рабочая программа 1-4кл. по речевой практике УО 23г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №11

____________________

___________________

Кораблева И.Ю. ____________________
Дорошко Н.В.
Протокол №1
Приказ
№167
-о/д
Гирина М.Н.
от «30» августа2023 г.
от «1» сентября2023 г.
Протокол №1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

ст. Спокойная 2023

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
составлена
на
основании:
«Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» предназначена для учащихся 1-4 1 вариант
разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство
образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г);
-Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том,
что программа образования носит в основном элементарно – практический характер,
при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы, является речевая практика.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения
предметной области «Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета
«Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления
общения с окружающими людьми.
Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:
1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
3) формировать выразительную сторону речи;
4) учить строить устные связные высказывания;
5) воспитывать культуру речевого общения.

Общая характеристика учебного предмета
Аудирование и понимание речи.

2

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет
о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение
(афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

3

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста,
это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?»,
«Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам
…», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность
тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо
ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика

4

сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …»,
«Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление»,

«Я тоже поздравляю тебя

(Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

5

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в
рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Задачи:
- формировать у детей общеречевые навыки;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
- постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической)
устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
- организация связных высказываний школьник
Описание места учебного предмета «Речевая практика»
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно
учебному плану ГКОУ КК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный
предмет изучается в объеме 2 часов в неделю, что составляет 66 часов в год, во 2
классе учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю, что составляет
68часов в год,в 3 классе учебный предмет изучается в объёме 2 часов, что составляет
68 часов, в 4 классе учебный предмет изучается в объёме 2 часов, что составляет 68
часов в год.

6

Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета.
Ценность добра – направленная на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к
ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных произведений.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные учебные действия:-осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятии;- целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса;
-пользоваться учебной мебелью;

7

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать вида родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета по обучению речевой практике 1класс (66часов)
Тематическое планирование по предмету речевая практика 1 класс
1сентября. Школа. 1ч
Я ученик. 1ч
Класс. Дежурство по классу. 1ч
Урок и перемена. 1ч

8

Режим школьника. 1ч
Школьные принадлежности. 1ч
Бережное отношение к учебникам. 1ч
Права и обязанности школьника. 1ч
Знакомство во дворе. Совместные игры. 2ч
Хорошие друзья. 1ч
Плохие поступки. 1ч
Составить историю по картинке. 1ч
Я и улица. 2ч
Что вокруг нас может быть опасным?
2ч
Расскажи историю по картинкам к сказке «Гуси-Лебеди». 1ч
Разговор по телефону. 2ч
Сказка «Теремок» в картинках.
1ч
Расскажи историю по картинкам. 1ч
Правило поведения в гостях. 2ч
Знакомство в гостях. 2ч
Составление рассказа по картинкам. 1ч
Правила поведения в магазине.
2ч
Покупка школьных принадлежностей. 2ч
Расскажи о своей покупке. 1 ч
Игры и игрушки. 1ч
В магазине игрушек. 1ч
В магазине игрушек. 1ч
Функциональное обращение (к продавцу). 1ч
Разложи игрушки (работа с картинками). 1ч
Давай расскажем историю (работа по картинкам). 2ч
Готовимся к празднику «Новый год».
2ч
Поздравительные открытки. (Аппликации). 2ч
Письмо Деду Морозу. 2ч
Украшаем елку (работа по иллюстрации). 1ч
Новогодние чудеса. 2ч
Зимняя одежда. 2ч
Игры во дворе зимой. 1ч
Зимние забавы. 1ч
«Волшебные слова». 2ч
Мои обязанности. 2ч
Мы помощники. 2ч
Я умею делать сам. 2ч
Чистка вещей. 2ч
Спокойной ночи! Что такое сон? 2ч
Доброе утро! С чего начинается утро? 2ч
Содержание учебного предмета по обучению речевой практике
2 класс (68 часов)

9

Тематическое планирование по предмету 2 класс
«Добро пожаловать!» 4 часа
Речевая ситуация «Добро пожаловать!» Поздравление с началом учебного года.2 часа
Приветствие и прощание в школе и дома.2часа
История о лете. 4 часа
История о лете. Работа по сюжетным иллюстрациям. 2 часа
История о лете. Коллективное составление рассказа о лете.2 часа
Сказка «Три поросенка». 3 часа
Знакомство со сказкой «Три поросенка». Отгадывание загадок.1 час
Слушание сказки, составление рассказа по сюжетным картинкам.1 час
Сказка «Три поросёнка». Коллективное рассказывание начало сказки и основной части. 1час
«Расскажи мне о школе» 4 часа
Речевая ситуация «Расскажи мне о школе». Составление рассказа с опорой на вопросный или картинный план.1 час
Речевая ситуация «Расскажи мне о школе». Составление рассказа по личным впечатлением учащегося.1 час
Речевая ситуация «Расскажи кто нас лечит». Моделирование диалогов. Решение проблемных вопросов.2часа
Любимые сказки 5 часов
Вспоминаем час любимые сказки. Работа по содержанию сказок.2 часа
Вспоминаем любимые сказки. Работа по иллюстрациям.1 час
Вспоминаем любимые сказки. Рисунки к сказкам.2 часа
«Алло! Алло!». 4 часа
Речевая ситуация «Алло! Алло!». Моделирование телефонных диалогов с опорой на
картинке в учебнике.2 часа
Речевая ситуация «Алло! Алло!». Использования телефона в экстренных случаях.2 часа
«С днем рождения!». 4 часа
Речевая ситуация «С днем рождения!». Традиции празднования для рождения.1 час
Речевая ситуация «С днем рождения!». Беседа «Подарки на день рождения».1 час
Речевая ситуация «С днем рождения!». Конструирование поздравлений.
1 час
Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой картинного плана. 1 час
Новогодняя сказка 4 часа
Новогодняя сказка. Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя).1 час
Новогодняя сказка. Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации.1 час
Новогодняя сказка. Разучивание стихотворений и песен.1 час
Новогодний карнавал. Введение в тему с опорой на иллюстрацию.1 час
Дежурство 5 часов
Введение в тему. Беседа с опорой на иллюстрации.1 час
Дежурим с другом. Составление предложений по картинкам.1 час
Дежурство по столовой. 1 час
Дежурим с другом. Обязанности дежурных по классу.1 час
Составление коллективного рассказа по теме «Наша столовая».1 час

10

У меня есть щенок!4 часа
«У меня есть щенок». Конструирование предложений с опорой на иллюстрации.1 час
Речевая ситуация «У меня есть щенок!» Составление описательного рассказа о собаке.1 час
Работа по содержанию стихотворения С.Михалкова «Щенок».1 час
Стихотворение С. Михалкова «Щенок». Упражнение «Рассказ по кругу». 1 час
«Красная Шапочка». 4 часа
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка». Работа с иллюстрацией, загадки. 1 час
Слушание сказки «Красная Шапочка», составление рассказа по сюжетным картинкам.
1час
Сказка «Красная Шапочка». Коллективное рассказывание сказки.1час
Работа по содержанию сказки. 1час
Поздравления. 4часа
23 февраля! Беседа с опорой на иллюстрации к празднику. 1 час
Составление поздравлений к мероприятию.1 час
8 марта! Беседа с опорой на иллюстрации к празднику.1 час
Составление поздравлений к мероприятию.1 час
Я записался в кружок! 3часа
Речевая ситуация «Я записался в кружок». Модели поведения в ситуации записи в
кружок.
1 час
Речевая ситуация «Я записался в кружок». Составление рассказов о занятиях в кружках по картинкам. 1 час
Речевая ситуация «Я записался в кружок». Составление рассказов
по личному впечатлению.1 час
Вспоминаем любимые сказки! 6 часов
Вспоминаем любимые сказки. Работа по содержанию сказок.2 часа
Вспоминаем любимые сказки. Работа по иллюстрациям.2часа
Вспоминаем любимые сказки. Рисунки к сказкам.2часа
Скоро лето! 3часа
Введение в ситуацию. (загадки, работа с иллюстрациями).2 часа
Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.1час
Поклонимся памяти! 2часа
Введение в тему (беседа о ВОВ с опорой на иллюстрации) 1 час
Составление поздравлений.1 час
Скоро лето! 5 часов
Составление рассказа по иллюстрации, игра «Рассказ по кругу»1час
Составление рассказа по иллюстрации «Дополни предложение». 2часа
Беседа «Любимые занятия». Рисунки о лете.2 часа

Тематическое планирование часов по предмету речевая практика 3класс
(68часов)
11

Снова в школу 4 часа
Знакомство с темой «Снова в школу»1час
Составление рассказов на тему летнего отдыха.2часа
Составление памятки « Секреты вежливого общения»1 час
Мы собрались поиграть 4 часа
Знакомство с темой «Мы собрались поиграть» 1 час
Разучивание считалок. 2 часа
Составление « Копилки игр».1 час
В библиотеке 4 часа
Экскурсия в библиотеку.1 час
Ролевая игра «В библиотеке» .1 час
Правила поведения в библиотеке.1 час
Составление памятки « Секреты вежливого общения».1 час
Сказки про Машу 4 часа
Знакомство с темой «Сказки про Машу». 1 час
Актуализация сказки « Маша и медведь» .1 час
Актуализация сказки « Три медведя».1 час
Инсценирование сказки « Три медведя»1 час
Отправляюсь в магазин 4 часа
Знакомство с темой «Отправляюсь в магазин» 1 час
Актуализация имеющихся знаний о покупках. 1 час
Ролевая игра « В магазине» 1 час
Экскурсия в магазин 1 час
Телефонный разговор 4 часа
Актуализация имеющихся знаний по теме.1 час
Составление « Правил общения по телефону» 1 час
Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского
« Телефон»1 час
Ролевая игра « Телефонный разговор»1 час
Я-зритель 4 часа
Знакомство с темой. Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.2 часа
Составление « Правил вежливого зрителя».1 час
Я-зритель.1 час
Новогодние поздравления 2 часа
Разучивание стихотворений. 1час
Подготовка письменных приглашений на праздник.1 час
Какая сегодня погода? 4 часа
Актуализация имеющихся знаний по теме.1 час
Актуализация имеющихся знаний по теме.1 час
12

Какая сегодня погода.2 часа
Снегурочка 4 часа
Введение в тему ситуации( работа с иллюстрацией).1 час
Инсценирование сказки.1 час
Конкурс «Мастер сказки рассказывать». 2 часа
Готовим подарок к празднику. 4 часа
Составление поздравлений.1 час
Коллективная подготовка подарков.3 часа
Весенние поздравления
4 часа
Составление поздравлений.2 часа
Коллективная подготовка подарков.2 часа
Весёлый праздник 4 часа
Знакомство с темой.1 час
Мы идём в гости. 2 часа
Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки.1 час
Учимся понимать животных 6 часов
Знакомство с темой.1 час
Составление правил ухода за домашними животными. 2 часа
Выполнение творческих работ.2 часа
Животные Краснодарского края.1 час
Поздравляем с Днем Победы!2часа
Знакомство с темой.1 час
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.2часа
Поздравительная открытка.1 час
Узнай меня 5 часов
Знакомство с темой.1 час
« Наш портрет».1 час
«Рассказ по кругу».1 час
Составление рассказов описаний о себе и товарищах. 2 часа
Подведение итогов « Секреты вежливого общения».1 час

Тематическое планирование часов по предмету речевая практика 4класс ( 68
часов)
Делимся новостями 6 ч
Делимся новостями. Создание радостной атмосферы встречи после каникул.1час
Интересные события, произошедшие летом Составление рассказа с опорой по иллюстрации.1час
И. Гамазкова «Прошлым летом». Знакомство с текстом стихотворения.
13

1час
Рисунки на тему: «Прошлым летом…». Эмоциональное обсуждение рисунков.1час
Игра «Вопрос за вопрос». Актуализация знаний о правилах поведения при приветствии, знакомстве, беседе.1час
Игра «Угадай мой рисунок». Составление рассказа по своим рисункам.1час
Я выбираю книгу 6часов
Я выбираю книгу. Рассматривание картинки, свободные высказывания об изображённой ситуации. 1час
Чтение стихотворения маленьким учителем. Обсуждение прочитанного.1час
Беседа на основе личного опыта школьников. Закрепление умения составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста. 1час
Индивидуальные рассказы о принесённых книгах. Участие в беседе. 1ч Экскурсия в
библиотеку.1ч
Моя любимая книга. Составление рассказа по плану.1час
Петушок – Золотой гребешок 6часов
Сказка «Петушок – Золотой гребешок». Совершенствование умения слушать речь в
аудиозаписи. Конкурс на лучший рисунок. Отнесение рисунка к одной из частей сказки. 2часа
Актуализация содержания сказки. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Пересказ сказки «Петушок – Золотой гребешок».2часа
Проигрывание эпизодов сказки. Совершенствование интонационных умений обучающихся. Театрализованное представление сказки.2час
Сочиняем сказку 7 часов
Сочиняем сказку. Названия сказок со сказочным героем. Иллюстрация к части сказки.
Выполнение рисунка к сказке. 2часа
Составление предложений к каждой части сказки. Актуализация замысла сказки. 2часа
Целостное рассказывание с последующим прослушиванием. Рассказывание сказки.
2часа
Экскурсия в библиотеку.1час
У телевизора 7часов
Назначение телевизора в современной жизни. О каналах телевизионного вещания. Составление предложений. 2часа
Демонстрация телевизионной программы передач. Практикум.1час Составление связных рассказов, планирование своего телевизионного досуга. Обсуждение составленных программ телепередач.2часа
Просмотр телепередач. Составление предложений о просмотренных передачах. 2часа
Знаки – помощники 7 ч
Знаки- помощники. Понимание значения наиболее распространённых условных знаков.1час
Моделирование диалога. Умение высказывать своё мнение.1час
Актуализация обсуждавшийся информации. Умение участвовать в обсуждении.1час
Актуализация личного опыта школьников Умение переходить улицу.1час
Урок – экскурсия по школе. Знаки пожарной безопасности, информационные таблички.1час
Урок – экскурсия по улице. Знание дорожных знаков.1час
Викторина «Дорожные знаки». Обобщение по теме. 1час
В гостях у леса 8 часов
14

В гостях у леса. Закрепление умения составлять различные по структуре предложения.
1час
Составление предложений по картинкам. Умение участвовать в коллективной работе.1час
Экскурсия в парк.. Наблюдение.1час
Тема «Что может нанести вред лесу?» Умение отвечать на вопросы.1час Конкурс рисунков «В гостях у леса». Выполнение рисунка по теме.1час
Коллективное составление письма леснику. Формировать умение составлять письмо.1час
Правила вежливого поведения в лесу. Составление правил вежливого поведения в лесу. 1час
Запрещающие знаки в лесу. Составление условных знаков. 1час
Задушевный разговор 5часов
Интересные истории. Формирование умения участвовать в диалоге. Мимические изображения и жесты. Выполнение упражнений в изображении различных эмоций.1час
Составление рассказов и их заслушивание. 2часа
В. Осеева «Волшебное слово» Слушание рассказа, умение отвечать на вопросы учителя. 1час
В. Осеева «Что легче?» Слушание рассказа, умение отвечать на вопросы учителя. 1час
Приглашение. 6ч
Знакомство со структурой устного и письменного приглашения. 1час.
Составление устного приглашения. 1Час
Письменное приглашение. Составление письменного приглашения. 1час
Отказ от приглашения. Составление предложений. 1час
Составление приглашений. Коллективная работа. 1час
Открытки для приглашения. Практическая работа. 1час
Поздравляю! 10часов
Поздравляю! Знакомство со структурой устного и письменного поздравления. 2часа
Игра – соревнование «Отгадайте, к какому празднику поздравление». Играсоревнование. 2часа
Произнесение поздравлений. Произнесение поздравлений с помощью жестов и мимики.1час
Коллективное составление письменного поздравления. 2часа
Поздравительные открытки к прощанию с начальной школой. Практическая работа.
2часа
Занимательный час. Закрепление пройденного.1час
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2010год.
2. С.В. Комарова. Учебник речевая практика 2-4 класса для коррекционной школы VIII
вида. Просвещение «Москва» 2018г.
3. М.А. Хаткина. Веселые уроки кота Этикета.
4. http:/pedsovet.su
5. WWW.proshkolu.ru

15

Планируемые результаты освоения обучающимися речевой практики.
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию
с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и
выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

16

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.