МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ____________________ ___________________ Кораблева И.Ю. ____________________ Дорошко Н.В. Протокол №1 Гирина М.Н. Приказ №167 -о/д от «30» августа2023 г. от «1» сентября2023 г. Протокол №1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Ручной труд» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ст. Спокойная 2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основании: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» предназначена для учащихся 1-4 классов 1 вариант разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г); -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022 Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ― формирование представлений о гармоничном рукотворного мира и о месте в нём человека. ― расширение культурного кругозора, исторических традициях в мире вещей. единстве обогащение знаний природного о и культурно- ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. ― формирование интереса к разнообразным видам труда. 2 ― развитие познавательных воображения, мышления, речи). психических процессов (восприятия, памяти, ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. ― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Описание места учебного предмета Предмет ручной труд входит в обязательную часть примерной адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст.Спокойной в 1 классе учебный предмет ручной труд изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 3 66 часов в год. Во 2, 3 и 4 классах предмет ручной труд изучается в объеме 1 часа в неделю(34ч) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие самостоятельности; ответственность за результат формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; -уважать результаты труда других людей; - формирования эстетических чувств; - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 4 Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Регулятивные учебные действия: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: 5 -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать вида родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Работа с глиной и пластилином Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой 6 Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз». Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Работа с текстильными материалами Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 1класс Тематического распределения количества часов по предмету ручной труд 1 класс Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. 1час Урок труда. Соблюдение ТБ и санитарно - гигиенических требований. 1час Свойства глины и пластилина. 1час Приемы работы с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко». 1час Экскурсия в природу. Сбор природного материала.1час Аппликация из засушенных листьев «Птица».1час Аппликация «Бабочка». 1час 7 Сорта и виды бумаги.1час Как сгибать бумагу треугольной формы. «Елочка».2часа Как сгибать бумагу квадратной формы. «Стаканчик». 1час Как сгибать бумагу прямоугольной формы. Наборная линейка.1час Приемы работы с пластилином. Домик из пластилиновых столбиков.1час Лепка овощей: помидор.1час Лепка овощей: огурец.1час Приемы работы с ножницами. Вырезание квадратов по шаблону. 1час Орнамент из квадратов. 2часа Орнамент и парусник из треугольников.2часа Лепка. Овощи: морковь, свекла. 2часа Лепка. Пирамидка.1час Лепка. Грибы на поляне. 1 час Работа с природным материалом. Еж из еловой шишки.1час Аппликация «Осеннее дерево».1час Оригами (складывание бумаги). Цветок – открытка. 1час Оригами. Открытка – кошка. 1час Лепка. Курочка. 1час Лепка. Цыпленок.1час Работа с бумагой. «Бумажный фонарик». 2часа Декоративная веточка из бумаги.1час Флажки из цветной бумаги. 2 часа Цветок из бумажных полосок. 1час Лепка. Котик. 1час Лепка. Лошадка. 1час Работа по шаблону. Листочки из зеленой бумаги.1 час Аппликация. Ветка рябины. 1час Аппликация из смятой бумаги. «Цветы в корзине». 1час Свойства ниток. Наматывание ниток «Бабочка». 1час Кисточка из ниток. 1час Аппликация «Фрукты на тарелке». 1час Аппликация «Снеговик».1час Аппликация «Гусеница».1час Игрушка из бумаги «Цыпленок в скорлупе».1час Оригами «Параходик». 1час Оригами «Стрела».1час Плетеный коврик из бумаги. 1час Плетеный коврик из бумаги. 1час Птица из бумаги. 1час Работа с бумагой. Закладка с орнаментом. 2часа Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках».1час Лепка «Снегурочка в лесу».1час Работа с природным материалом. Изготовление ежа. 1час Работа с природным материалом. Изготовление птицы.1час 8 Коллективная аппликация «Букет цветов». 2 часа Декоративная птица из бумаги.1час Приемы шитья «Игла вверх-вниз». 2часа Вышей способом «В два приема». 2часа Вышивка «Солнышко». 1час Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 2 класс Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 2 класс Повторение пройденного в первом классе. 4ч Правило поведения и работы на уроках ручного труда.1час Общие правила организации рабочего места на уроках ручного труда. 1час Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.2часа Работа с глиной и пластилином. 6ч Глина – строительный материал. 1час Пластилин – материал для ручного труда.1час Форма пластилина.1час Правило работы с пластилином.1час Изготовление из пластилина брусков.1час Лепка из пластилина молотка.1час Работа с природными материалами. 7ч Что делают из природных материалов.1ч В какие игрушки играли дети в старину.1ч Практическая работа: «Заготовка природных материалов». 1час Изготовление игрушек из желудей. 2часа Изготовление игрушек из скорлупы ореха. 2часа Работа с бумагой 5ч Виды и сорта бумаги. Правило работы с клеем и кистью.1час Изготовление аппликации из мятой бумаги. 2часа Складывание фигурок из бумаги. 2часа Работа с картоном 7ч Применение картона.1час Как работать с шаблоном.1час Порядок обводки шаблона геометрических фигур.2часа Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.1часа Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.1час Работа с нитками. 4ч Свойства ниток.1час Виды работы с нитками.1час Связывание ниток в пучок.1час Пришивание пуговиц. 1час Работа с глиной и пластилином. 4ч 9 Применение глины для изготовления посуды.1час Глиняная посуда цилиндрической формы.1час Глиняные изделия конической формы.1час Лепка из пластилина чашки конической формы.1час Работа с природными материалами. 3ч Свойства листьев.1час Аппликация из засушенных листьев.1час Декоративная аппликация из засушенных листьев.1час Работа с бумагой и картоном. 2ч Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.1час Аппликация «Яблоко» в технике бумажной мозаики. 1час Работа с нитками 2ч Применение ниток. 1час Изготовление фигурки из связанных пучков ниток.1час Работа с глиной и пластилином. 2ч Глиняная посуда в форме шара.1час Лепка чайной посуды в форме шара.1час Работа с бумагой и картоном. 2ч Изготовление из бумаги игрушек в форме шара.1час Изготовление шара из бумажных полос. 1час Работа с нитками.1час Сматывание ниток в клубок. 1час Работа с глиной и пластилином 2ч Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок».1час Лепка фигуры «Утка». 1час Работа с природными материалами 2ч Фигурки птиц. 1час Композиция из шишки и листьев «Пальма».1час Работа с бумагой и картоном. 2ч Разметка бумаги и картона по линейке.1час Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур.1час Работа с тканью. 5ч Применение и назначение ткани в жизни людей.1час Из чего делают ткань. Свойства ткани.1час Сорта тканей и их назначение.1час Раскрой деталей изделия из ткани.1час Изготовление игольницы.1час Работа с бумагой и картоном.1ч Поздравительная открытка «Сказочный цветок».1час Работа с пластилином1ч Лепка композиции к сказке «Колобок».1час Работа с бумагой и картоном. 2ч Изготовление композиции к сказке «Колобок», из складных бумажных фигурок.1час Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход».1час 10 Работа с текстильными материалами. 3часа Вышивка.1час Приёмы вышивания нитками.1час Вышивание закладки и салфетки из канавы стежком «шнурок».1час Работа с тесьмой 2ч Применение тесьмы.1час Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.1час Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 3 класс Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 3 класс Работа с природными материалами 3ч Экскурсия в природу с целью сбора природного материала .1час Изготовление по образцу аппликации из засушенных листьев.1час Изготовление по рисунку из скорлупы грецкого ореха.1час Работа с бумагой и картоном 5ч Изготовление аппликации из обрывной бумаги. 2часа Окантовка картона полосками бумаги.1час Изготовление по образцу картины прямоугольной формы на окантованном картоне. 2часа Работа с проволокой. 4ч Познавательные сведения о проволоке. Экскурсия в столярную мастерскую.1час Приёмы работы с проволокой. Изготовление по образцу и контуру стилизованных фигурок животных, знаков, букв.2часа Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.1час Работа с древесиной. 6ч Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в столярную мастерскую.2часа Способы обработки древесины. 2часа Изготовление по образцу колышка для растений. 2часа Работа с природными материалами. 3часа Работа с природными материалами Аппликация «Осень».1час Изготовление птицы из пластилина и сухой травы. 2часа Работа с метало конструктором. 3ч Познавательные сведения о метало конструкторе.1час Соединение планок винтом и гайкой. Сборка треугольника.1час Сборка по образцу квадрата.1час Работа с проволокой. 2ч Изготовление из проволоки букв. 2часа Работа с бумагой и картоном. 6ч Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.1час Изготовление ёлочных украшений. Цепочка из бумажных колец.1час Изготовление карнавальной полумаски из тонкого картона и плотной бумаги.1час Изготовление карнавальных головных уборов. 1час 11 Изготовление головных уборов. Кокошник.1час Изготовление карнавальных головных уборов. Шлем.1час Работа с бумагой и картоном. 4 Разметка картона по линейке. Изготовление складной доски для игры. 2часа Практическая работа. 2часа Работа с текстильными материалами. 6ч Косой обмёточный стежок. Упражнения на картоне по готовым проколам. 2часа Выполнение строчки косыми стежками. 2часа Изготовление закладки из фотоплёнки. Оформление концов закладки кисточками. 2часа Работа с древесиной. 5ч Инструменты для работы с древесиной.1час Обработка древесины. Экскурсия в столярную мастерскую.1час Изготовление аппликации из древесных опилок. 3ч Работа с текстильными материалами. 5ч Сшивание краёв строчкой косого стежка. 2часа Изготовление по образцу подушечки - прихватки из квадратов разноцветной ткани и ватина. 3часа Работа с бумагой и картоном. 4ч Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами. 2часа Изготовление из тонкого картона открытой коробки с бортами, соединёнными встык. 2часа Работа с текстильными материалами. 8ч Строчка прямого стежка в два приёма на листе бумаги в клетку. 2часа Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Зигзаг. 2часа Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Крестик.2часа Изготовление закладки с вышивкой. 2часа Работа с бумагой и картоном. 4ч Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Матрёшка. 2часа Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Собака. 2часа Содержание предмета ручной труд по учебным периодам 4 класс Тематическое распределение количество часов по предмету ручной труд 4 класс Работа с бумагой 4ч Что ты знаешь о бумаге? Виды бумаги.1час Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.1час Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка».1час Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор».1час Работа с тканью 4ч 12 Что ты знаешь о ткани? 1час Бумажная схема полотняного переплетения нитей. 1час Технологические операции при работе с нитками и тканью. Игрушка «Кукласкрутка».1час Отделка изделий из ткани. Изделие «Салфетка с аппликацией». 1час Работа с бумагой и картоном 10ч Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок».2часа Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка « Летающий диск».1час Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай».1час Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей.1час Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. 1час Конверт без клеевого соединения деталей.1час Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.1час Творческая работа « Конверт с замком» .2часа Работа с бумагой и картоном 3ч Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом».1час Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг.1час Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг.1час Работа с тканью.2ч Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-прихватка».1час Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфеткаприхватка».1час Работа с металлом. 2ч Сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево». 2часа Работа с бумагой и картоном 7ч Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура – раскладка».1час Деление круга на равные части способом складывания. «Складные часы».1час Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение.1час Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка».1час Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица».1час Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка». 2часа Работа с бумагой и картоном. 2ч Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр».1час 13 Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт».1ча Работа с нитками. 3ч Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток».2часа Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток».1час Работа с проволокой. 4ч Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков. 2часа Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). «Муха».1ч Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки) «Паук».1час Работа с бумагой и картоном 2ч Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Открытая коробочка».1час Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Коробочка».1час Работа с древесиной 9ч Что ты знаешь о древесине? Заготовка древесины.1час Свойства древесины. Экскурсия в школьную столярную мастерскую.1час Обработка древесины ручным инструментом. Приемы клеевого соединения кусочков карандашной стружки. 2часа Аппликация из карандашной стружки «Цветок».2часа Аппликация из древесных заготовок . 1час Аппликация из древесных заготовок «Дом».2часа Ремонт одежды. 4ч Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.1час Пришивание пуговиц с ушком. 1час Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.1час Изготовление и пришивание вешалки.1час Картонажно-переплетные работы.4ч Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы . Инструменты и приспособления.1час Изготовление записной книжки-раскладушки с переплетной крышкой.1час Изготовление записной книжки-раскладушки.2час Ручные швейные работы. 8ч Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл.2часа Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка « Медвежонок». 2часа Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка «Рыба».2часа Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка «Утка».2часа 14 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2010 год. 2. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва « Просвещение». 2018г. 3. О.Л. Зуева. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя. 4.И.А. Лыкова. Лесные поделки. Занятия с детьми. 5.А.М. Гусакова. Внеклассная работа по труду. 6.Т.М. Геронимус. 150 уроков труда в 1- 4 классах. 7. Методическое пособие. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика):Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и пособие. 8. http:/pedsovet.su 9. WWW.proshkolu.ru Планируемые результаты освоения обучающимися предмета ручной труд. Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; 15 знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 16 17