МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ____________________ ___________________ Кораблева И.Ю. ____________________ Дорошко Н.В. Протокол №1 Гирина М.Н. Приказ №167 -о/д от «30» августа2023 г. от «1» сентября2023 г. Протокол №1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ст. Спокойная 2023 1 Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерство образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г). Москва Просвещение 2019г); - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15). Общая характеристика учебного предмета Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика». В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: ― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); ― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; ― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; ― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― Развитие навыков устной коммуникации; ― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. 2 Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического Совершенствование слуха. произносительной Элементарный стороны звуковой анализ. речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. Обучение грамоте Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. 3 Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по 4 объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. Практические грамматические упражнения и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Словадрузья» и «Слова-враги»). Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей). 5 Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Русский язык входит в обязательную часть примерной адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и согласно учебному плану ГКОУКК школы-интерната ст. Спокойной в 1 классе учебный предмет «Русский язык» изучается в объеме 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год. Во 2 классе учебный предмет «Русский язык» изучается в объеме 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год, в 3 классе учебный предмет « Русский язык» изучается в объеме 4 часа в неделю, в 4 классе учебный предмет «Русский язык» изучается в объеме 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Изучение русского языка способствует формированию у представлений о языке как основном средстве человеческого общения. учащихся 6 В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка учащиеся учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: -адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 7 -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: -выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; писать; выполнять арифметические действия; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителя. Содержание предмета русского языка по учебным периодам 1 класс Тематическое распределение количество часов по предмету русский язык 1 класс Развитие зрительного восприятия. Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям. 1час Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа. Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям.1час Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Дорисовывание элементов рисунка произведения.1час Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Рисование Колобка по трафарету.1час Упражнения в совершенствовании и развитии мелкой моторики пальцев рук. Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету.1час Закрепление. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Обводка по контуру композиции из геометрических фигур.1час Усвоение гигиенических правил письма. Обводка по контуру геометрических фигур.1час 8 Упражнения в усвоении гигиенических правил письма. Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации.1час Подготовка к усвоению навыков письма. Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона.1час Упражнения в подготовке к усвоению навыков письма. Обводка репки по контуру.1час Закрепление. Подготовка к усвоению навыков письма. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур.1час Развитие мелкой моторики пальцев рук. Обводка и дорисовывание бордюра из вертикальных наклонных линий. 1час Развитие мелкой моторики пальцев рук. Обводка, раскрашивание композиций из геометрических фигур .1час Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур.1час Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Обводка и дорисовывание забора. 1час Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты. Обводка контура буквы У. 1час Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов. Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. 1час Обводка контура буквы С. обводка и дорисовывание бордюра.1час Строчная и прописная буква Аа.1час Строчная и прописная буква Уу.1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Уу, слогов ней.1час Строчная и прописная буква Мм.1час Письмо слогов ам, ум, ау, уа.1часЗакрепление написания слогов с изученными буквами.1час Строчная и прописная буква Оо.1час Строчная и прописная буква Хх.1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Хх , слогов и слов с ней.1час 9 Строчная и прописная буква Сс.1час Закрепление написания слогов с изученными буквами.1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Хх , слогов и слов с ней. 2часа Строчная и прописная буква Нн. 1час Закрепление написания слогов с изученными буквами. 1час Строчная буква ы. Письмо слов с пропущенными буквами.1час Строчная и прописная буква Лл.1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Лл , слогов и слов с ней .2часа Строчная и прописная буква Вв. 1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней.1час Строчная и прописная буква Ии.1 Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами.1 Строчная и прописная буква Шш.1час Закрепление написания строчной и прописной буквы Шш, слогов и слов с ней.1час Дифференциация сходных по написанию букв.1час Строчная и прописная буква Пп.1час Большая буква в начале предложений и в именах.1час Дифференциация сходных по написанию букв и слов с ними.1час Строчная и прописная буква Тт.1час Запись слов и предложений с изученными буквами.1час Строчная и прописная буква Кк.1час Запись слов и предложений с пропущенными буквами. 2часа Строчная и прописная буква Зз.1час Запись слогов, слов и предложений с буквами з-с. 1час Упражнение в записи слов и предложений с изученными буквами.1час 10 Строчная и прописная буква Рр.1час Запись слов и предложений с пропущенными буквами.1час Письмо на слух букв и слогов.1час Строчная буква й.1час Строчная и прописная буква Жж.1час Запись слогов, слов и предложений с буквами ж-ш. 1час Строчная и прописная буква Бб.1час Запись слов и предложений с пропущенными буквами.1час Закрепление изученного.1час Строчная и прописная буква Дд.1час Запись слов и предложений с буквами д-т.1час Строчная и прописная буква Гг.1час Запись слов и предложений с буквами г-к.1час Строчная буква ь.1час Списывание слогов и слов с буквой ь.1час Строчная и прописная буква Ее.1час Запись слов и предложений с изученными буквами.1час Дополнение слов пропущенными буквами.1час Составление и запись предложений по схеме и сюжетной картинке.1час Строчная и прописная буква Яя.1час Списывание предложений с прописного и печатного текста.1час Строчная и прописная буква Юю.1час Запись слогов и слов с изученными буквами.1час Письмо слов и предложений с изученными буквами.1час Строчная и прописная буква Ёё.1час Письмо слов и предложений с буквой Ёё.1час Списывание с прописного и печатного текста.1час 11 Письмо под диктовку слогов, слов.1час Строчная и прописная буква Чч.1час Письмо слов и предложений с буквой Чч.1час Письмо слов с сочетаниями ча-чу.2часа Строчная и прописная буква Фф.1час Списывание с прописного и печатного текста.1час Составление и запись слов из букв разрезной азбуки.1час Списывание с прописного и печатного текста.1час Строчная и прописная буква Цц.1час Письмо слогов и слов со схожими по написанию буквами.1час Строчная и прописная буква Ээ Списывание с прописного и печатного текста..1час Строчная и прописная буква Щщ.1час Составление и запись слогов и слов с сочетаниями ща-щу, ча-чу.1час Буква ъ. письмо слов с твердым знаком.1час Дифференциация написания слов с ь и ъ знаками.1час Контрольное списывание.. Закрепление изученного в первом классе. 1час Содержание предмета русского языка по учебным периодам 2 класс №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Содержание Повторение Звуки и буквы Ударение в словах Слог Парные звонкие и глухие согласные Шипящие и свистящие согласные Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. Твердые мягкие и согласные Мягкий знак (Ь) на конце слова Слово. Название предметов Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Количество часов 8ч 6ч 2ч 6ч 12ч 8ч 14ч 14ч 10ч 18ч 9ч 12 12 13 14 15 16 Названия действий Предлоги Слова с непроверяемыми гласными Предложение Повторение Итого 14ч 3ч 2ч 9ч 5ч 136 ч Тематическое распределение количество часов по предмету русский язык 2 класс Повторение. 8 часов Выделение звука и буквы в слове. 1 ч Предмет и слово, называющее предмет.1 ч Правило записи предложения.1 ч Письмо по памяти. 1 ч Предложение и его схема.1 ч Распространение предложений. 1ч Контрольное списывание.1 ч Составление предложений с данными словами. 1 ч Звуки и буквы. 6 часов Гласные звуки и буквы. 1 ч Согласные звуки и буквы. 1 ч Слова, которые различаются одним звуком.1 ч Слова, которые различаются количеством звуков.1 ч Слова, которые различаются последовательностью звуков. 1 ч Контрольное списывание.1 ч Ударение в словах. 2 часа Знакомство со знаком ударения.1 ч Выделение ударного гласного в слове.1 ч Слог 4 часа Деление слов на слоги. 1 ч Гласные в образовании слогов. 1 ч Деление слов со звуками и-й на слоги.1 ч Перенос слов по слогам.1 ч Парные звонкие и глухие согласные. 14 часов Согласные звонкие и глухие. Различие б-п.1 ч Различие в-ф.2 ч Различие г-к.2 ч Различие д-т.2 ч Различие ж-ш.1 ч Различие з-с.2 ч Различие звонких и глухих согласных. 2 ч Диктант № 1 по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».1 ч Работа над ошибками.1 ч Шипящие и свистящие согласные 6 часов 13 Шипящие согласные. 1 ч Шипящие согласные. 1 ч Свистящие согласные. 2 ч Различие шипящих и свистящих согласных. 2 ч Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 10 часов Буква Е в начале слова или слога. 2 ч Буква Ё в начале слова или слога. 2 ч Буква Ю в начале слова или слога.2 ч Буква Я в начале слова или слога. 2 ч Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 2 ч Твёрдые и мягкие согласные. 14 часов Гласные ы-и после твёрдых и мягких согласных. 2 ч Гласные о – ё после твердых и мягких согласных. 2 ч Гласные у-ю после твёрдых и мягких согласных. 2 ч Гласные а-я после твёрдых и мягких согласных. 2 ч Гласная е после мягких согласных. 2 ч Различие твёрдых и мягких согласных. 1 ч Контрольный диктант №2 по теме «Твёрдые и мягкие согласные». 1 ч Работа над ошибками. 1 ч Различие твёрдых и мягких согласных. 1 ч Мягкий знак (ь) на конце слова 10ч Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.2 ч Письмо слов с мягкими согласными на конце.2 ч Различие твердых и мягких согласных на конце слова.2 ч Различие слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.2 ч Контрольное списывание.1ч Словарь.1ч Слово. Названия предметов. 18ч Предмет и его название.2 ч Названия предметов, отвечающие на вопрос что?2 ч Названия частей предмета.2 ч Различие сходных предметов и их названий.2 ч Обобщающее слово к группе однородных предметов 2 ч Названия предметов, отвечающие на вопрос, кто?2 ч Обобщающее слово к группе однородных предметов.2 ч Слова, отвечающие на вопросы, кто? И что?2 ч Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. 2 ч Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 11ч Большая буква в именах людей.2 ч Контрольное списывание.1 ч Большая буква в именах и фамилиях людей.2 ч Большая буква в кличках животных.2 ч Большая буква в именах и фамилиях людей кличках животных. 2 ч Работа над ошибками. 1 ч Названия действий 14ч Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?1 ч 14 Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?1 ч Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?2 ч Подбор названия действий к названиям предметов. 2 ч Подбор названий действий к названиями предметов. 2 ч Различие названий действий по вопросам.2 ч Картинный диктант.1 ч Различие названий предметов и названий действий по вопросам. 2 ч Контрольное списывание.1 ч Предлоги 3ч Предлог как отдельное слово.1 ч Употребление предлогов в предложении. 1 ч Письмо по памяти.1 Слова с непроверяемыми гласными 2ч Выделение трудной гласной в словах 1 час Написание гласных в словах-родственниках. 1 час Предложение 9ч Выделение предложения из текста. 1 ч Правила записи предложения.1 Предложение и его схема.1ч Различие набора слов и предложения.1 ч Порядок слов в предложении . 1 ч Завершение начатого предложения. 1ч Составление предложений по предметной картинке. 1 ч Составление предложений по сюжетной картинке. 1 ч Предложения – вопросы и предложения-ответы.1 ч Повторение 7ч Звонкие и глухие согласные. 1ч Твёрдые и мягкие согласные. 1 ч Итоговый годовой диктант.1ч Работа над ошибками. 1ч Мягкий знак на конце слова.1ч Названия предметов. 1ч Названия действий. Предложение. 1 ч Содержание предмета русский язык по учебным периодам 3 класс № Наименование разделов Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 Повторение Звуки и буквы Согласные звуки и буквы Гласные после шипящих согласных Ш,Ж,Ч,Щ. Парные звонкие и глухие согласные Название предметов Названия действий 10 16 10 10 18 10 15 15 8 9 10 11 Названия признаков Предлоги Предложение Повторение Итого 12 12 14 9 136 часов Тематическое распределение количество часов по предмету русский язык 3класс Повторение 10 часов Выделение предложения из текста. 1 час Контрольное списывание.1 час Предложение и его схема.1 час Предложения –вопросы и предложения-ответы.1 час Завершение начатого предложения.1 час Различение набора слов и предложения.2 часа Порядок слов в предложении.1 час Письмо по памяти.1 час Предложение. Закрепление знаний.1 час Звуки и буквы 54 часов Знакомство с алфавитом.2 часа Звуки гласные и согласные.2 часа Ударение в словах.2 часа Гласные ударные и безударные. Выделение ударной в слове.2 часа Деление слов на слоги. 2 часа Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, слога.2 часа Перенос части слова при письме.2 часа Диктант №1 по теме « Звуки и буквы».1 час Работа над ошибками.1 час Согласные звуки и буквы 10 часов Твердые и мягкие согласные.2 часа Обозначение мягкости согласных на письме.2 часа Письмо по памяти.1 час Буква мягкий знак (ь) на конце слова.2 часа Различение твёрдых и мягких согласных. 2 часа Повторение.1 час Гласные после шипящих согласных Ш,Ж,Ч,Щ. 10 часов Написание жи –ши.2 часа Написание ча –ща.2 час Написание чу-щу.2 час 16 Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу.2 часа Диктант №2 по теме «Гласные после шипящих».1 час Работа над ошибками.1 час Парные звонкие и глухие согласные 18 часов Составление пар звонких и глухих согласных.1 час Различение Б-П, В-Ф.2 часа Различение Д-Т,Г-К.2 часа Различение Ж-Ш, З-С.2 часа Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. 2 часа Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. 2 часа Контрольное списывание.1 час Правила правописания в словах. Закрепление. 2 часа Диктант №3 по теме « Звуки и буквы».1 час Работа над ошибками.1 час Повторение.1 час Повторение.1 час Слово 49 часов Название предметов 10 часов Различение названий предметов по вопросам кто? что?2 часа Обобщающее название для групп однородных предметов.2 часа Выделение названий предмета из предложения.2 часа Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 2 часа Диктант№4 по теме : « Названия предметов».1 час Работа над ошибками.1 час Названия действий 15 часов Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?2 часа Контрольное списывание.1 часа Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?2 часа Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? 2 часа Письмо по памяти.1 час Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? 2 часа Постановка вопросов к названию действий.2 часа Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. 2 часа Картинный диктант.1 час Названия признаков 12 часов Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 2 часа Различение предметов по их признакам. 2 часа 17 Постановка вопросов к названиям признаков предмета.2 часа Выделение названий признаков предмета из предложения. 2 часа Названия предметов, действий и признаков.2 часа Диктант №5 по теме «Названия признаков».1 час Работа над ошибками.1 час Предлоги 12 часов Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. 2 часа Предлоги К, ПО со словами. 1 час Предлог ОТ со словами.1 час Предлоги НАД, ПОД, со словами. 2 часа Предлог О со словами.2 часа Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, со словами. 2 час Диктант№6 по теме: «Предлоги»1 час Работа над ошибками.1 час Предложение 12 часов Выделение предложения из екста.1 час Письмо по памяти.1 час Предложение законченное и незаконченное.2 часа Распространение предложений.2 часа Слова в предложении.2 часа Порядок слов в предложении.2 часа Составление предложений.2 часа Диктант №7 по теме « Предложение».1 час Работа над ошибками.1 час Повторение 9 часов Слово. Правила правописания в слове1 час Названия предметов и признаков.1 час Названия действий.1 час Предложение.2 часа Контрольный диктант за год. 1 час Работа над ошибками. 1 час Повторение. Предлог. 1 час Словарь. Повторение. 1 час Содержание предмета русского языка по учебным периодам 4 класс № Наименование разделов Количество часов 1 2 3 Повторение Звуки и буквы Твердые и мягкие согласные 11 14 6 18 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 13 Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах Разделительный мягкий знак перед гласными И. Е. Ё. Ю.Я Звонкие и глухие согласные Слово Имена собственные. Названия признаков. Предлоги Предложение. Предложения, разные по интонации Повторение Итого 6 12 16 7 7 13 11 14 10 10 136 часов Тематическое распределение количество часов по предмету русский язык 4 класс Повторение -11 часов Предложение. Выделение предложения из текста. 1час Предложение законченное и незаконченное.1час Завершение начатого предложения.1час Предложение и его схема. Распространение предложений.1час Порядок слов в предложении.1час Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. 2часа Составление предложений по сюжетной картинке.1час Составление предложений по предметной картинке.2часа Контрольное списывание по теме: «Повторение. Предложение».1час Звуки и буквы - 14 часов Алфавит. 1час Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.1час Гласные звуки и буквы. 2часа Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.2часа Ударение. Ударные и безударные гласные. 10часов Ударные и безударные гласные. Их различение.2часа 19 Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.2часа Проверка безударной гласной в слове.3часа Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.2часа Контрольный диктант №1. По теме: Предложение. Ударные и безударные гласные.».1час 24. Работа над ошибками.1час Твердые и мягкие согласные 6 часов Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.1час Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.2часа Буква мягкий знак на конце и в середине слова. 2часа Различение твёрдых и мягких согласных.1ч ас Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах 6часов Активизация словаря по теме.1час Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.2часа Различение правил правописания в словах.1час по теме: «Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах».1час Работа над ошибками.1час Разделительный мягкий знак перед гласными И. Е. Ё. Ю.Я -12часов Знакомство с разделительным мягким знаком.1час Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.1час Контрольное списывание.1час Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.2часа Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.2часа Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.2часа Разделительный мягкий знак. 1час Контрольный диктант №3 по теме : «Разделительный мягкий знак.»1час 20 Работа над ошибками.1час Звонкие и глухие согласные -16часов Различение звонких и глухих согласных в словах .2часа Наблюдение за парными согласными на конце слова.2часа Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.2часа Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.2часа Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.2часа Контрольный диктант №3 по теме : « Звонкие и глухие согласные»1час Работа над ошибками.1час Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Слово. Названия предметов, действий и признаков.4часа Слово-7часов Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам кто? что? 2часа Различение названий предметов по вопросам кого? чего? 1час Различение названий предметов по вопросам кому? чему? 1час Различение названий предметов по вопросам кем? чем? 1час Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? 1час Выделение названий предметов в предложении. 1час Имена собственные. 7часов Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 1час Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.1час Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.1час Названия предметов. Закрепление знаний.1час Названия предметов. Закрепление знаний.1час Контрольный диктант №4 по теме: «Имена собственные.» 1час Работа над ошибками.1час Названия признаков. 13часов 21 Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? Какие? 1час Постановка вопросов к названиям признаков предмета.1час Постановка вопросов к названиям признаков предмета.1час Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.1час Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.1час Определение предмета по его признакам.1час Различение названий предметов, действий, признаков.1час Постановка вопросов к словам в предложении.1час Распространение предложений словами, обозначающими признаки предметов.1час Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предметов, по вопросам.2часа Контрольный диктант №5 по теме «Слово».1час Работа над ошибками. 1час Предлоги 11часов Предлоги по, к от, над, под, о, в, на со словами.1час Предлог из со словами.1час Предлог за со словами.1час Предлог без со словами.1час Предлог до со словами.1час Предлог про со словами.1час Предлоги. Закрепление знаний.1час Предлоги. Закрепление знаний.1час Предлоги. Закрепление знаний.1час Диктант.№6 по теме « Предлог».1час Работа над ошибками.1час Предложение. 14 часов 22 Выделение предложений из текста.2часа Деление текста на предложения.2часа Завершение начатого предложения.2часа Порядок слов в предложении.4часа Связь слов в предложении.4часа Предложения, разные по интонации. 10 часов Вопросительные предложения.2часа Восклицательные предложения.2часа Разные по интонации предложения.2часа Картинный диктант.1час Предложения, разные по интонации.1час Диктант.№7 по теме: «Предложение».1час Работа над ошибками.1час Повторение. 10 часов Правописание гласных и согласных в слове.2часа Контрольный диктант за год по теме «Предложение».1час Работа над ошибками.1час Названия предметов, действий, признаков.2часа Предложение.2часа Учись обьяснить.2часа Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности: 1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., «Владос.» 2002 2. примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК школы-интерната станицы Спокойной 2020, вариант 1,рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2019г. В соответствии ФГОС обучающихся с ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью. 23 3. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык», в двух частях. Автор Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2018 4.Письменные буквы для демонстрации.. 5.Полоски для обозначения предложения длиной 9мм на 10 мм. 6.Полоски для обозначений отдельных слов 25мм на 10 мм. 7.Городок букв, где каждая буква «живет» на своей улице и имеет дом своего цвета 8.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К.Аксёнова издательство «ВЛАДОС»2010. 9.«Весёлая грамматика» В.В.Волина издательство «Знание» 10.Игры по обучению грамоте и чтению автор Н.Н.Максимук ООО «ВАКО» 2004г. 11.Речевые пятиминутки автор Н.И.Гридчина. КАРО Санкт-Петербург 2005г. 12.http://pedsovet.su/load/45 13. WWW.Proshkolu. Планируемые результаты освоения обучающимися по математике. Минимальный уровень: -различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости ;деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -выделение из текста предложений на заданную тему; -участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: -различение звуков и букв; -характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); 24 -дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -деление текста на предложения; -выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; - самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. 25 26