рабочая программа 1-4 класс по ручному труду УО 23г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №11

____________________

___________________

Кораблева И.Ю. ____________________
Дорошко Н.В.
Протокол №1
Гирина М.Н. Приказ №167 -о/д
от «30» августа2023 г.
от «1» сентября2023 г.
Протокол №1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

ст. Спокойная 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на
основании: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» предназначена для учащихся 1-4 классов 1 вариант разработана на
основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва
Просвещение 2019г);
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в
нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия
для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности
учащегося
младшего
возраста
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и
подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его
изучение способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном
рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора,
исторических традициях в мире вещей.

единстве

обогащение

знаний

природного
о

и

культурно-

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
2

― развитие познавательных
воображения, мышления, речи).

психических

процессов

(восприятия,

памяти,

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
―
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Описание места учебного предмета
Предмет ручной труд входит в обязательную часть примерной адаптированной
основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
и согласно учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст.Спокойной в 1 классе
учебный предмет ручной труд изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет
3

66 часов в год. Во 2, 3 и 4 классах предмет ручной труд изучается в объеме 1 часа в
неделю(34ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к
организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности;
ответственность за результат формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
-уважать результаты труда других людей;
- формирования эстетических чувств;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем,
кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

предмета

Личностные учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
4

Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
и организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:

5

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать вида родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды.
Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно
обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из
глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,
комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков
пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина),
«раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара»,
«раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика»,
«сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из
пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из
пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную
и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и
правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными
материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с
засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми
шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
6

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего
места при работе с бумагой. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон».
Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной
линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов
прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую
форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:
«симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное
вырезание из бумаги, сложенной несколько раз».
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое
соединение деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Наматывание ниток на
картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки
человечком, цветы).
Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 1класс
Тематического распределения количества часов по предмету ручной труд 1
класс
Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. 1час
Урок труда. Соблюдение ТБ и санитарно - гигиенических требований. 1час
Свойства глины и пластилина. 1час
Приемы работы с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко». 1час
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.1час
Аппликация из засушенных листьев «Птица».1час
Аппликация «Бабочка». 1час
7

Сорта и виды бумаги.1час
Как сгибать бумагу треугольной формы. «Елочка».2часа
Как сгибать бумагу квадратной формы. «Стаканчик». 1час
Как сгибать бумагу прямоугольной формы. Наборная линейка.1час
Приемы работы с пластилином. Домик из пластилиновых столбиков.1час
Лепка овощей: помидор.1час
Лепка овощей: огурец.1час
Приемы работы с ножницами. Вырезание квадратов по шаблону. 1час
Орнамент из квадратов. 2часа
Орнамент и парусник из треугольников.2часа
Лепка. Овощи: морковь, свекла. 2часа
Лепка. Пирамидка.1час
Лепка. Грибы на поляне. 1 час
Работа с природным материалом. Еж из еловой шишки.1час
Аппликация «Осеннее дерево».1час
Оригами (складывание бумаги). Цветок – открытка. 1час
Оригами. Открытка – кошка. 1час
Лепка. Курочка. 1час
Лепка. Цыпленок.1час
Работа с бумагой. «Бумажный фонарик». 2часа
Декоративная веточка из бумаги.1час
Флажки из цветной бумаги. 2 часа
Цветок из бумажных полосок. 1час
Лепка. Котик. 1час
Лепка. Лошадка. 1час
Работа по шаблону. Листочки из зеленой бумаги.1 час
Аппликация. Ветка рябины. 1час
Аппликация из смятой бумаги. «Цветы в корзине». 1час
Свойства ниток. Наматывание ниток «Бабочка». 1час
Кисточка из ниток. 1час
Аппликация «Фрукты на тарелке». 1час
Аппликация «Снеговик».1час
Аппликация «Гусеница».1час
Игрушка из бумаги «Цыпленок в скорлупе».1час
Оригами «Параходик». 1час
Оригами «Стрела».1час
Плетеный коврик из бумаги. 1час
Плетеный коврик из бумаги. 1час
Птица из бумаги. 1час
Работа с бумагой. Закладка с орнаментом. 2часа
Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках».1час
Лепка «Снегурочка в лесу».1час
Работа с природным материалом. Изготовление ежа. 1час
Работа с природным материалом. Изготовление птицы.1час
8

Коллективная аппликация «Букет цветов». 2 часа
Декоративная птица из бумаги.1час
Приемы шитья «Игла вверх-вниз». 2часа
Вышей способом «В два приема». 2часа
Вышивка «Солнышко». 1час
Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 2 класс
Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 2
класс
Повторение пройденного в первом классе. 4ч
Правило поведения и работы на уроках ручного труда.1час
Общие правила организации рабочего места на уроках ручного труда. 1час
Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.2часа
Работа с глиной и пластилином. 6ч
Глина – строительный материал. 1час
Пластилин – материал для ручного труда.1час
Форма пластилина.1час
Правило работы с пластилином.1час
Изготовление из пластилина брусков.1час
Лепка из пластилина молотка.1час
Работа с природными материалами. 7ч
Что делают из природных материалов.1ч
В какие игрушки играли дети в старину.1ч
Практическая работа: «Заготовка природных материалов». 1час
Изготовление игрушек из желудей. 2часа
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. 2часа
Работа с бумагой 5ч
Виды и сорта бумаги. Правило работы с клеем и кистью.1час
Изготовление аппликации из мятой бумаги. 2часа
Складывание фигурок из бумаги. 2часа
Работа с картоном 7ч
Применение картона.1час
Как работать с шаблоном.1час
Порядок обводки шаблона геометрических фигур.2часа
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.1часа
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.1час
Работа с нитками. 4ч
Свойства ниток.1час
Виды работы с нитками.1час
Связывание ниток в пучок.1час
Пришивание пуговиц. 1час
Работа с глиной и пластилином. 4ч
9

Применение глины для изготовления посуды.1час
Глиняная посуда цилиндрической формы.1час
Глиняные изделия конической формы.1час
Лепка из пластилина чашки конической формы.1час
Работа с природными материалами. 3ч
Свойства листьев.1час
Аппликация из засушенных листьев.1час
Декоративная аппликация из засушенных листьев.1час
Работа с бумагой и картоном. 2ч
Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.1час
Аппликация «Яблоко» в технике бумажной мозаики. 1час
Работа с нитками
2ч
Применение ниток. 1час
Изготовление фигурки из связанных пучков ниток.1час
Работа с глиной и пластилином. 2ч
Глиняная посуда в форме шара.1час
Лепка чайной посуды в форме шара.1час
Работа с бумагой и картоном. 2ч
Изготовление из бумаги игрушек в форме шара.1час
Изготовление шара из бумажных полос. 1час
Работа с нитками.1час
Сматывание ниток в клубок. 1час
Работа с глиной и пластилином 2ч
Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок».1час
Лепка фигуры «Утка». 1час
Работа с природными материалами 2ч
Фигурки птиц. 1час
Композиция из шишки и листьев «Пальма».1час
Работа с бумагой и картоном. 2ч
Разметка бумаги и картона по линейке.1час
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур.1час
Работа с тканью.
5ч
Применение и назначение ткани в жизни людей.1час
Из чего делают ткань. Свойства ткани.1час
Сорта тканей и их назначение.1час
Раскрой деталей изделия из ткани.1час
Изготовление игольницы.1час
Работа с бумагой и картоном.1ч
Поздравительная открытка «Сказочный цветок».1час
Работа с пластилином1ч
Лепка композиции к сказке «Колобок».1час
Работа с бумагой и картоном. 2ч
Изготовление композиции к сказке «Колобок», из складных бумажных фигурок.1час
Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход».1час
10

Работа с текстильными материалами. 3часа
Вышивка.1час
Приёмы вышивания нитками.1час
Вышивание закладки и салфетки из канавы стежком «шнурок».1час
Работа с тесьмой
2ч
Применение тесьмы.1час
Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.1час
Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 3 класс
Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 3
класс
Работа с природными материалами 3ч
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала .1час
Изготовление по образцу аппликации из засушенных листьев.1час
Изготовление по рисунку из скорлупы грецкого ореха.1час
Работа с бумагой и картоном 5ч
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. 2часа
Окантовка картона полосками бумаги.1час
Изготовление по образцу картины прямоугольной формы на окантованном картоне.
2часа
Работа с проволокой. 4ч
Познавательные сведения о проволоке. Экскурсия в столярную мастерскую.1час
Приёмы работы с проволокой. Изготовление по образцу и контуру стилизованных
фигурок животных, знаков, букв.2часа
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.1час
Работа с древесиной. 6ч
Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в столярную мастерскую.2часа
Способы обработки древесины. 2часа
Изготовление по образцу колышка для растений. 2часа
Работа с природными материалами. 3часа
Работа с природными материалами Аппликация «Осень».1час
Изготовление птицы из пластилина и сухой травы. 2часа
Работа с метало конструктором. 3ч
Познавательные сведения о метало конструкторе.1час
Соединение планок винтом и гайкой. Сборка треугольника.1час
Сборка по образцу квадрата.1час
Работа с проволокой. 2ч
Изготовление из проволоки букв. 2часа
Работа с бумагой и картоном. 6ч
Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.1час
Изготовление ёлочных украшений. Цепочка из бумажных колец.1час
Изготовление карнавальной полумаски из тонкого картона и плотной бумаги.1час
Изготовление карнавальных головных уборов. 1час
11

Изготовление головных уборов. Кокошник.1час
Изготовление карнавальных головных уборов. Шлем.1час
Работа с бумагой и картоном. 4
Разметка картона по линейке. Изготовление складной доски для игры. 2часа
Практическая работа. 2часа
Работа с текстильными материалами. 6ч
Косой обмёточный стежок. Упражнения на картоне по готовым проколам. 2часа
Выполнение строчки косыми стежками. 2часа
Изготовление закладки из фотоплёнки. Оформление концов закладки кисточками.
2часа
Работа с древесиной. 5ч
Инструменты для работы с древесиной.1час
Обработка древесины. Экскурсия в столярную мастерскую.1час
Изготовление аппликации из древесных опилок. 3ч
Работа с текстильными материалами. 5ч
Сшивание краёв строчкой косого стежка. 2часа
Изготовление по образцу подушечки - прихватки из квадратов разноцветной ткани и
ватина. 3часа
Работа с бумагой и картоном. 4ч
Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами. 2часа
Изготовление из тонкого картона открытой коробки с бортами, соединёнными
встык. 2часа
Работа с текстильными материалами. 8ч
Строчка прямого стежка в два приёма на листе бумаги в клетку. 2часа
Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Зигзаг. 2часа
Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Крестик.2часа
Изготовление закладки с вышивкой. 2часа
Работа с бумагой и картоном. 4ч
Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Матрёшка. 2часа
Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Собака. 2часа
Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 4 класс
Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 4
класс
Работа с бумагой 4ч
Что ты знаешь о бумаге? Виды бумаги.1час
Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.1час
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка».1час
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический
конструктор».1час
Работа с тканью 4ч
12

Что ты знаешь о ткани? 1час
Бумажная схема полотняного переплетения нитей. 1час
Технологические операции при работе с нитками и тканью. Игрушка «Кукласкрутка».1час
Отделка изделий из ткани. Изделие «Салфетка с аппликацией». 1час
Работа с бумагой и картоном 10ч
Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с подвижным соединением
деталей «Цыпленок».2часа
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка « Летающий диск».1час
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.
Игрушка из бумажных кругов «Попугай».1час
Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением
деталей.1час
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. 1час
Конверт без клеевого соединения деталей.1час
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.1час
Творческая работа « Конверт с замком» .2часа
Работа с бумагой и картоном 3ч
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с
геометрическим орнаментом».1час
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг.1час
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг.1час
Работа с тканью.2ч
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-прихватка».1час
Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфеткаприхватка».1час
Работа с металлом. 2ч
Сжимание, скручивание алюминиевой фольги.
Изделие «Дерево». 2часа
Работа с бумагой и картоном 7ч
Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура –
раскладка».1час
Деление круга на равные части способом складывания. «Складные часы».1час
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное
украшение.1час
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся
игрушка «Матрешка».1час
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица».1час
Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка». 2часа
Работа с бумагой и картоном. 2ч
Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр».1час
13

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт».1ча
Работа
с нитками. 3ч
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток».2часа
Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток».1час
Работа с проволокой. 4ч
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков. 2часа
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). «Муха».1ч
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки) «Паук».1час
Работа с бумагой и картоном 2ч
Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Открытая
коробочка».1час
Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Коробочка».1час
Работа с древесиной 9ч
Что ты знаешь о древесине? Заготовка древесины.1час
Свойства древесины. Экскурсия в школьную столярную мастерскую.1час
Обработка древесины ручным инструментом. Приемы клеевого соединения
кусочков карандашной стружки. 2часа
Аппликация из карандашной стружки «Цветок».2часа
Аппликация из древесных заготовок . 1час
Аппликация из древесных заготовок «Дом».2часа
Ремонт одежды. 4ч
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.1час
Пришивание пуговиц с ушком. 1час
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.1час
Изготовление и пришивание вешалки.1час
Картонажно-переплетные работы.4ч
Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы . Инструменты и
приспособления.1час
Изготовление записной книжки-раскладушки с переплетной крышкой.1час
Изготовление записной книжки-раскладушки.2час
Ручные швейные работы. 8ч
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для
игл.2часа
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка « Медвежонок». 2часа
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка «Рыба».2часа
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка «Утка».2часа

14

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2010 год.
2. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва « Просвещение».
2018г.
3. О.Л. Зуева. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя.
4.И.А. Лыкова. Лесные поделки. Занятия с детьми.
5.А.М. Гусакова. Внеклассная работа по труду.
6.Т.М. Геронимус. 150 уроков труда в 1- 4 классах.
7. Методическое пособие. Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития:(Олигофренопедагогика):Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и пособие.
8. http:/pedsovet.su
9. WWW.proshkolu.ru
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета
ручной труд.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;

15

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков
и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора);
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
16

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.