отрецензировать прямо в электронном виде,
а затем отправить обучающемуся по мессенджеру.
Приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может
быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые
пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной
платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически. В первую
волну дистанционного обучения хорошо зарекомендовали себя как ставшие
привычными в период до пандемии платформы (например, Российская электронная
школа – РЭШ), так и те, которые получили широкую популярность уже в период
пандемии.
Бόльшая вовлеченность обучающихся в работу достигается при условии, если
педагог ведет онлайн-уроки, групповые и индивидуальные консультации на базе
доступных платформ (для проведения видеоконференций). В этом случае педагогу
рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате
«перевёрнутого класса», то есть основной упор на онлайн-занятиях делать на

8

отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, отдавая новый
материал на самостоятельное освоение обучающимся.
Технология «Перевёрнутый класс» подходит дистанционному обучению
гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог
может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой
из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен
обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто
обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.
При такой модели обучения контроль процесса и вовлечение обучающихся
в работу осуществляются лучше: педагог максимально использует ресурсы
образовательных
платформ,
которые
часто
предлагают
групповые
и исследовательские задания для обучающихся разного уровня подготовки. Время
на подготовку уроков сокращается. За счет автоматического назначения и проверки
заданий списывание невозможно. Современные образовательные платформы
позволяют назначать обучающимся индивидуальные задания и даже строить
индивидуальные маршруты обучения.
Оптимальный уровень наблюдается там, где педагог ставит задачу сохранить
и даже нарастить качество преподавания, и там, где имеется надежная
технологическая инфраструктура. Педагог проводит отбор материалов, проектирует
задания, организует работу обучающихся в цифровых средах и с разными
цифровыми инструментами, групповую работу обучающихся в разных «комнатах»
на онлайн-уроке. Педагог использует разнообразный набор цифровых инструментов
(системы голосования, QR-кодов и т. д.), современные системы оценивания
(критериальное, формирующее). Решающее значение имеют не технологии
и содержание, а организация взаимодействия с обучающимися, новые формы
групповой работы, система взаимопроверок, проектная деятельность и т. д.
При любом уровне преподавания особое внимание педагог обращает
на слабоуспевающих обучающихся. На онлайн-уроке для них должны быть
предусмотрены отдельные посильные задания; педагог должен уделить внимание
разбору, добиться понимания. Для них должны быть предусмотрены
индивидуальные консультации, выполненные ими задания проверяются в первую
очередь. Для дистанционного обучения обучающихся младших классов, детей
с ОВЗ или находящихся на домашнем обучении следует дополнять конспект урока
информацией для родителей или опекунов.
Дистанционное обучение требует изменения форм, методов, технологий
преподавания и оценивания, изменения содержания образования. Например,
объяснение наиболее сложных тем, контрольные работы следует проводить
в онлайн-режиме, а более легкий материал можно предложить для самостоятельного
изучения с помощью учебника или на электронных платформах, которые к тому же
автоматически проверяют домашние работы и проводят тестирования. Также можно
объединять классы в потоки для изучения нового материала, учебную программу

9

по предмету разбивать на модули, перейти на формирующее оценивание
с расширенной обратной связью и т. д.
3. Организация деятельности ребенка в образовательном пространстве
Организации.
Факторы, помогающие создавать и поддерживать благоприятную социальноэмоциональную атмосферу при реализации общеобразовательной программы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий:
1.
Выделение группы «особого внимания» социальным педагогом
и психологом школы. В наиболее сложной ситуации оказываются обучающиеся
со школьной неуспешностью и девиантным поведением, которые испытывают
трудности дома или в школе. Преодолеть трудности изоляции им поможет
наставник из числа педагогов. Наставники персонально поддерживают детей,
замечают и обсуждают их успехи и проблемы, коммуницируют с их педагогами,
а администрация регулярно взаимодействует с наставниками, чтобы определить,
насколько эффективно идет процесс.
2.
Классный руководитель может поддерживать учебный настрой
и рабочее настроение на ежедневных онлайн-«линейках». Даже 15-минутная встреча
с классом с обсуждением планов, получением обратной связи, «проговариванием»
проблем и трудностей дает обучающимся чувство психологической защищенности.
Традиционные классные часы хорошо переносятся в Инстаграм в виде прямых
эфиров и интересных «сториз».
4. Организация эффективной коммуникации с родителями.
Коммуникация школы и родителей включает в себя следующее.
Поощрение и привлечение к деятельности активных родителей. Такие родители
являются опорой школы: на их примере можно показывать, как помочь детям
учиться в условиях самоизоляции. Активные родители создают сайты или ведут
аккаунты, посвященные организации образовательного пространства вообще
и дистанционного обучения в частности. Им можно предложить выкладывать видео
в социальных сетях, проводить вебинары для обмена опытом. Активных родителей
следует также привлекать к формированию школьной рассылки, организации
взаимопомощи в родительской группе.
Выявление нуждающихся в помощи школы и осуществление помощи им.
Это семьи, где оба родителя работают не дистанционно, либо такие, где рабочая
нагрузка у взрослых высокая и нет старших братьев и сестер, которые могут помочь
в обучении. Следует целенаправленно оказывать помощь таким семьям: проводить
онлайн-консультации обучающихся в маленьких группах, гибко определять объем
требований (домашних заданий). Это поможет не только снизить стресс и нагрузку
на родителей, но и сгладить образовательное неравенство, возникающее вследствие
разных объемов поддержки обучения ребенка в семьях. Помимо помощи в учебе
таким семьям может потребоваться психологическая и даже социальная помощь.

10

Об этом классный руководитель должен знать в первую очередь и организовать
помощь, используя все возможные способы и средства.
Ориентация на психологическое благополучие семьи как приоритет. Для этого
необходимо: снизить требования к обучающимся, особенно если оптимальные
технические средства для организации дистанционного обучения не найдены;
учитывать степень участия родителей при выборе инструментов для
дистанционного обучения; помочь родителям организовать время ребенка, причем
это особенно актуально для начальной школы. Так, школа может проводить
дополнительные занятия (зарядку, рисование и др.), чтобы частично разгрузить
родителей. Важно максимально поощрять родительские чаты взаимопомощи,
устраивать «вечерние родительские посиделки» и другие неформальные встречи,
а также привлечь родителей интересных профессий к мастер-классам в выходные
дни.
Информирование родителей о том, как они могут реально контролировать
самостоятельную работу детей. Важно рассказать, как организованы уроки, какие
задания для самостоятельной работы дети получают и на что нужно обратить
внимание при контроле за самостоятельной деятельностью ребенка.
5. Создание условий для оптимальной работы педагогов.
Администрации организации необходимо организовать учебный процесс
с соблюдением введенных в действие санитарных требований, наладить прямую
оперативную связь с педагогами (здесь доказали свою эффективность все виды
мессенджеров), а также закреплении изменений в работе педагога в нормативных
правовых актах школы, прежде всего в Положении об оплате труда,
компенсационных и стимулирующих выплатах.
Здесь необходимо руководствоваться принципом, что оплата труда педагога
должна осуществляться с учетом всего спектра его обязанностей, при этом она
может и должна учитывать объем, сложность и интенсивность труда, причем все
виды аудиторной нагрузки (офлайн, онлайн, смешанные виды) одинаково ценны.
Ключевым моментом в данном случае является не технология взаимодействия
(дистанционные технологии либо классическая работа в классе), а сам факт
непосредственного взаимодействия педагога и обучающегося как участников
образовательного процесса.
Заключение
На
официальном
сайте
Минпросвещения
России
по
адресу
https://edu.gov.ru/distance размещены рекомендации по организации обучения
на дому с использованием дистанционных технологий, а также список
образовательных интернет-ресурсов, предоставленных партнерами для свободного
доступа на период пандемии.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.