рабочая программа 1-4кл по чтению УО 23г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №11

____________________

___________________

Кораблева И.Ю. ____________________
Дорошко Н.В.
Протокол №1
Приказ
№167
-о/д
Гирина М.Н.
от «30» августа2023 г.
от «1» сентября2023 г.
Протокол №1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

1

ст. Спокойная 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство
образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена
решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол
от 22.12.2015 г. № 4/15).
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности
обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей,
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных
позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной
категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение постепенного перехода от по слогового чтения к чтению целым словом;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию
текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание
прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во
время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту
словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Содержание учебного предмета "Чтение":
2

Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе,
об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их
дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки,
поговорки, загадки, считалки, потешки.

рассказы,

стихотворения,

басни,

пословицы,

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством педагогического работника. Составление
картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на
вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Описание места учебного предмета чтение
Предмет чтение входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно
учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный
предмет чтение изучается в объеме 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год, во
2-4 классе учебный предмет чтение изучается в объеме 5 часов в неделю, что
составляет 170 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

3

Изучение предмета чтение в школе помогает решать коррекционно-развивающие
задачи по развитию психических процессов. В результате изучения курса чтения
обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, сформируется
обще учебный навык чтения и умение работать с текстом; пробуждается интерес к
чтению художественной литературы, а это способствует общему развитию ребёнка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета чтение.
Личностные результаты обучения.
-организует и дисциплинирует учащихся, способствует
формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает
привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты обучения.
Формируют познавательные, коммуникативные -способы регуляции деятель-ности
(планирование, контроль и коррекция недостатков памяти, внимания)
Которые способствуют установлению причинно-следственных связей и
закономерностей;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата; -- формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в
устной и письменной формах;
Предметные результаты обучения:
- овладеют навыками самостоятельного чтения;
4

- овладеют связной, устной речью;
- научатся использовать выразительные средства устной речи при описании предметов.

Содержание предмета по чтению 1 класс
№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Добукварный период

10ч

2

Букварный период

89ч

3

Итого

99ч

Тематического распределения количества часов по предмету чтения 1класс
Развитие слухового внимания, и фонематического слуха. Выявление представлений
детей о 1сентября.1час
Элементарный звуковой анализ. Звуки вокруг нас.1час
Совершенствование произносительной стороны речи. Воспроизведение сказки «Курочка
Ряба».
Воспроизведение сказки «Колобок».
1час
Выявление представлений детей о цвете предмета. 1час
Знакомство с понятием «слово».1час
Выявление представлений о форме предметов.1час
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя».1час
Закрепление понятия «слово».1час
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка».1час
«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию.1час
Формирование языкового понятия «предложение» и его условно-графическое
изображение.1час
Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детеныши».1час
Знакомство с делением на слова двухсловного предложения, его условно-графическое
изображение.
1час
Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты» Рассказывание сказки «Петушок и
бобовое зернышко.1час
Определение места звука [а] , [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи
слов.1час
Определение места звука [о], [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.
Рассказывание сказки «Заячья избушка».1час
Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.
Беседа на тему: «В книжном магазине» 1час
Звук и буква Аа.1час
5

Звук и буква Уу.1час
Чтение слов ау, уа.1час
Звук и буква Мм.1час
Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му. 1час
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с
изученными буквами 1час
Звук и буква Оо.1час
Звук и буква Хх.1час
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1час
Звук и буква Сс. Чтение слов, предложений с изученными буквами. 1час
Закрепление изученного. Чтение слов и предложений с буквой Сс.
1час
Звук и буква Нн.1час
Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.1час
Звук и буква ы. 1час
Звук и буква Лл.1час
Чтение слогов и предложений с изученными буквам.1час
Чтение текста «Муха» 1час
Звук и буква Вв.1час
Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1час
Звук и буква Ии.1час
Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии.1час
Звук и буква Шш.1час
Чтение двусложных слов с буквой ш. 1час
Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ.1час
Звук и буква Пп.1час
Составление чтение двусложных трехсложных слов. 1час
Закрепление изученного.1час
Звук и буква Тт.1час
Чтение слогов с мягкими и твердыми согласными.1час
Звук и буква Кк.1час
Чтение слогов и слов с буквой Кк.1час
Чтение рассказа «Вот так утки!»1час
Звук и буква Зз.1час
Чтение пар слов типа «лил -залил».1час
Дифференциация С-З. 1час
Звук и буква Рр.1час
Чтение текста «Наши картины».1час
Чтение текста «Наши рисунки».1час
Дифференциация Р-Л.1час
Звук и буква й. 1час
Дифференциация и-й. Чтение текста «Пополам!».1 час
Звук и буква Жж.1час
Дифференциация Ж-Ш. Сочетания Жи-Ши.1час
6

Звук и буква Бб. 1час
Чтение слов и предложений с буквой Бб.1час
Дифференциация Б-П. Чтение текста «Шалун Барсик».1час
Звук и буква Дд. 1час
Дифференциация Д-Т. 1час
Звук и буква Гг. 1час
Дифференциация Г-К. Чтение текста «Артисты».1час
Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.1час
Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими
согласными.1час
Звук и буква Ее.1час
Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу».1час
Чтение текста «Трудные приметы».1час
Повторение изученного. Чтение текста «Повара».1час
Звук и буква Яя.1час
Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор». 1час
Звук и буква Юю. 1час
Буква ю – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Прятки». 1час
Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.1час
Звук и буква Ёё.1час
Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.1час
Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка».1час
Звук и буква Чч. 1час
Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка».1час
Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая
лисичка».1час
Дифференциация слов по вопросам Кто? Что?1час
Звук и буква Фф. Чтение текста «Лесная школа».1час
Составление и чтение предложений, чистоговорок с изученными буквами. 1час
Чтение текста «Три поросенка».1час
Дифференциация В-Ф. Чтение слогов со стечением согласных.1час
Звук и буква Цц.1час
Чтение текстов с изученными буквами.час1
Дифференциация С-Ц. Чтение текста «Аленький цветочек».
1час
Звук и буква Ээ. Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»1час
Звук и буква Щщ.1час
Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу.1час
Буква ъ. различение слогов с ъ и без него.1час
Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ и ь.1
час
Чтение текста «Моя семья».1час

7

Содержание учебного предмета по чтению 2 класс

Тематического распределения количества часов по предмету чтения
2 класс
Осень пришла-в школу пора!19 часов
Прочитай! 1час
Все куда – нибудь идут. По В. Голявкину.1час
Первый урок.1час
Мы рисуем.1час
Грибной лес. Я. Аким.1час
Прочитайте!1час
Слон Бэ-би. По В. Дурову.1час
Птичья школа. Б. Заходер.1час
Осенние подарки. По Н.Сладкову. 1час
В парке. Прочитай!1час
Падают, падают листья… М. Ивенсен.1час
Осенний лес. По В. Корабельникову.1час
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому.1час
Прочитай! 1час
Хозяин в доме. Д. Летнёва.1час
Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину.1час
Прочитай!1час
Серый вечер. По А. Тумбасову.1час
Проверь себя! 2часа
Почитаем – поиграем! 9 часов
Одна буква. По А. Шибаеву. 1час
Слоги. А. Усачёв.1час
Прочитай! 1час
Дразнилка. По С. Иванову.1час
Черепаха. К. Чуковский.1час
Шумный Бабах. Дж. Ривз.1час
Прочитай! 1час
Загадки. 1час
Доскажи словечко.1час
Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.1час
Проверь себя! 2часа
В гостях у сказки. 15 часов
Лиса и волк (Русская народная сказка).1час
Гуси и лиса (Русская народная сказка).1час
8

Лиса и козёл (Русская народная сказка).2часа
Мышка вышла гулять. По Л. Толстому.2часа
Прочитай! 1час
Волк и баран (Литовская сказка).1час
Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой.2часа
Рак и ворона (Литовская сказка).1час
Заяц и черепаха (Казахская сказка).1час
Благодарный медведь (Мордовская сказка).1час
Прочитай! 1час
Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка).1час
Волк и ягнёнок (Армянская сказка).1час
Умей обождать! (Русская народная сказка).1час
Проверь себя !1час
Животные рядом с нами 15 часов
Умная собака (Индийская сказка).2часа
Прочитай! 1час
Я домой пришла! По Э. Шиму.1час
Лошадка (Русская народная присказка).1час
Кролики. По Е. Чарушину.1час
Баран. В. Лифшиц.1час
Прочитай! 1час
Храбрый утёнок. По Б. Житкову. 2часа
Всё умеют сами. По Э. Шиму.1час
Котёнок. М. Бородицкая.1час
Прочитай! 1час
Три котёнка. По В. Сутееву. 2часа
Петушок с семьёй. По К. Ушинскому.2часа
Упрямые козлята.1час
Пёс. В. Лифшиц. 1час
Проверь себя! 1час
Ой ты, зимушка зима! 17 часов
Загадка.1час
Первый снег. Я. Аким. 2часа
Большой снег. По Э.Киселёвой. 1час
Снежный колобок. По Н.Калининой. 2часа
Снеговик новосёл. По С. Вангели. 1час
Воробышкин домик. По Е.Шведеру. 2часа
Зимние картинки. Г. Галина. 1час
Зимние картинки. Г. Галина. 1час
Миша и Шура. Е. Самойлова.1час
Купили снег. Ш. Галиев.1час
Буратиний нос. По Г.Юдину. 2часа
Живи, ёлочка! И. Токмакова. 1час
9

Про ёлки. По В. Сутееву. 2часа
Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. 1час
Ромашки в январе. По М. Пляцковскому. 2часа
Мороз и Заяц (Русская народная сказка). 2часа
Вьюга (Литовская народная песенка).1час
На лесной полянке. По Г. Скребицкому. 2часа
Проверь себя! 2ч
Что такое хорошо и что такое плохо 26 часов
Коля заболел. По А. Митту. 2часа
Подружки рассорились. Д. Летнёва .1час
Вязальщик. По В. Голявкину. 1час
Самолёт. Г. Ладонщиков. 1час
Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой. 2часа
Торопливый ножик. По Е. Пермяку.2часа
Вьюга. По В. Сухомлинскому. 2часа
Трус. По И. Бутмину.1час
Как я под партой сидел. По В. Голявкину.2часа
Петя мечтает. Б. Заходер.1час
Мёд в кармане. По В. Витка. 1час
Канавка. По В. Донниковой. 2часа
Назло Солнцу (Узбекская сказка). 2часа
Мостки. А. Барто.1час
Песенка обо всём. По М. Дружининой. 2часа
Лемеле хозяйничает. Л. Квитко.1час
Неряха. По И. Туричину.1час
Проверь себя! 1час
Весна идёт!
Если снег по всюду тает….1час
Март. Я. Аким.1 час
Невидимка. По Ю. Ковалю. 2часа
Праздник мам. В. Берестов.1час
Подарок к празднику. По В. Драгунскому. 1час
Подарок к празднику.По В. Драгунскому .1час
Снег и заяц (Бурятская сказка).1час
Помощники весны. Г. Ладонщиков .1час
Лягушонок. По М. Пришвину. 2часа
Весна. Г. Ладонщиков. 1час
Барсук. По Е. Чарушину.1час
Весенняя песенка. С. Маршак.1час
На краю леса. По И. Соколову – Микитову.1час
Проходящая вещь. По В. Голявкину.1час
Деньки стоят погожие… М. Пляцковский.1час
Ручей и камень. По С. Козлову. 2часа
10

Как птицы лису проучили (Русская народная сказка).1час
Вкусный урок. По Т. Шарыгиной. 2часа
Почему скворец весёлый? С. Косенко.1час
Храбрый птенец. Э. Шим.1час
Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову.1час
Проверь себя! 1час
Чудесное рядом 11 часов
Игра. О. Дриз.1час
Удивление первое. Г. Цыферов.1час
Осьминожек . По Г. Снегирёву.1час
Друзья. По С. Козлову. 1час
Кот Иванович. По Г. Скребицкому. 1час
Золотой луг. По М. Пришвину.1час
Неродной сын. По В. Бианки.1час
Подарок. Ю. Кушак.1час
Всё здесь. Я. Тайц.1час
Небесный слон. По В. Бианки. 1час
Проверь себя!1час
Лето красное 9 часов
Ярко солнце светит…. 1час
Светлячки. По И. Соколову – Микитову. 1час
Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. 1час
Прошлым летом. И. Гамазкова. 1час
Поход. С. Махотин.1час
Раки. По Е. Пермяку.1час
В гости к лету. В. Викторов. 1час
Отчего так много света? И. Мазнин. 1час
Проверь себя! 1час

Основное содержание предмета чтение 3 класс
Содержание учебного предмета чтение 3 класс
№

Наименование разделов

Количество часов

1.

«Здравствуй, школа!»

13
11

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12

«Осень наступила»
«Учимся трудиться»»
«Ребятам о зверятах»
«Чудесный мир сказок»
«Зимушка-зима»
«Так нельзя, а так можно»
«Весна в окно стучится»
«Веселые истории»
«Родина любимая»
«Здравствуй, лето!»
Итого:

18
20
22
10
25
13
21
8
9
11
170 часов

Тематическое распределение количество часов по предмету чтение 3класс
Здравствуй, школа! 13часов
М. Садовский «Сентябрь».1час
По В.Воскобойникову «Весёлая улица».1час
В. Берестов «Первое сентября».1час
По В. Драгунскому «Завтра в школу».1 час
По Э. Шиму «Пятёрки».2 часа
Смешинка. «Котёнок хочет в школу» В.Берестов.1 час
В.Бирюков «Кто лучшим будет».2 часа
По В.Хомченко «Обида».1 час
А. Аксёнова «Наша учительница». 1 час
Школьные загадки1 час
Проверь себя!1 час
Осень наступила… 18 часов
О. Высотская «Осень». 1 час
По Ю.Ковалю «Последний лист».2 час
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». 1 час
По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе»2 часа
В. Степанов «Воробей».1 час
По А.Баркову «Лето на веревочке».1 час
Е. Благинина «Улетают, улетели …»1 час
По Э.Шиму «Ворона и синица».1 час
По Л.Воронковой «За кормом для птиц». 1 час
Г. Ладонщиков «В октябре»1 час
12

По Н. Сладкову «Страшный невидимка». 1 час
А. Плещеев «Осень наступила».1 час
По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». 2 часа
Доскажи словечко(Осенние загадки) Н. Майданник. 1 час
Проверь себя!1 час
Учимся трудиться
20 часов
Ю. Тувим «Все для всех».1 час
По Д. Габе «Работа».2 часа
В. Орлов «Мои помощники». 1 час
Смешинка. С.Васильева.2 часа
По А. Потаповой «Бабушка и внучка».1 час
Б. Заходер «Повар».1 час
По М.Дружининой «Сюрприз».1 час
О. Высотская «Маргаритка».1 час
По В.Хомченко «Пуговица».1 час
Г. Ладонщиков «Портниха».1 час
В. Осеева «Пуговица».1 час
А.Усачёв Смешинка.1 час
По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».2 часа
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело».2 часа
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». 1 час
Проверь себя!1 час
Ребятам о зверятах 23 часа
По Е. Чарушину «Лисята».2 часа
По Н.Сладкову «Лисица и Ёж».1 час
Е. Тараховская «Заяц». 1 час
По М.Пришвину «Ёж». 2 часа
А.Богданова Смешинка.1 час
По А.Баркову «Материнская забота».1 час
По Г. Снегирёву «Белёк».2 часа
В. Приходько «Пин и Гвин».1 час
По Б.Житкову «Галка». 2 часа
По В.Гаранжину «Куриный воспитанник».1 час
По М.Тарловскому «Добрый Волк».2 часа
По Н.Носову «Живая шляпа».1 час
По Л.Вершинину Смешинка. 1 час
По Н.Павловой «Котята».1 час
В. Берестов «Кошкин щенок».1 час
13

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль».1 час
Проверь себя!1 час
Чудесный мир сказок 10 часов
Русская народная сказка «Лиса и журавль».1 час
Русская народная сказка «Храбрый баран».1 час
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».1 час
Украинская народная сказка «Овечка и волк».1 час
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».1 час
Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».1 час
Французская народная сказка «Лиса и куропатка».1 час
Абхазская народная сказка «Куцый хвост».1 час
Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок».1 час
Проверь себя!1 час
Зимушка – зима 25 часов
«Ой ты, зимушка – зима!»1 час
По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз».1 час
М. Садовский «Декабрь».1 час
По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали». 1 час
О.Григорьев Смешинка.1 час
С. Попов «В новогоднюю ночь».1 час
По В.Ячменёвой Смешинка.1 час
По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». 1 час
По А.Потаповой «Такой вот герой».1 час
С.Есенин «Зима».1 час
С. Суворова «Подарок».1 час
По В. Голявкину «У Ники новые лыжи». 1 час
И. Шевчук «С прогулки».1 час
По М.Быковой «Неудачная находка».1 час
И. Суриков «Детство».1 час
О.Григорьев Смешинка.1час
По Е.Чарушину «Что за зверь».1 час
По Э.Шиму «Не стучать – все спят».1 час
В. Степанов «Зайка».1 час
По Н.Сладкову «Еловая каша».1 час
З. Александрова «Снежок».1 час
По С.Баруздину «Коллективная печка».2 часа
В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки)1 час
Проверь себя!1 час
14

Так нельзя, а так можно 13 часов
По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка».1 час
По В.Хомченко «Птица-синица».1 час
Г.Ладонщиков «Дельный совет».1 час
Г.Лагздынь Смешинка. «Положили на подушки».1 час
По Л.Толстому «Косточка».1 час
По С.Георгиеву «Праздничный стол».1 час
В. Бесрестов «За игрой».1 час
С. Баруздин «Бревно»1 час
А. Седугин «Как Артёмка котенка спас». 1 час
По В.Осеевой «Подвиг».1 час
И. Демьянов Смешинка. «Девочка-копуша».1 час
По В.Бирюкову «Лесные доктора». 1 час
Проверь себя!1 час
Весна в окно стучится 21 час
Ф. Тютчев «Зима недаром злится». 1 час
По В. Бирюкову «Весенняя песня» 1 час
«Веснянка» (Украинская народная песня).1 час
По Э.Шиму «Сосулька».1 час
Русская народная песня «Выгляни, Солнышко».1 час
С. Вербова «Мамин портрет».1 час
П. Синявский «Разноцветный подарок». 1 час
А. Седугин «Тихо-тихо».1 час
Р. Сеф «Лицом к весне».1 час
С. Вербова «Ледоход». 1 час
По Р.Фархади «Сон Медвежонка». 1 час
Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».1 час
З.Хасанова, С Шамсутдинова Смешинка. 1 час
По В.Бианки «Заяц на дереве».1 час
С.Погорелвский «Наши гости».1 час
По Г.Скребицкому «Скворушка».1 час
И. Белоусов «Весенняя гостья».1 час
По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».1 час
По А.Баркову «Тюльпаны».1 час
Е.Савельева Доскажи словечко (Весенние загадки).1 час
Проверь себя!1 час
Весёлые истории 8 часов
Р. Фархада «Перепутаница». 1 час
15

По Г.Остеру «Эхо».1 час
А. Шибаев «Кто кем становится».1час
А. Усачёв «Волшебный барабан».1 час
М. Пляцковский «Шишки».1 час
По Ю. Степанову «Портрет». 1 час
М. Бородицкая «Булочная песенка».2 часа
Родина любимая 9 часов
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине».1 час
По К.Ушинскому «Наше Отечество».1 час
По Т.Кудрявцевой «Флаг России». 1 час
М. Ильин «Главный город страны».1 час
В. Степанов «Песня».1 час
А.Усачёв «День Победы».1 час
По С. Баруздину «Страшный клад».1 час
Тульские пряники» По С.Алексееву.1 час
Проверь себя!1 час
Здравствуй, лето! 11 часов
А. Усачёв «Что такое лето?». 1 час
По Л.Воронковой «Что сказала бы мама».1 час
М. Дружинина «Земляника».1 час
С. Васильева Смешинка.1 час
По В.Хомченко «Куда исчез гриб». 1 час
По В.Бианки «Ёж-спаситель».1 час
Р. Фархади «Жарко».1 час
По Э.Шиму «Верное время». 1 час
По В.Орлову Смешинка. «Почему лето короткое?».1 час
Е. Савельева «Доскажи словечко» (летние загадки).1 час
Проверь себя!1 час

Содержание учебного предмета чтение 4 класс

№

Наименование разделов

Количество часов

1.

«Здравствуй, школа!»

13
16

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12

«Осень наступила»
«Учимся трудиться»»
«Ребятам о зверятах»
«Чудесный мир сказок»
«Зимушка-зима»
«Так нельзя, а так можно»
«Весна в окно стучится»
«Веселые истории»
«Родина любимая»
«Здравствуй, лето!»
Итого:

18
20
22
10
25
13
21
8
9
11
170 часов

Тематическое распределение количество часов по предмету чтение 4класс
Школьная жизнь. 13ч
Снова в школу. По Н. Носову. 1час
Жил-был Учитель. Э. Мошковская. 1час
Чему учат в школе. М.Пляцковский. (наизусть. )1час
Поздравление. По Ю. Ермолаеву. 1час
Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу.1час
Шум и Шумок. По Е. Ильиной. 1час
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов.2часа
Три желания Вити. По Л. Каминскому.1час
Читалочка. В. Берестов. (наизусть) 1час
Зарубите на носу. По М. Бартеневу. 1час
Загадки. 1час
Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь».1час
Время листьям опадать. 19часов
Жёлтой краской кто-то..Н. Антонова. 1час
Осенняя сказка. По H. Абрамцевой. 1час
Подарки осени. Е. Благинина.1час
Лесные подарки. По Л. Воронковой.1час
Лес осенью. А. Твардовский. (наизусть. )1час
В осеннем лесу. По В. Путилиной.1час
Славная осень!.. Н. Некрасов. (наизусть)1час
Отчего Осень грустна. По Э. Шиму.1час
Осень. К.Бальмонт. 1час
Три сойки. По Ю. Ковалю. 1час
Холодная зимовка. По Н. Сладкову. 1час
Скучная картина!.. А. Плещеев (наизусть)1час
17

Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко.2часа
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому. 1час
Время листьям опадать... По Г. Граубину. 2часа
Загадки. 1час
Обобщающий урок по разделу «Время листьям опадать.1час
Делу –время, потехе час. 10часов
Пекла кошка пирожки… (Русская потешка). (наизусть. )1час
Сенокос.(Чешская потешка) 1час
Карусели. По Л. Пантелееву.2часа
Прятки. По Н. Носову. 2часа
Считалки. (наизусть).1час
Жмурки. По М. Булатову. 2часа
Обобщающий урок по разделу «Делу -время, потехе – час»1час
В мире животных 15часов
Бодливая корова. По К. Ушинскому. 1час
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову. 1час
Пушок. По В. Гаранжину. 1час
Томка. По Е. Чарушину. 1час
Охотник и собаки. По Б. Житкову. 1час
Чук заболел. По Л. Матвеевой. 1час
Хитрый бурундук. Г.Снегирев. 1час
Барсучья кладовая. По А. Баркову. 1час
Гостья. По А. Дорохову. 1час
Игрушки лисят. Г. Корольков. 1час
Лиса. По Ю. Дмитриеву. 1час
Загадки.1час
Чтение книг из библиотеки по теме «В мире животных». 1час
Внеклассное чтение « Мои любимые животные».1час
Обобщающий урок по разделу «В мире животных».1час
Жизнь дана на добрые дела 10 часов
Миша-мастер. Г Ладонщиков. 1час
Пичугин мост. По Е. Пермяку .2часа
Михаськин сад. В. Хомченко.1час
Когда люди радуются. По С. Баруздину.1 час
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву. 1час
Котёнок. Е. Благинина.1час
Птичка. В.Голявкин. 1час
Внеклассное чтение по теме: «1000 добрых дел».1час
Обобщающий урок по разделу «Жизнь дана на добрые дела».1час
Зима наступила 25 часов
Снег идёт. По Л. Воронковой.2часа
Снегурочка. А. Слащёв.2часа
18

И. Суриков.( наизусть).1час
Декабрь. С.Маршак. Заучивание стихотворения наизусть.1час
Ёлка. По В. Сутееву.3часа
Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной.2часа
Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин.1час
На горке. По Н. Носову.2часа
Лисичка-сестричка и волк.(Русская народная сказка.2часа
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский.1час
Зимняя сказка. П. Головкин.2часа
Митины друзья. Г. Скребицкий.3часа
Снежная шапка. В. Бирюков.1час
В шубах и шапках. ( По А. Тумбасову).2часа
Не ветер бушует над бором… Н.Некрасов. (наизусть).1час
Находчивый медведь. По В. Бианки.2часа
Зимние приметы (По А. Спирину).1час
Загадки. Е.Благинина, А.Рождественская, Е.Тараховская.1час
Внеклассное чтение «Зимняя сказка» 1час
Обобщающий урок по разделу «Зима наступила» 1час
Весёлые истории 15 часов
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. 3часа
Одни неприятности. Г.Остер 1час
Однажды утром. М. Пляцковский.2часа
Почему комары кусаются. В.Бирюков.2часа
Вот какой рассеянный. С. Маршак. 3часа
Две лишние коробки. По О. Кургузову.2часа
Отвечайте, правда ли? Г.Чичинадзе. 1час
Обобщающий урок по разделу «Веселые истории»1час
Полюбуйся, весна наступает…20часов
Март. В. Алфёров 1час
Восьмое Марта. По М. Фроловой 3часа
Забота. Е.Благинина. 1час
Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому. 2часа
Последняя льдина. По В.Бианки. 2часа
Весна. А.Плещеев. (наизусть.) 2часа
Скворцы прилетели. По А.Баркову. 2часа
Всему свой срок. По Э.Шиму. 2часа
Полюбуйся, весна наступает… И.Никитин. (наизусть) 1час
Весенний вечер. По Ю.Ковалю. 2часа
Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. 1час
Загадки. 1час
Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает...». 1час
В мире волшебной сказки 13часов
Хаврошечка. Русская народная сказка. 3часа
19

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. (Русская народная сказка).3часа
У лукоморья дуб зеленый… А.С.Пушкин. (наизусть.) 1час
Подарки феи. По Ш.Перро. 3часа
Горшочек каши. Братья Гримм. 1час
Наши сказки. По В.Порудоминскому. 1час
Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». 1час
Родная земля 10 часов
Царь-колокол. М.Ильин.1час
Город на Неве. С.Васильев. 1час
Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко. 1час
Сочинение на тему. С.Вербова.1час
Какое это слово. По Л.Кассилю. 1час
Главное дело. По Б.Никольскому. 1час
Защита. А.Усачев. 1час
Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю. 1час
День Победы. Т.Белозеров. (наизусть.)1час
Обобщающий урок по разделу «Родная земля». 1час
Лето пришло 10 часов
Ливень. С. Козлов. 1час
Тучка. Г. Граубин. (наизусть.) 1час
Хитрый одуванчик. Н.Павлова. 2часа
Одуванчик. Е.Благинина. 1час
Встреча со змеей.1час
Летний снег. А.Бродский 1час
После зимы будет лето. В.Голявкин.1час
Хозяюшка. О. Тарнопольская. 1час
Летние приметы. По А .Спирину. Обобщающий урок по разделу «Лето пришло.»1час
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2010год.
2. С.Ю. Ильина, А.К. Аксенова,Т.М. Головкина, М.И. Шишкова.Учебник для чтения 2
класса, в двух частях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Москва «Просвещение» 2018г.
3.
И.А. Морозова, М.А. Пушкерева. Подготовка к обучению грамоте. Коррекционноразвивающее обучение.
4. Т.И. Табарина, Е.И. Соколова. И учеба и игра: русский язык.
5.
Журнал «Дошкольник. Младший школьник».
6.
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в
1- 4 классах вспомогательной школы.
7.
http:/pedsovet.su
8.
WWW.proshkolu.ru
20

Планируемые результаты освоения по предмету чтение.
Минимальный уровень:осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми
словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной
работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7
коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
-определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

21

22

23



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.