МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ____________________ ___________________ Кораблева И.Ю. ____________________ Дорошко Н.В. Протокол №1 Приказ №167 -о/д Гирина М.Н. от «30» августа2023 г. от «1» сентября2023 г. Протокол №1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 ст. Спокойная 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по чтению 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г); - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15). Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной категории. Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются: воспитание у обучающихся интереса к чтению; формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от по слогового чтения к чтению целым словом; формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. Содержание учебного предмета "Чтение": 2 Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, поговорки, загадки, считалки, потешки. рассказы, стихотворения, басни, пословицы, Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. Описание места учебного предмета чтение Предмет чтение входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный предмет чтение изучается в объеме 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год, во 2-4 классе учебный предмет чтение изучается в объеме 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 3 Изучение предмета чтение в школе помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию психических процессов. В результате изучения курса чтения обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, сформируется обще учебный навык чтения и умение работать с текстом; пробуждается интерес к чтению художественной литературы, а это способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета чтение. Личностные результаты обучения. -организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. Метапредметные результаты обучения. Формируют познавательные, коммуникативные -способы регуляции деятель-ности (планирование, контроль и коррекция недостатков памяти, внимания) Которые способствуют установлению причинно-следственных связей и закономерностей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; -осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Предметные результаты обучения: - овладеют навыками самостоятельного чтения; 4 - овладеют связной, устной речью; - научатся использовать выразительные средства устной речи при описании предметов. Содержание предмета по чтению 1 класс № п/п Разделы, темы Количество часов 1 Добукварный период 10ч 2 Букварный период 89ч 3 Итого 99ч Тематического распределения количества часов по предмету чтения 1класс Развитие слухового внимания, и фонематического слуха. Выявление представлений детей о 1сентября.1час Элементарный звуковой анализ. Звуки вокруг нас.1час Совершенствование произносительной стороны речи. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба». Воспроизведение сказки «Колобок». 1час Выявление представлений детей о цвете предмета. 1час Знакомство с понятием «слово».1час Выявление представлений о форме предметов.1час Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя».1час Закрепление понятия «слово».1час Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка».1час «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию.1час Формирование языкового понятия «предложение» и его условно-графическое изображение.1час Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детеныши».1час Знакомство с делением на слова двухсловного предложения, его условно-графическое изображение. 1час Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты» Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко.1час Определение места звука [а] , [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.1час Определение места звука [о], [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. Рассказывание сказки «Заячья избушка».1час Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. Беседа на тему: «В книжном магазине» 1час Звук и буква Аа.1час 5 Звук и буква Уу.1час Чтение слов ау, уа.1час Звук и буква Мм.1час Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му. 1час Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с изученными буквами 1час Звук и буква Оо.1час Звук и буква Хх.1час Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. 1час Звук и буква Сс. Чтение слов, предложений с изученными буквами. 1час Закрепление изученного. Чтение слов и предложений с буквой Сс. 1час Звук и буква Нн.1час Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.1час Звук и буква ы. 1час Звук и буква Лл.1час Чтение слогов и предложений с изученными буквам.1час Чтение текста «Муха» 1час Звук и буква Вв.1час Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1час Звук и буква Ии.1час Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии.1час Звук и буква Шш.1час Чтение двусложных слов с буквой ш. 1час Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ.1час Звук и буква Пп.1час Составление чтение двусложных трехсложных слов. 1час Закрепление изученного.1час Звук и буква Тт.1час Чтение слогов с мягкими и твердыми согласными.1час Звук и буква Кк.1час Чтение слогов и слов с буквой Кк.1час Чтение рассказа «Вот так утки!»1час Звук и буква Зз.1час Чтение пар слов типа «лил -залил».1час Дифференциация С-З. 1час Звук и буква Рр.1час Чтение текста «Наши картины».1час Чтение текста «Наши рисунки».1час Дифференциация Р-Л.1час Звук и буква й. 1час Дифференциация и-й. Чтение текста «Пополам!».1 час Звук и буква Жж.1час Дифференциация Ж-Ш. Сочетания Жи-Ши.1час 6 Звук и буква Бб. 1час Чтение слов и предложений с буквой Бб.1час Дифференциация Б-П. Чтение текста «Шалун Барсик».1час Звук и буква Дд. 1час Дифференциация Д-Т. 1час Звук и буква Гг. 1час Дифференциация Г-К. Чтение текста «Артисты».1час Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.1час Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими согласными.1час Звук и буква Ее.1час Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу».1час Чтение текста «Трудные приметы».1час Повторение изученного. Чтение текста «Повара».1час Звук и буква Яя.1час Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор». 1час Звук и буква Юю. 1час Буква ю – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Прятки». 1час Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.1час Звук и буква Ёё.1час Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.1час Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка».1час Звук и буква Чч. 1час Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка».1час Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая лисичка».1час Дифференциация слов по вопросам Кто? Что?1час Звук и буква Фф. Чтение текста «Лесная школа».1час Составление и чтение предложений, чистоговорок с изученными буквами. 1час Чтение текста «Три поросенка».1час Дифференциация В-Ф. Чтение слогов со стечением согласных.1час Звук и буква Цц.1час Чтение текстов с изученными буквами.час1 Дифференциация С-Ц. Чтение текста «Аленький цветочек». 1час Звук и буква Ээ. Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»1час Звук и буква Щщ.1час Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу.1час Буква ъ. различение слогов с ъ и без него.1час Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ и ь.1 час Чтение текста «Моя семья».1час 7 Содержание учебного предмета по чтению 2 класс Тематического распределения количества часов по предмету чтения 2 класс Осень пришла-в школу пора!19 часов Прочитай! 1час Все куда – нибудь идут. По В. Голявкину.1час Первый урок.1час Мы рисуем.1час Грибной лес. Я. Аким.1час Прочитайте!1час Слон Бэ-би. По В. Дурову.1час Птичья школа. Б. Заходер.1час Осенние подарки. По Н.Сладкову. 1час В парке. Прочитай!1час Падают, падают листья… М. Ивенсен.1час Осенний лес. По В. Корабельникову.1час Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому.1час Прочитай! 1час Хозяин в доме. Д. Летнёва.1час Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину.1час Прочитай!1час Серый вечер. По А. Тумбасову.1час Проверь себя! 2часа Почитаем – поиграем! 9 часов Одна буква. По А. Шибаеву. 1час Слоги. А. Усачёв.1час Прочитай! 1час Дразнилка. По С. Иванову.1час Черепаха. К. Чуковский.1час Шумный Бабах. Дж. Ривз.1час Прочитай! 1час Загадки. 1час Доскажи словечко.1час Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.1час Проверь себя! 2часа В гостях у сказки. 15 часов Лиса и волк (Русская народная сказка).1час Гуси и лиса (Русская народная сказка).1час 8 Лиса и козёл (Русская народная сказка).2часа Мышка вышла гулять. По Л. Толстому.2часа Прочитай! 1час Волк и баран (Литовская сказка).1час Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой.2часа Рак и ворона (Литовская сказка).1час Заяц и черепаха (Казахская сказка).1час Благодарный медведь (Мордовская сказка).1час Прочитай! 1час Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка).1час Волк и ягнёнок (Армянская сказка).1час Умей обождать! (Русская народная сказка).1час Проверь себя !1час Животные рядом с нами 15 часов Умная собака (Индийская сказка).2часа Прочитай! 1час Я домой пришла! По Э. Шиму.1час Лошадка (Русская народная присказка).1час Кролики. По Е. Чарушину.1час Баран. В. Лифшиц.1час Прочитай! 1час Храбрый утёнок. По Б. Житкову. 2часа Всё умеют сами. По Э. Шиму.1час Котёнок. М. Бородицкая.1час Прочитай! 1час Три котёнка. По В. Сутееву. 2часа Петушок с семьёй. По К. Ушинскому.2часа Упрямые козлята.1час Пёс. В. Лифшиц. 1час Проверь себя! 1час Ой ты, зимушка зима! 17 часов Загадка.1час Первый снег. Я. Аким. 2часа Большой снег. По Э.Киселёвой. 1час Снежный колобок. По Н.Калининой. 2часа Снеговик новосёл. По С. Вангели. 1час Воробышкин домик. По Е.Шведеру. 2часа Зимние картинки. Г. Галина. 1час Зимние картинки. Г. Галина. 1час Миша и Шура. Е. Самойлова.1час Купили снег. Ш. Галиев.1час Буратиний нос. По Г.Юдину. 2часа Живи, ёлочка! И. Токмакова. 1час 9 Про ёлки. По В. Сутееву. 2часа Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. 1час Ромашки в январе. По М. Пляцковскому. 2часа Мороз и Заяц (Русская народная сказка). 2часа Вьюга (Литовская народная песенка).1час На лесной полянке. По Г. Скребицкому. 2часа Проверь себя! 2ч Что такое хорошо и что такое плохо 26 часов Коля заболел. По А. Митту. 2часа Подружки рассорились. Д. Летнёва .1час Вязальщик. По В. Голявкину. 1час Самолёт. Г. Ладонщиков. 1час Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой. 2часа Торопливый ножик. По Е. Пермяку.2часа Вьюга. По В. Сухомлинскому. 2часа Трус. По И. Бутмину.1час Как я под партой сидел. По В. Голявкину.2часа Петя мечтает. Б. Заходер.1час Мёд в кармане. По В. Витка. 1час Канавка. По В. Донниковой. 2часа Назло Солнцу (Узбекская сказка). 2часа Мостки. А. Барто.1час Песенка обо всём. По М. Дружининой. 2часа Лемеле хозяйничает. Л. Квитко.1час Неряха. По И. Туричину.1час Проверь себя! 1час Весна идёт! Если снег по всюду тает….1час Март. Я. Аким.1 час Невидимка. По Ю. Ковалю. 2часа Праздник мам. В. Берестов.1час Подарок к празднику. По В. Драгунскому. 1час Подарок к празднику.По В. Драгунскому .1час Снег и заяц (Бурятская сказка).1час Помощники весны. Г. Ладонщиков .1час Лягушонок. По М. Пришвину. 2часа Весна. Г. Ладонщиков. 1час Барсук. По Е. Чарушину.1час Весенняя песенка. С. Маршак.1час На краю леса. По И. Соколову – Микитову.1час Проходящая вещь. По В. Голявкину.1час Деньки стоят погожие… М. Пляцковский.1час Ручей и камень. По С. Козлову. 2часа 10 Как птицы лису проучили (Русская народная сказка).1час Вкусный урок. По Т. Шарыгиной. 2часа Почему скворец весёлый? С. Косенко.1час Храбрый птенец. Э. Шим.1час Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову.1час Проверь себя! 1час Чудесное рядом 11 часов Игра. О. Дриз.1час Удивление первое. Г. Цыферов.1час Осьминожек . По Г. Снегирёву.1час Друзья. По С. Козлову. 1час Кот Иванович. По Г. Скребицкому. 1час Золотой луг. По М. Пришвину.1час Неродной сын. По В. Бианки.1час Подарок. Ю. Кушак.1час Всё здесь. Я. Тайц.1час Небесный слон. По В. Бианки. 1час Проверь себя!1час Лето красное 9 часов Ярко солнце светит…. 1час Светлячки. По И. Соколову – Микитову. 1час Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. 1час Прошлым летом. И. Гамазкова. 1час Поход. С. Махотин.1час Раки. По Е. Пермяку.1час В гости к лету. В. Викторов. 1час Отчего так много света? И. Мазнин. 1час Проверь себя! 1час Основное содержание предмета чтение 3 класс Содержание учебного предмета чтение 3 класс № Наименование разделов Количество часов 1. «Здравствуй, школа!» 13 11 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 «Осень наступила» «Учимся трудиться»» «Ребятам о зверятах» «Чудесный мир сказок» «Зимушка-зима» «Так нельзя, а так можно» «Весна в окно стучится» «Веселые истории» «Родина любимая» «Здравствуй, лето!» Итого: 18 20 22 10 25 13 21 8 9 11 170 часов Тематическое распределение количество часов по предмету чтение 3класс Здравствуй, школа! 13часов М. Садовский «Сентябрь».1час По В.Воскобойникову «Весёлая улица».1час В. Берестов «Первое сентября».1час По В. Драгунскому «Завтра в школу».1 час По Э. Шиму «Пятёрки».2 часа Смешинка. «Котёнок хочет в школу» В.Берестов.1 час В.Бирюков «Кто лучшим будет».2 часа По В.Хомченко «Обида».1 час А. Аксёнова «Наша учительница». 1 час Школьные загадки1 час Проверь себя!1 час Осень наступила… 18 часов О. Высотская «Осень». 1 час По Ю.Ковалю «Последний лист».2 час А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». 1 час По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе»2 часа В. Степанов «Воробей».1 час По А.Баркову «Лето на веревочке».1 час Е. Благинина «Улетают, улетели …»1 час По Э.Шиму «Ворона и синица».1 час По Л.Воронковой «За кормом для птиц». 1 час Г. Ладонщиков «В октябре»1 час 12 По Н. Сладкову «Страшный невидимка». 1 час А. Плещеев «Осень наступила».1 час По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». 2 часа Доскажи словечко(Осенние загадки) Н. Майданник. 1 час Проверь себя!1 час Учимся трудиться 20 часов Ю. Тувим «Все для всех».1 час По Д. Габе «Работа».2 часа В. Орлов «Мои помощники». 1 час Смешинка. С.Васильева.2 часа По А. Потаповой «Бабушка и внучка».1 час Б. Заходер «Повар».1 час По М.Дружининой «Сюрприз».1 час О. Высотская «Маргаритка».1 час По В.Хомченко «Пуговица».1 час Г. Ладонщиков «Портниха».1 час В. Осеева «Пуговица».1 час А.Усачёв Смешинка.1 час По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».2 часа По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело».2 часа Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». 1 час Проверь себя!1 час Ребятам о зверятах 23 часа По Е. Чарушину «Лисята».2 часа По Н.Сладкову «Лисица и Ёж».1 час Е. Тараховская «Заяц». 1 час По М.Пришвину «Ёж». 2 часа А.Богданова Смешинка.1 час По А.Баркову «Материнская забота».1 час По Г. Снегирёву «Белёк».2 часа В. Приходько «Пин и Гвин».1 час По Б.Житкову «Галка». 2 часа По В.Гаранжину «Куриный воспитанник».1 час По М.Тарловскому «Добрый Волк».2 часа По Н.Носову «Живая шляпа».1 час По Л.Вершинину Смешинка. 1 час По Н.Павловой «Котята».1 час В. Берестов «Кошкин щенок».1 час 13 По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль».1 час Проверь себя!1 час Чудесный мир сказок 10 часов Русская народная сказка «Лиса и журавль».1 час Русская народная сказка «Храбрый баран».1 час Русская народная сказка «Лиса и тетерев».1 час Украинская народная сказка «Овечка и волк».1 час Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».1 час Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».1 час Французская народная сказка «Лиса и куропатка».1 час Абхазская народная сказка «Куцый хвост».1 час Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок».1 час Проверь себя!1 час Зимушка – зима 25 часов «Ой ты, зимушка – зима!»1 час По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз».1 час М. Садовский «Декабрь».1 час По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали». 1 час О.Григорьев Смешинка.1 час С. Попов «В новогоднюю ночь».1 час По В.Ячменёвой Смешинка.1 час По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». 1 час По А.Потаповой «Такой вот герой».1 час С.Есенин «Зима».1 час С. Суворова «Подарок».1 час По В. Голявкину «У Ники новые лыжи». 1 час И. Шевчук «С прогулки».1 час По М.Быковой «Неудачная находка».1 час И. Суриков «Детство».1 час О.Григорьев Смешинка.1час По Е.Чарушину «Что за зверь».1 час По Э.Шиму «Не стучать – все спят».1 час В. Степанов «Зайка».1 час По Н.Сладкову «Еловая каша».1 час З. Александрова «Снежок».1 час По С.Баруздину «Коллективная печка».2 часа В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки)1 час Проверь себя!1 час 14 Так нельзя, а так можно 13 часов По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка».1 час По В.Хомченко «Птица-синица».1 час Г.Ладонщиков «Дельный совет».1 час Г.Лагздынь Смешинка. «Положили на подушки».1 час По Л.Толстому «Косточка».1 час По С.Георгиеву «Праздничный стол».1 час В. Бесрестов «За игрой».1 час С. Баруздин «Бревно»1 час А. Седугин «Как Артёмка котенка спас». 1 час По В.Осеевой «Подвиг».1 час И. Демьянов Смешинка. «Девочка-копуша».1 час По В.Бирюкову «Лесные доктора». 1 час Проверь себя!1 час Весна в окно стучится 21 час Ф. Тютчев «Зима недаром злится». 1 час По В. Бирюкову «Весенняя песня» 1 час «Веснянка» (Украинская народная песня).1 час По Э.Шиму «Сосулька».1 час Русская народная песня «Выгляни, Солнышко».1 час С. Вербова «Мамин портрет».1 час П. Синявский «Разноцветный подарок». 1 час А. Седугин «Тихо-тихо».1 час Р. Сеф «Лицом к весне».1 час С. Вербова «Ледоход». 1 час По Р.Фархади «Сон Медвежонка». 1 час Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».1 час З.Хасанова, С Шамсутдинова Смешинка. 1 час По В.Бианки «Заяц на дереве».1 час С.Погорелвский «Наши гости».1 час По Г.Скребицкому «Скворушка».1 час И. Белоусов «Весенняя гостья».1 час По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».1 час По А.Баркову «Тюльпаны».1 час Е.Савельева Доскажи словечко (Весенние загадки).1 час Проверь себя!1 час Весёлые истории 8 часов Р. Фархада «Перепутаница». 1 час 15 По Г.Остеру «Эхо».1 час А. Шибаев «Кто кем становится».1час А. Усачёв «Волшебный барабан».1 час М. Пляцковский «Шишки».1 час По Ю. Степанову «Портрет». 1 час М. Бородицкая «Булочная песенка».2 часа Родина любимая 9 часов Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине».1 час По К.Ушинскому «Наше Отечество».1 час По Т.Кудрявцевой «Флаг России». 1 час М. Ильин «Главный город страны».1 час В. Степанов «Песня».1 час А.Усачёв «День Победы».1 час По С. Баруздину «Страшный клад».1 час Тульские пряники» По С.Алексееву.1 час Проверь себя!1 час Здравствуй, лето! 11 часов А. Усачёв «Что такое лето?». 1 час По Л.Воронковой «Что сказала бы мама».1 час М. Дружинина «Земляника».1 час С. Васильева Смешинка.1 час По В.Хомченко «Куда исчез гриб». 1 час По В.Бианки «Ёж-спаситель».1 час Р. Фархади «Жарко».1 час По Э.Шиму «Верное время». 1 час По В.Орлову Смешинка. «Почему лето короткое?».1 час Е. Савельева «Доскажи словечко» (летние загадки).1 час Проверь себя!1 час Содержание учебного предмета чтение 4 класс № Наименование разделов Количество часов 1. «Здравствуй, школа!» 13 16 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 «Осень наступила» «Учимся трудиться»» «Ребятам о зверятах» «Чудесный мир сказок» «Зимушка-зима» «Так нельзя, а так можно» «Весна в окно стучится» «Веселые истории» «Родина любимая» «Здравствуй, лето!» Итого: 18 20 22 10 25 13 21 8 9 11 170 часов Тематическое распределение количество часов по предмету чтение 4класс Школьная жизнь. 13ч Снова в школу. По Н. Носову. 1час Жил-был Учитель. Э. Мошковская. 1час Чему учат в школе. М.Пляцковский. (наизусть. )1час Поздравление. По Ю. Ермолаеву. 1час Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу.1час Шум и Шумок. По Е. Ильиной. 1час Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов.2часа Три желания Вити. По Л. Каминскому.1час Читалочка. В. Берестов. (наизусть) 1час Зарубите на носу. По М. Бартеневу. 1час Загадки. 1час Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь».1час Время листьям опадать. 19часов Жёлтой краской кто-то..Н. Антонова. 1час Осенняя сказка. По H. Абрамцевой. 1час Подарки осени. Е. Благинина.1час Лесные подарки. По Л. Воронковой.1час Лес осенью. А. Твардовский. (наизусть. )1час В осеннем лесу. По В. Путилиной.1час Славная осень!.. Н. Некрасов. (наизусть)1час Отчего Осень грустна. По Э. Шиму.1час Осень. К.Бальмонт. 1час Три сойки. По Ю. Ковалю. 1час Холодная зимовка. По Н. Сладкову. 1час Скучная картина!.. А. Плещеев (наизусть)1час 17 Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко.2часа Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому. 1час Время листьям опадать... По Г. Граубину. 2часа Загадки. 1час Обобщающий урок по разделу «Время листьям опадать.1час Делу –время, потехе час. 10часов Пекла кошка пирожки… (Русская потешка). (наизусть. )1час Сенокос.(Чешская потешка) 1час Карусели. По Л. Пантелееву.2часа Прятки. По Н. Носову. 2часа Считалки. (наизусть).1час Жмурки. По М. Булатову. 2часа Обобщающий урок по разделу «Делу -время, потехе – час»1час В мире животных 15часов Бодливая корова. По К. Ушинскому. 1час Упрямый котёнок. По В. Бирюкову. 1час Пушок. По В. Гаранжину. 1час Томка. По Е. Чарушину. 1час Охотник и собаки. По Б. Житкову. 1час Чук заболел. По Л. Матвеевой. 1час Хитрый бурундук. Г.Снегирев. 1час Барсучья кладовая. По А. Баркову. 1час Гостья. По А. Дорохову. 1час Игрушки лисят. Г. Корольков. 1час Лиса. По Ю. Дмитриеву. 1час Загадки.1час Чтение книг из библиотеки по теме «В мире животных». 1час Внеклассное чтение « Мои любимые животные».1час Обобщающий урок по разделу «В мире животных».1час Жизнь дана на добрые дела 10 часов Миша-мастер. Г Ладонщиков. 1час Пичугин мост. По Е. Пермяку .2часа Михаськин сад. В. Хомченко.1час Когда люди радуются. По С. Баруздину.1 час Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву. 1час Котёнок. Е. Благинина.1час Птичка. В.Голявкин. 1час Внеклассное чтение по теме: «1000 добрых дел».1час Обобщающий урок по разделу «Жизнь дана на добрые дела».1час Зима наступила 25 часов Снег идёт. По Л. Воронковой.2часа Снегурочка. А. Слащёв.2часа 18 И. Суриков.( наизусть).1час Декабрь. С.Маршак. Заучивание стихотворения наизусть.1час Ёлка. По В. Сутееву.3часа Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной.2часа Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин.1час На горке. По Н. Носову.2часа Лисичка-сестричка и волк.(Русская народная сказка.2часа Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский.1час Зимняя сказка. П. Головкин.2часа Митины друзья. Г. Скребицкий.3часа Снежная шапка. В. Бирюков.1час В шубах и шапках. ( По А. Тумбасову).2часа Не ветер бушует над бором… Н.Некрасов. (наизусть).1час Находчивый медведь. По В. Бианки.2часа Зимние приметы (По А. Спирину).1час Загадки. Е.Благинина, А.Рождественская, Е.Тараховская.1час Внеклассное чтение «Зимняя сказка» 1час Обобщающий урок по разделу «Зима наступила» 1час Весёлые истории 15 часов Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. 3часа Одни неприятности. Г.Остер 1час Однажды утром. М. Пляцковский.2часа Почему комары кусаются. В.Бирюков.2часа Вот какой рассеянный. С. Маршак. 3часа Две лишние коробки. По О. Кургузову.2часа Отвечайте, правда ли? Г.Чичинадзе. 1час Обобщающий урок по разделу «Веселые истории»1час Полюбуйся, весна наступает…20часов Март. В. Алфёров 1час Восьмое Марта. По М. Фроловой 3часа Забота. Е.Благинина. 1час Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому. 2часа Последняя льдина. По В.Бианки. 2часа Весна. А.Плещеев. (наизусть.) 2часа Скворцы прилетели. По А.Баркову. 2часа Всему свой срок. По Э.Шиму. 2часа Полюбуйся, весна наступает… И.Никитин. (наизусть) 1час Весенний вечер. По Ю.Ковалю. 2часа Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. 1час Загадки. 1час Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает...». 1час В мире волшебной сказки 13часов Хаврошечка. Русская народная сказка. 3часа 19 Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. (Русская народная сказка).3часа У лукоморья дуб зеленый… А.С.Пушкин. (наизусть.) 1час Подарки феи. По Ш.Перро. 3часа Горшочек каши. Братья Гримм. 1час Наши сказки. По В.Порудоминскому. 1час Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». 1час Родная земля 10 часов Царь-колокол. М.Ильин.1час Город на Неве. С.Васильев. 1час Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко. 1час Сочинение на тему. С.Вербова.1час Какое это слово. По Л.Кассилю. 1час Главное дело. По Б.Никольскому. 1час Защита. А.Усачев. 1час Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю. 1час День Победы. Т.Белозеров. (наизусть.)1час Обобщающий урок по разделу «Родная земля». 1час Лето пришло 10 часов Ливень. С. Козлов. 1час Тучка. Г. Граубин. (наизусть.) 1час Хитрый одуванчик. Н.Павлова. 2часа Одуванчик. Е.Благинина. 1час Встреча со змеей.1час Летний снег. А.Бродский 1час После зимы будет лето. В.Голявкин.1час Хозяюшка. О. Тарнопольская. 1час Летние приметы. По А .Спирину. Обобщающий урок по разделу «Лето пришло.»1час Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2010год. 2. С.Ю. Ильина, А.К. Аксенова,Т.М. Головкина, М.И. Шишкова.Учебник для чтения 2 класса, в двух частях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2018г. 3. И.А. Морозова, М.А. Пушкерева. Подготовка к обучению грамоте. Коррекционноразвивающее обучение. 4. Т.И. Табарина, Е.И. Соколова. И учеба и игра: русский язык. 5. Журнал «Дошкольник. Младший школьник». 6. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы. 7. http:/pedsovet.su 8. WWW.proshkolu.ru 20 Планируемые результаты освоения по предмету чтение. Минимальный уровень:осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: -чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -определение основной мысли текста после предварительного его анализа; -чтение текста молча с выполнением заданий учителя; -определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; -чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. 21 22 23