МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ____________________ ___________________ Кораблева И.Ю. ____________________ Дорошко Н.В. Протокол №1 Гирина М.Н. Приказ №167 -о/д от «30» августа2023 г. от «1» сентября2023 г. Протокол №1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыке» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ст. Спокойная 2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» предназначена для учащихся 1-4 классов 1 вариант разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г); -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом № 1026 Минпросвещения России от 24.11.2022 Рабочая программа по предмету «музыка » для 1-5 классов составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-е издание — Москва «Просвещение», 2019 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; «Методические рекомендации с примером рабочей программы музыка 1-2 классы» И.В. Евтушенко, Москва «Просвещение»2021 г. Значимость предмета «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой, двигательной сфер деятельности, формирования речи, совершенствования внимания, восприятия и общения, а также положительных личностных качеств. «Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитие их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Преподавание музыки и пения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета. Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. 2 Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Общая характеристика учебного предмета «Музыка». В процессе обучения музыке, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в музыкальной деятельности ребёнок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается разносторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности и поведение. Учебный предмет «Музыка» представляет предметную область «Искусство». Основные направления работы в связи с задачами курса: − воспитание интереса к музыкальному искусству; − раскрытие значения музыкального искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, музыкального и художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах музыкального искусства, расширение музыкально-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений музыкального искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них; − обучение приёмам различных видов музыкальной деятельности с использованием разнообразного содержания, средств музыкальной выразительности, инструментов и технических средств; − обучение разным видам музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкальная грамота, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения); − знакомство со средствами музыкальной выразительности, применяемыми в разных видах музыкальной деятельности (динамические оттенки, звуковысотность, длительность, темпо-ритм, тембр); 3 − формирование простейших умений музыкально-исполнительской деятельности; − развитие умения передавать эмоциональное состояние в музыкально-художественных образах; − воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно участвовать в групповой деятельности, выполняя совместные действия для получения результата общей музыкальной деятельности (хор, ансамбль, оркестр). Изучение учебного материала по музыке осуществляется в процессе следующих видов работы: ‒хоровое и сольное пение; ‒восприятие музыки; ‒игра на музыкальных инструментах детского оркестра; ‒музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения; ‒изучение элементов нотной грамоты, произведений профессионального и народного музыкального творчества на основе анализа высокохудожественных образцов музыкального искусства с целью определения содержания и элементарных, доступных пониманию обучающихся средств музыкальной выразительности. Обучение пению, слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах может осуществляться с опорой на записанные с помощью звукозаписывающих устройств музыкальные произведения, но наибольший эффект достигается при использовании натурального, естественного звучания музыкальных инструментов, голоса педагога, музыкантов. Личный пример педагога является самым эффективным средством музыкального воспитания и формирования музыкальной культуры. Использование всех перечисленных видов работы предполагает формирование у детей исполнительского и слухового опыта, который необходим в их музыкальной деятельности и творческой самореализации. Цель обучения предмету «музыка»: Целью уроков музыки является формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступных всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка в музыкально-ритмической деятельности; правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах), что не предусматривает их целенаправленной подготовки к профессиональным занятиям музыкой. 4 Задачи обучение предмету «музыка»: На основе поставленной цели определяются следующие задачи преподавания музыки: − накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); − приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; − развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкальнооценочной деятельности; − развитие музыкальности как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкальнопознавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); − обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру) как в урочной, так и во внеурочной деятельности; − формирование у обучающихся элементарных представлений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; − реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Описание предмета «Музыка» в учебном плане. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство. Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированные образовательные программы по варианту 1 ФГОС 5 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусмотрено в учебное (урочное) время. Примерным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучение предмета «Музыка» предусмотрено с 1 по 5 класс. При 5-дневной учебной неделе на освоение курса «Музыка» в 1 классах отведено 2 часа в неделю, в год- 66 часов Рабочая адаптированная программа ориентирована на усвоении обязательного минимума музыкального искусства, позволяет работать в классе с детьми ОВЗ. Формы организации работы при изучении музыки: - уроки в классе; - слушание музыки; -хоровое пение. Методы, приемы и средства обучения: - просмотр видеофильмов, - показ презентаций, - демонстрация картин, В основе построения программы лежат принципы: - единства, -преемственности, -вариативности, -деятельностного подхода, системности. Формы контроля: -текущий контроль; - тестирование по темам. Виды контроля: - тестирование; - кроссворды, - карточки-задания. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «музыка» 1-5 класс. При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования: - социокультурные требования современного образования; - приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры; - художественная ценность музыкальных произведений; - доступность содержания учебного предмета «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности. 6 Содержание Программы базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства: - жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); - основные средства музыкальной выразительности; - формы музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная); - зависимость формы музыкального произведения от содержания; - основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие. Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры — музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается чёткой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощённые в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; развивают эмоциональную отзывчивость и учатся эмоционально реагировать на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; приобретают умение передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, 7 танец, песня; весёлая, грустная, спокойная мелодия); умение самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умение выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умение различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представления о сольном и хоровом пении, о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр), о музыкальных инструментах и их звучании. Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события 65 и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т. д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряжённого звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчётливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчётливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, лёгкого пения (работа над кантиленой — способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путём беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, 8 нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера её мелодии (весёлого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно, с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряжённое и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 — ля 1 , ре1 — си1 , до1 — до2 ; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения. Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период — от 6 до 8 лет (1 класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, весёлая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; происходит знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т. д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде — от 9 до 11 лет (2—4 классы) — происходит более осознанное овладение знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). В третьем периоде — в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) — знания, полученные практическим путём, систематизируются и обобщаются. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического фиксирования 9 музыки с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижёр, музыкант, певец); об особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра, о современных творческих объединениях; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада). Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как 68 металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и аккордеон и др. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 1-5 классах. Достижение планируемых результатов освоения АООП образования определяется по завершении изучения учебного предмета (5 класс). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладения ими социокультурным опытом. Метапредметные результаты: — анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; — проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; — размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; — использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; — применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; 10 — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; — общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности. - умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; - умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкальноизобразительных жанров; - расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии. - определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики; - умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно); Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственной музыке виды искусства — литературу и живопись. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; 11 - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение творческих заданий, III – хоровое пение. Основные требования к знаниям и умениям учащихся с учетом особенностей с ОВЗ учащиеся должны знать: - роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; - размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); - паузы (долгие, короткие); - народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас - балалайка). Учащиеся должны уметь: - самостоятельно начинать пение после вступления; - осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; - контролировать слухом пение окружающих; - применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений. Содержание учебного предмета 1-4класс № Содержание п/п Количество часов № Четверть 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 I четверть 16 8 8 9 2 II четверть 15 8 8 9 3 4 III четверть IV четверть Итого 19 16 66 11 7 34 11 7 34 9 7 34 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В 1 КЛАССЕ Здравствуй музыка! Прослушивание произведения. Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 1ч 12 Выучи и запомни правила! 1ч Музыкальные инструменты. Пианино. Рояль. 1ч Разучивание и выполнение упражнения «Руки кверху поднимаем». 1ч Домашние животные. Заучивание песни «Серенькая кошечка». Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание и заучивание слов упражнения «Подуем» Н. Жукова. 1ч Работа по учебнику (беседа по рисунку к загадке). Прослушивание песни «Три поросенка». Музыка М. Протасова, слова Н.Соловьевой. 1ч Прослушивание и заучивание слов песни «Веселые гуси». Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание слов упражнения «Гуси, куры». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание песни «Бабушкин козлик». Загадка (А.Измайлов). 1ч Урожай собирай. Работа по иллюстрации в учебнике. Загадка. Заучивание песни «Урожай собирай», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. 1ч Прослушивание слов упражнений «Я подую», «Бабачки». Разучивание вместе с учителем. 1ч Прослушивание стихотворения «Люблю березу русскую» А Прокофьев. Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание и заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла». 1ч Музыкальные инструменты. Балалайка. Прослушивание песни «Птицы на юг улетают…» М.Ивенсен. 1ч Прослушивание песни «На горе-то калина». Прослушивание стихотворения «Возле дома». Разучивание и выполнение движений к стихотворению. 1ч Музыкальные инструменты. Барабан. Загадка. Прослушивание песни «Савка и Гришка». 1ч 13 Заучивание слов и движений упражнения «Считалка». Загадка. Прослушивание песни «Огородная-хороводная». 1ч Разучивание песни «Ну-ка, повтори». Музыка Б. Савельева, слова А.Хайта, А.Левенбука. 1ч К нам гости пришли. Загадка. Заучивание песни « К нам гости пришли». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание слов упражнения «Любопытная Варвара». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Музыкальные инструменты. Баян. Прослушивание песни «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда». Беседа по содержанию. 1ч Разучивание слов и выполнение упражнения «Пальчик о пальчик» 1ч Прослушивание песни «Частушки-топотушки» музыка Л.Маковского, слова И. Черниццццкоц. Беседа по содержанию. Заучивание. 1ч Прослушивание слов упражнения «Разминка». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Прослушивание песни «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Упражнение «Все захлопали в ладоши». 1ч Новогодний хоровод. Заучивание песни «Что за дерево такое?». Музыка М. Старокадомского, слова Л.Некрасовой. 1ч Прослушивание слов и заучивание упражнений «Насос», «Как меня учили грамоте». 1ч Загадка. Работа по иллюстрации в учебнике. Разучивание новогодней песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской. 1ч Разучивание упражнения «Замок». Прослушивание песни «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. 1ч Прослушивание песни «Баба-Яга». Разучивание движений к ней. 1ч 14 Повторение пройденного материала. Вспомнить песни, которые мы пели на уроках. Рассказать о них. 1ч Защитники Отечества. Загадки. Разучить песню «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. Упражнение «Самолет». 2ч Загадки. Прослушивание песни «Бескозырка белая». Музыка И. Галкина, слова З. Александровой. 1ч Прослушать слова упражнения «Дорога» по И. Такмаковой. Разучивание движений к нему. 1ч Девочек наших мы поздравляем. Разучивание песни «Песню девочкам поем». Музыка Т. Потапенко, слова З. Петровой . 1ч Разучить упражнения «Птичка», «Ёжик». Выучить стихотворение О. Чусовитина. 1ч Разучивание песни «Маме в день 8 Марта». Выполнить упражнение «Любимая мама». 1ч Прослушивание слов и разучивание движений к упражнению «Кудрявая овечка». Прослушивание песни «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яннина. 1ч Дружба крепкая. Прослушивание стихотворения В. Талызиной, беседа по содержанию. Работа по иллюстрациям в учебники. 1ч Разучивание песни «Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г.Гладкова, слова Ю. Энтина. 1ч Музыкальные инструменты. Гитара. Труба. Маракасы. Румба. Треугольник. Прослушивание песни «На крутом бережку» из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». 1ч Беседа по содержанию стихотворения «Дружба» А. Парнюк. Разучить песню «Все мы делим пополам» ю музыка В Шаинского, слова М. Пляцковского.1 Выучит песню «Дождик» и движения к ней. Прослушатьпесенку странного зверя из мультфильма «Странный зверь». Беседа по содержанию. 1ч 15 Работа по иллюстрации в учебнике. Выучить стихотворение «Зайка» и движения к нему. 1ч Трудимся с охотой Работа по иллюстрации в учебнике. Разучить песню «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. 2ч Прослушивание песни «Карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Разучить движения к ней, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание песни «Медведь». Разучить движения к ней, выполнить упражнение. Работа по иллюстрациям в учебнике. 2ч Прослушивание «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок». Композитор К. Вебер. Беседа по содержанию. 1ч Загадки. Разучить песню «На мосточке». Музыка А. Филиппенко, слова Г.Бойко. 1ч Прослушивание стихотворение «Петушок». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание стихотворения. Беседа по содержанию. Прослушивание пьесы «Клоуны» Д.Б. Кабалевского. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание стихотворения «Утка». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Вот оно какое, наше лето. Загадка. Прослушивание «Песенки о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето». Беседа по содержанию. 1ч Разучивание «Песенки Львенка и Черепахи». Музыка Г.Гладкова, слова С Козлова. Работа по содержанию. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание стихотворения «Лисица». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Загадка. Разучить «Песенку про кузнечика». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. 1ч Музыкальные инструменты. Скрипка. Прослушивание украинского танца «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» композитора М.П. Мусорского.1ч 16 Прослушивание стихотворения «Раз-два, синева» Е. Благинина. Разучить движения к стихотворению, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание Прелюдии до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира. Подобрать слова к этой музыки. 1ч Итоговый урок. Повторение пройденного материала. 2ч Тематического распределения количества часов по предмету музыка 2 класс I четверть Здравствуй музыка! Прослушивание произведения. Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 1ч Выучи и запомни правила! 1ч Музыкальные инструменты. Пианино. Рояль. 1ч Разучивание и выполнение упражнения «Руки кверху поднимаем». 1ч Домашние животные. Заучивание песни «Серенькая кошечка». Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание и заучивание слов упражнения «Подуем» Н. Жукова. 1ч Работа по учебнику (беседа по рисунку к загадке). Прослушивание песни «Три поросенка». Музыка М. Протасова, слова Н.Соловьевой. 1ч Прослушивание и заучивание слов песни «Веселые гуси». Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание слов упражнения «Гуси, куры». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание песни «Бабушкин козлик». Загадка (А.Измайлов). 1ч 17 Урожай собирай. Работа по иллюстрации в учебнике. Загадка. Заучивание песни «Урожай собирай», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. 1ч Прослушивание слов упражнений «Я подую», «Бабачки». Разучивание вместе с учителем. 1ч Прослушивание стихотворения «Люблю березу русскую» А Прокофьев. Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание и заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла». 1ч Музыкальные инструменты. Балалайка. Прослушивание песни «Птицы на юг улетают…» М.Ивенсен. 1ч Прослушивание песни «На горе-то калина». Прослушивание стихотворения «Возле дома». Разучивание и выполнение движений к стихотворению. 1ч Музыкальные инструменты. Барабан. Загадка. Прослушивание песни «Савка и Гришка». 1ч II четверть Заучивание слов и движений упражнения «Считалка». Загадка. Прослушивание песни «Огородная-хороводная». 1ч Разучивание песни «Ну-ка, повтори». Музыка Б. Савельева, слова А.Хайта, А.Левенбука. 1ч К нам гости пришли. Загадка. Заучивание песни « К нам гости пришли». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. Беседа по содержанию. 1ч Прослушивание слов упражнения «Любопытная Варвара». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Музыкальные инструменты. Баян. Прослушивание песни «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда». Беседа по содержанию. 1ч Разучивание слов и выполнение упражнения «Пальчик о пальчик» 1ч Прослушивание песни «Частушки-топотушки» музыка Л.Маковского, слова И. Черниццццкоц. Беседа по содержанию. Заучивание. 1ч 18 Прослушивание слов упражнения «Разминка». Разучивание упражнения вместе с учителем. 1ч Прослушивание песни «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Упражнение «Все захлопали в ладоши». 1ч Новогодний хоровод. Заучивание песни «Что за дерево такое?». Музыка М. Старокадомского, слова Л.Некрасовой. 1ч Прослушивание слов и заучивание упражнений «Насос», «Как меня учили грамоте». 1ч Загадка. Работа по иллюстрации в учебнике. Разучивание новогодней песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской. 1ч Разучивание упражнения «Замок». Прослушивание песни «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. 1ч Прослушивание песни «Баба-Яга». Разучивание движений к ней. 1ч III четверть Повторение пройденного материала. Вспомнить песни, которые мы пели на уроках. Рассказать о них. 1ч Защитники Отечества. Загадки. Разучить песню «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. Упражнение «Самолет». 2ч Загадки. Прослушивание песни «Бескозырка белая». Музыка И. Галкина, слова З. Александровой. 1ч Прослушать слова упражнения «Дорога» по И. Такмаковой. Разучивание движений к нему. 1ч Девочек наших мы поздравляем. Разучивание песни «Песню девочкам поем». Музыка Т. Потапенко, слова З. Петровой . 1ч Разучить упражнения «Птичка», «Ёжик». Выучить стихотворение О. Чусовитина. 1ч 19 Разучивание песни «Маме в день 8 Марта». Выполнить упражнение «Любимая мама». 1ч Прослушивание слов и разучивание движений к упражнению «Кудрявая овечка». Прослушивание песни «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яннина. 1ч Дружба крепкая. Прослушивание стихотворения В. Талызиной, беседа по содержанию. Работа по иллюстрациям в учебники. 1ч Разучивание песни «Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г.Гладкова, слова Ю. Энтина. 1ч Музыкальные инструменты. Гитара. Труба. Маракасы. Румба. Треугольник. Прослушивание песни «На крутом бережку» из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». 1ч Беседа по содержанию стихотворения «Дружба» А. Парнюк. Разучить песню «Все мы делим пополам» ю музыка В Шаинского, слова М. Пляцковского. Выучит песню «Дождик» и движения к ней. Прослушатьпесенку странного зверя из мультфильма «Странный зверь». Беседа по содержанию. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Выучить стихотворение «Зайка» и движения к нему. 1ч Трудимся с охотой Работа по иллюстрации в учебнике. Разучить песню «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. 2ч Прослушивание песни «Карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Разучить движения к ней, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание песни «Медведь». Разучить движения к ней, выполнить упражнение. Работа по иллюстрациям в учебнике. 2ч IV четверть Прослушивание «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок». Композитор К. Вебер. Беседа по содержанию. 1ч Загадки. Разучить песню «На мосточке». Музыка А. Филиппенко, слова Г.Бойко. 1ч 20 Прослушивание стихотворение «Петушок». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание стихотворения. Беседа по содержанию. Прослушивание пьесы «Клоуны» Д.Б. Кабалевского. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание стихотворения «Утка». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Вот оно какое, наше лето. Загадка. Прослушивание «Песенки о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето». Беседа по содержанию. 1ч Разучивание «Песенки Львенка и Черепахи». Музыка Г.Гладкова, слова С Козлова. Работа по содержанию. 1ч Работа по иллюстрации в учебнике. Прослушивание стихотворения «Лисица». Разучить движения к нему, выполнить упражнение. 1ч Загадка. Разучить «Песенку про кузнечика». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. 1ч Музыкальные инструменты. Скрипка. Прослушивание украинского танца «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» композитора М.П. Мусорского.1ч Прослушивание стихотворения «Раз-два, синева» Е. Благинина. Разучить движения к стихотворению, выполнить упражнение. 1ч Прослушивание Прелюдии до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира. Подобрать слова к этой музыки. 1ч Итоговый урок. Повторение пройденного материала. 2ч Тематическое планирование часов по предмету музыка 3класс Здравствуй, музыка! 1ч Музыкальные инструменты. Балалайка. 1ч Дружба школьных лет. 21 Разучивание песни «Весёлые путешественники».Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. 2ч Выучить упражнение « На уроках я сижу» 1ч Разучивание песни «Чему учат в школе».Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. 2ч Выучить упражнение « Шли мы после школы» 1ч Первоклашка -первоклассник. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, Слова Ю.Энтина1ч Первоклашка -первоклассник. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, Слова Ю.Энтина1ч Выучить песню «дружба школьных лет».Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского 1ч Выучить упражнение «Листья» . Слова Н. Нищевой 1ч Выучить упражнение «Синичка». Музыка Д. Кабалевского, слова И. Рахилло 1ч Разучивание песенки «Песенка Крокодила Гены».Из мультфильма «Чебурашка».Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 1ч Выучить упражнение « Это снег?». Слова Г. Сапгира1ч Музыкальные инструменты. Саксафон 1ч Что такое новый год? Разучивание песни «Снежная песенка».Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова 1ч Разучивание песни «Кабы не было зимы».Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатого, Слова Ю. Энтина 1ч Выучить упражнение « Мы ногами топ-топ» 1ч Разучивание шуточной песни «Почему медведь зимою спит?».Музыка.л. Книппера, слова А. Коваленкова. 1ч Вспомнить песню «Новогодняя».Музыка А. Филлипенко, слова Г. Бойко ( перевод с украинского М. Ивенсен). 1ч Буратино. Из телефильма «Приключение Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина 1ч Разучивание упражнения «Первый снег». Слова Н. Поляковой. 1ч 22 Разучивание песни «Три поросёнка».Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьёвой. Прочтение стихотворения «Белые лебеди» Слова Л. Кудрявска 1 Прослушивание песни «Облака». Из мультфильма « Трям! Здравствуйте!»1 ч Будем в армии служить! Прочтение стихотворения «Пограничники». Слова С. Маршака.Разучивание песни «Стой, кто идёт?» .Музыка В. Соловьёва-Седого, слова С. Погореловского 1ч Выучить упражнение «Уезжаю» . Слова Г. Сапгира. 1ч Разучивание песни «Бескозырка белая». Музыка народная, слова З. Александровой (обработка М. Иорданского). 1ч Мамин праздник Разучивание песни «Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Вольгина. 1ч Прослушивание песни«Белые кораблики».Музыка В.Шаинского,слова Л.Яхнина Упражнение«Весен ний дождь».Слова Н.Поляковой 1ч Пойте вместе с нами Разучивание песни « Пойте вместе снами» . Музыка и слова А. Пряжникова. 1 Прослушивание песни«Мир похож на цветочный луг».Из мультфильма «однажды утром».Музыка В. Шаинского.слова М. Пляцковского.Разучивание песни «ЧунгаЧанга».Из мультфильма«катерок».Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 1ч Тематического распределения количества часов по предмету музыка 4 класс Здравствуй, музыка! Музыкальные инструменты. Инструктаж по ТБ 1ч Без труда не проживёшь. Без труда не проживёшь Муз. В. Агафонникова, сл.В.Викторова 1ч Родное. Музыкально-дидактическая игра: сл В.Орлова 1ч Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н.Найденовой. 1ч Осень. Муз.Ц. Кюи, сл. А. Плещеева.1ч В Подмосковье водятся лещи Муз. В.Шаинского, сл.Э.Успенского 1ч 23 Во кузнице Русская народная песня.1ч Чему учат в школе. Наша школьная страна .1ч Дважды два - четыре Муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского1ч Будьте добры Колыбельная медведицы Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.1ч Песенка странного зверя Муз.В.Казенина, сл.Р.Лаубе. Из м/ф «Странный зверь»1ч Будьте добры Муз.А. Флярковского, слова А. Санина.1ч Ужасно интересно все то, что не известно Муз.В.Шаинского, сл. Г.Остера 1ч Розовый слон Муз. С. Пожлакова, сл. Г. Горбовского. 1ч Волшебный цветок Муз. Ю. Чичкова1ч Музыкально-дидактическая игра: «Я и мы» сл.В.Орлова1ч Настоящий друг Муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского из м/ф «Димка и Тимка»1ч Три белых коня Муз.Е.Крылатова, сл.Л.Дербенева из к/ф «Чародеи»1ч Моя Россия Пусть всегда будет солнце Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.1ч Кап - кап А. Леонтьев1ч Солнечная капель Муз. С.Соснина, сл.И.Вахрушевой.1ч Моя Россия Муз.Г.Струве, Сл. Н.Соловьевой.1ч Девчонки и мальчишки Муз.А.Островкого, сл. И.Дика 1ч Наш край Муз.Д.Кабалевский, сл. А.Пришелец.1ч Спортивный марш Муз. И.Дунаевский, сл. В.Лебедев-Кумач.1ч Великая победа Три танкиста Муз.Д.Покрасса, сл. Б.Ласкина1ч Катюша Муз. М.Блантера, сл.М.Исаковского1ч День Победы Муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова1ч 24 Мир похож на цветной луг Песня о волшебниках Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.1ч Музыкально-дидактическая игра: «Кто сильнее?» Сл.Ю.Мориц.1ч Мир похож на цветной луг Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1ч Лучше нет родного края Музыкально-дидактическая игра:1ч Родная песенка Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.1ч Викторина по пройденному материалу 1ч Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 1.Г.А. Струве «Школьный хор» книга для учителя Москва «Просвещение» М. Давыдова, И.Агапова «Музыкальные вечера в школе» Композиции, сценки, викторины. «Айрис- Пресс Рольф» Москва 2. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы» пособие для учителя. Москва «Просвещение» 3.М. Давыдова, И.Агапова «Праздник в школе» Сценарии, конкурсы, викторины. «Айрис- Пресс Рольф» Москва 4.«Музыка и ты». Альмонах для школьников. Москва «Советский композитор» 5. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 6.О.И. Голева «Книга о музыке и великих музыкантах» - Москва «Современник» 7.«Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-е издание — Москва «Просвещение», 2019 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 8.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-е издание, — Москва «Просвещение», 2019 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 9.«Методические рекомендации с примером рабочей программы музыка 1-2 классы» И.В. Евтушенко, Москва «Просвещение»2021 г. Программное обеспечение современных информационнокоммуникационных технологий. 25 1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164 2.Компьютер 3.Музыкальный центр Мультимедийный пректор 4.Презентация к уроку музыки "Русские народные инструменты". 5.Презентация к уроку музыки "Э. Григ. В пещере горного короля" 6.Презентация "Музыка зимы" 7.Презентация к уроку музыки "Всюду музыка живет" 8.Презентация к уроку музыки "Веселые нотки" 9.Презентация к уроку музыки "Путешествие в мир знакомой музыки" 10.Презентация «Любимые песни детства В. Я. Шаинского». 11.Презентация к уроку музыки "Это интересно" 12.Презентация к уроку музыки "Построение музыки. Музыкальная речь и ее основные элементы" Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по музыке (оцениваются по завершении изучения учебного предмета): − положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; − готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия; − готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; − осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; − адекватная оценка собственных музыкальных способностей; − начальные навыки реагирования на изменения социального мира; − сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; − доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им; − сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Средства, методы, используемые для реализации программы: Средства: технические средства обучения, фонотека, музыкальные и шумовые инструменты, ИКТ. 26 Методы: словесные, наглядные, наглядно-слуховые, практические, метод обобщения, метод эмоционального воздействия, метод стимулирования, метод сравнения. Формы контроля: Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Онлайн – тесты «Угадай мелодию», кроссвордов по тематическим материалам. Критерии оценки достижения учащихся Пение: -чистота интонирования; -звукопроизносительная сторона речи Слушание и восприятие музыки: -Внимание при слушании музыки; -высказывания о характере музыке (словесная характеристика содержания и средства музыкальной выразительности), -воспроизведение ритмического рисунка. Инсценирование: -Передача образов в движении; -Изменение движения соответственно фразам Игра на простейших музыкальных инструментах: -воспроизведение ритмического рисунка; -правильность звукоизвлечения Нормы оценок. Оценка «пять»: Внимательное слушание, дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. В пении звукопроизносительная сторона речи правильная, интонирование чистое. При игре на простейших музыкальных инструментах воспроизведение ритмического рисунка правильное, звукоизвлечение полное. Оценка «четыре»: Кратковременные отключения внимания, допускаются ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. В пении допускаются ошибки в пропевании звуков, в интонировании - малые неточности. В игре на простейших музыкальных инструментах: при воспроизведении ритмического рисунка допускаются неточности. Оценка «три»: 27 Рассеянное внимание, ответ неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, даже после наводящих вопросов учителя. В пении звукопроизношение нечистое, ритм сбивается. В игре на простейших музыкальных инструментах: при воспроизведении ритмического рисунка допускаются неточности. Предметные результаты освоения содержания обучения на момент окончания обучения в 1 классе Достижение планируемых результатов освоения АООП образования определяется по завершении изучения учебного предмета (5 класс). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладения ими социокультурным опытом. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности. Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по музыке (оцениваются по завершении изучения учебного предмета): -положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; -готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия; -готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; - адекватная оценка собственных музыкальных способностей; -начальные навыки реагирования на изменения социального мира; -сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; 28 - доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им; - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Учащиеся должны знать: -элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, - начало пения и его окончание; - различные темпы: медленно, быстро; - силу звучания: тихо, громко; - музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара фортепиано, скрипка, труба, баян, гитара, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, маракас; - сильную долю в такте: марш, полька, вальс, отмечая ее ударными инструментами - характер и содержание музыкальных произведений; Учащиеся должны уметь: -петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); -выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков; -одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; -правильно сидеть или стоять при пении; -определять силу звучания: тихо, громко; -петь только с мягкой атакой; -пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах: бубен, - деревянные ложки, маракас; - различать веселый и грустный характер музыки; -высказываться об эмоционально – образном содержании музыкального произведения; -двигаться в соответствии с характером музыки. -правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; -правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; -различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; -различать песню, танец, марш; -передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом); -определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные). Предметные результаты освоения содержания обучения на момент окончания обучения во 2 классе 29 Минимальный уровень: - определение содержания знакомых музыкальных произведений; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 — си1 - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (весёлые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него; - представления обо всех включённых в Программу музыкальных инструментах и их звучании; - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности; - ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; - владение элементами музыкальной грамоты как средствами графического изображения музыки Учащиеся должны знать: -высокие и низкие, долгие и короткие звуки; -музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта, баян, гитара, труба, барабан, национальная гармоника, фортепиано, скрипка); - характер и содержание музыкальных произведений; -музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр, солист); -значение слов: петь соло и петь хором. Учащиеся должны уметь: -исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; -различать на слух танец, песню, марш; мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; 30 -описывать словами содержание песен, разнообразные по содержанию музыкальные произведения; -исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. Предметные результаты освоения содержания обучения на момент окончания обучения в 3 классе Минимальный уровень: - определение содержания знакомых музыкальных произведений; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 — си1 - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (весёлые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него; - представления обо всех включённых в Программу музыкальных инструментах и их звучании; - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности; - ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; - владение элементами музыкальной грамоты как средствами графического изображения музыки Учащиеся должны знать: -музыкальную форму (одночастная, двухчастная); -элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек; -музыкальные инструменты и их звучание (скрипка, виолончель, саксофон, рожок, балалайка, домра). 31 Учащиеся должны уметь: -выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; -различать на слух песню, танец, марш; звучание симфонического и народного оркестров; -сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; -распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; -сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог; -воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; -пользоваться приемами игры на ударных инструментах. Предметные результаты освоения содержания обучения на момент окончания обучения в 4 классе Минимальный уровень: - определение содержания знакомых музыкальных произведений; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 — си1 - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (весёлые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него; - представления обо всех включённых в Программу музыкальных инструментах и их звучании; - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности; - ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,танцев; - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические 32 оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; - владение элементами музыкальной грамоты как средствами графического изображения музыки Учащиеся должны знать: -современные детские песни для самостоятельного исполнения; -значение динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо); -народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, балалайка); -особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); -графическое изображение нот: до, ре, ми; -нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек; -особенности музыкального языка современной детской песни, ее художественное содержание. Учащиеся должны уметь: -петь хором, выполняя требования художественного исполнения; -ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; -исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; -петь гамму до мажора вверх и вниз с названием нот; -различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы; -устанавливать различия в звучании симфонического, духового оркестров. 33 34