МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Отрадненский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей естественнонаучного цикла Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11 ________________________ ______________________ ________________________ Сумлянинова Н.П. Гирина М.Н. Дорошко Н.В. Протокол №1 от «31» августа 2023 г. Протокол №1 от «31» августа 2023 г. Приказ №167-о/д от «01» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профориентационному курсу «Практикум по геометрии» для обучающихся 8 класса Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897),программой ГБОУДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодарского края, кафедра математики и информатики, утверждено на заседании Ученого совета ГБОУИРО Краснодарского края протоколом №6 от 31.08.2021г. 1. Планируемыерезультатыосвоенияэлективногокурса. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию уобучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,соответствующихтребованиямфедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновног ообщегообразованияипримернойпрограммевоспитания. Личностныерезультаты: патриотическое воспитание– проявление интереса к истории и современномусостоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениямроссийскихучёныхматематиков(Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности №2); эстетическое воспитание – восприятие эстетических качеств геометрии, еёгармоничногопостроения,строгости,точности,лаконичности(Основныенаправлениявоспитательнойдеятель ности№4); ценности научного познания– формирование и развитие познавательных мотивов,направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснениянаблюдаемыхпроцессовиявлений(Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности №5); экологическое воспитание – ориентация на применение геометрических знаний длярешениязадачвобластиокружающейсреды,повышениеуровняэкологическойкультуры(Основныенаправ лениявоспитательнойдеятельности№8); ответственноеотношениекучению,готовностьиспособностьобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюн аосновемотивациикобучениюипознанию; умениеконтролироватьпроцессирезультатучебнойиматематическойдеятельности;критичностьмышления ,инициатива,находчивость,активностьприрешении математическихзадач. Метапредметныерезультаты: умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения,ставитьиформулироватьдлясебя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействийврамкахпредложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствиисиз 9 меняющейсяситуацией; умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии,классифицировать; умениеустанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивноеипоаналогии)иделатьвы воды; умениепониматьииспользоватьматематическиесредстванаглядности(графики, таблицы,схемыидр.)дляиллюстрации,интерпретации,аргументации; умениевыдвигатьгипотезыприрешениизадач,пониматьнеобходимостьихпроверки;пониманиесущностиа лгоритмическихпредписанийиумениедействоватьв соответствииспредложеннымалгоритмом. Предметныерезультаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимуюинформацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи сприменениемматематическойтерминологииисимволики,использоватьразличныеязыкиматематики, проводить классификации, логические обоснования, доказательстваматематическихутверждений; овладениенавыкамиустных,письменных,инструментальныхвычислений;овладениегеометрическимязы ком,умениеиспользоватьегодляописанияпредметов окружающегомира,развитиепространственныхпредставленийиизобретательныхумений,приобретение навыковгеометрическийпостроений; умениеизмерятьдлиныотрезков,величиныуглов,использоватьформулыдлянахожденияпериметровгеомет рическихфигур; умениеприменятьизученныепонятия,результаты,методыдлярешениязадачпрактического характера и задач из смежных дисциплин с использованием принеобходимостисправочныхматериалов,калькулятора,компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную мерууглов,применяяопределения,свойстваипризнакифигуриихэлементов,равенствофигур; использоватьсвойстваизмерениядлин,угловприрешениизадачнанахождениедлиныотрезка,длиныокружн ости,длиныдугиокружности,градусноймерыугла; вычислятьдлинылинейныхэлементарныхфигуриихуглы,используяформулыдлиныокружностиидлиныду гиокружности; вычислятьдлинуокружности,длинудугиокружности 9 решатьпрактическиезадачи,связанныеснахождениемгеометрическихвеличин,используяпринеобходимостисправо чникаитехническиесредства. Обучающийсянаучится: • оперироватьнабазовомуровнепонятиямигеометрическихфигур; • извлекатьинформациюогеометрическихфигурах,представленнуюначертежахвявномвиде; • применятьдлярешениязадачгеометрическиефакты,еслиусловияихприменениязаданывявнойформе; • решатьзадачинанахождениегеометрическихвеличинпообразцамилиалгоритмам; • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры,равенствотреугольников,параллельностьпрямых,перпендикулярностьпрямых,углымеждупрямыми,п ерпендикуляр,наклонная,проекция; • выполнятьизмерениедлин,расстояний,величинуглов,спомощьюинструментовдляизмеренийдлиниугло в; • применятьформулырасчетапериметрафигурыпривычислениях; • применятьтеоремуПифагорадлявычислениядлиннеизвестныхсторонтреугольника,расстояний,впростей шихслучаях; • изображатьтиповыеплоскиефигурыотрукииспомощьюинструментов; • выбиратьподходящийметоддлярешенияизвестныхтиповматематическихзадач.Вповседневнойжизни иприизучениидругихпредметов: • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,возникающихвситуацияхповседневнойжизни,задачпрактическогосодержания; • вычислятьрасстояниянаместностивстандартныхситуациях,впростейшихслучаях,применятьформулыв простейшихситуацияхвповседневнойжизни; • выполнятьпростейшиепостроениянаместности,необходимыевреальнойжизни. Обучающийсяполучитвозможность: • овладетьметодамирешениязадачнавычисленияидоказательства:методомотпротивного,методом переборавариантов; • приобрестиопытпримененияалгебраическогоитригонометрическогоаппаратаприрешениигеометриче 9 скихзадач. 2. Содержаниекурса Раздел1.Углы.Треугольники(14часов) Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы. Признаки исвойствапараллельныхпрямых.Углыприпараллельныхпрямыхисекущей.Суммаугловтреугольника. Внешние углы треугольника. Биссектриса, высота, медиана треугольника.Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Признаки равенстватреугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линиятреугольника.Неравенствотреугольника.Треугольникинаклетчатойбумаге. Раздел2.Многоугольники(8часов) Многоугольник,егоэлементыиегосвойства.Суммаугловвыпуклогомногоугольника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция,равнобедреннаятрапеция.Свойстваипризнакипараллелограмма,ромба,прямоугольника,квадрата.Ср едняялиниятрапеции.Четырехугольникинаклетчатойбумаге. Раздел3.Окружность.Круг(12часов) Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к окружности, ихсвойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы. Вписанные и описанныеокружностидлятреугольников,четырехугольников,правильныхмногоугольников.Длинаокружно стииплощадькруга. 9 Универсальные учебные действия(УУД),проекты, ИКТкомпетенции,межпредме тныепонятия Основныенапра вленявоспитател ьнойдеятельност и** Основные виды деятельностиобучающи хся(науровнеучебныхде йствий) Материальнотехническоеосна щение(оборудов ание)* Дата(факт) Темы Дата(план) №занятия 3.Тематическое(календарно-тематическое)планированиеэлективногокурса Угол. Смежные ивертикальные углы Углыприпараллель 2 ныхпрямыхисекущ ей Сумма углов 3 треугольника.Внешни еуглытреугольника Биссектриса,высота,ме 4 дианатреугольника 5аРавнонобедренныйтреуг ольник 6аРавновностороннийтреу гольник Признакиравен 7 стватреугольни ков 8 Прямоугольныйтреуго льник Признакиравенства 9 прямоуголь ныхтреугол ьников 10 Теорема Пифагора 11 Средняялиниятреуголь ника 12 Неравенствотреугольник а Треугольникинаклет 13 чатойбумаге Проверочнаяработапоте 14 ме «Углы.Треугольники» 1 Раздел1.Углы.Треугольники14 часов ять,чтотакоеуголи 1,2, 3, 5, 8 градусная мера угла, какие углыназываются смежными и какиевертикальными; формулироватьутвержде нияосвойствахсмежныхи вертикальныхуглов;объя снятьспомощью рисунка, какие углы,образованные при пересечениидвухпрямых секущей,называютсянак рест лежащими, какиеодносторонними и какиесоответственными, знать свойстваи признаки параллельных прямых.Формулировать теорему о суммеуглов треугольника и её следствиео внешнем угле треугольника,знать свойства углов вравнобедренномиравно стороннемтреугольниках . Знать определения высоты,медианы, биссектрисы,середин 9 Личностные: формированиестартово ймотивациикобучению; положительного отношения кучению, желания приобретатьновыезнани я,умения. Регулятивные: умениесамостоятельно находить иформулироватьучебну юпроблему,составлять план выполненияработы,конт ролироватьпроцесс. Познавательные: умениевыполнять учебные задачи, неимеющие однозначного решения.Коммуникатив ные: восприниматьтекст с учетом поставленнойучебной задачи, находить в текстеинформацию,необ ходимуюдляеерешения. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно 2, 4 ного перпендикуляра,сред нейлиниитреугольни ка. Формулировать теоремы,связанные с замечательнымиточками треугольника: обиссектрисе угла и, как следствие,о пересечении биссектристреугольника; о серединномперпендикул яре к отрезку и, какследствие, о пересечениисерединных перпендикуляров ксторонам треугольника; опересечении высот треугольника.Формулир овать и применятьпризнакираве нстватреугольников, в том числе ипрямоугольных. Уметьформулировать теорему Пифагораи обратную ей; решать задачи навычисления,связанные стеоремойПифагора.Нах 9 находитьинформацию в информационномполе; 2) анализироватьинформац ию; 3)составлятьпланобоб щенногохарактера. Межпредметные понятия:сравнение,с хема,расстояние,при знаки, масштаб, свойства,классифик ация з Многоугольник.Сумма 15 угловвыпуклогомногоу гольника 16 Параллелограмм 17оРомб 18 Прямоугольник,квадра т Трапеция,средняял 19 иниятрапеции Прямоугольная, 20 равнобедреннаятрапеци я Четырехугольни 21 кинаклетчатойбу маге Практическаяработапот еме: 22 «Многоугольники» одитьэлементы треугольниканаклетчатой бумаге. Раздел2.Многоугольники8часов 1, 2,3, 11, Формулировать 12, 13,14, утверждение 15 осумме углов выпуклогомногоуг ольника, знать иприменятьсвойств аугловвпараллелог рамме, прямоугольнике, ромбе, квадрате,трапеции. Изображать ираспознавать многоугольники начертежах; в том числе наклетчатой бумаге, показыватьэлементы: высоты, диагоналипараллелогра мма, трапеции,равнобедренно йи прямоугольнойтрапеций ,прямоугольника,ромба, квадрата;формулироват ь утвержденияобихсвойств ахи 9 Личностные:формирова ниеволиинастойчивости в достижении цели;формирование нравственно-этического оцениванияусваиваемог осодержания. Регулятивные:умениес оставлять план работы,контролировать процесс,вноситькоррек тивы. Познавательные:умениевы полнятьучебные задачи, не имеющиеоднозначногоре шения. Коммуникативные: умениеорганизовыва ть учебноесотрудничес твоисовместную деятельностьсучителеми 4, 5, 8 признаках; решать задачи навычисление, построение,связанные с этими видамичетырёхугольн иков. Знатьопределениеисво йствасреднейлиниитра пеции. Касательнаяисеку 23 щаякокружности 24 Хордыидуги 25 Центральныеуглы 26 Вписанные углы Длинаокружностиипло 27 щадькруга Практическаяработапот 28 еме: «Окружность.Круг» Вписаннаявтреугол 29 ьникокружность Описаннаяоколо 30 треугольникаокружност ь Вписаннаявчетырехуго 31 льникокружность сверстника ми.ИКТкомпетенци и: 1) умение сравнивать исопоставлятьинфо рмациюизнескольки хисточников; 2) умение интерпретировать ипредставлятьинф ормацию. Межпредметные понятия:утверждение, вид,исследование,срав нение,схема,аналогия Раздел3. Окружность.Круг12часов 1,2, 3, 4, 11Л Личностные: Формулировать понятияцентрального формированиеответстве углаиградусноймеры нного отношения дуги кобучению,развитиеспо окружности;формули собностиксамообразова ровать теоремы: нию. овписанномугле.Иссл Регулятивные: умение едовать определятьпоследователь взаимное расположение ность прямой иокружности; промежуточныхцелей с формулироватьопределе учетом ние касательной конечногорезультата, кокружности; осознание качества формулироватьтеоремы: иуровняусвоенияматериа 9 2, 5, 8 Описаннаяоколо 32 четырехуголь никаокружнос ть Проверочнаяработапоте 33 ме «Окружность.Круг» Занятие по обобщению 34 исистематизациизна нийзакурс о свойстве касательной,о признаке касательной, оботрезках касательных,проведённы х из одной точки;формулировать теоремы: опроизведении отрезковпересекающихс я хорд;формулировать определенияокружносте й, вписанной вмногоугольникиописан нойоколомногоугольник а; формулироватьтеоремы: об окружности,вписанной в треугольник; обокружности, описанной околотреугольника; о свойстве сторонописанного четырёхугольника; освойствеугловвписанно го 9 ла. Познавательные: умениесамостоятельн о создаватьалгоритмы деятельности прирешениипроблемт ворческогоипоисковог охарактера. Коммуникативные:проявл ениеуважительного отношения кпартнерам, внимание к личностидругого,адекватн оемежличностноевосприят ие. ИКТ-компетенции: 1) умениесобиратьииз влекатьинформац ию; 2) умение применятьсуществующ ую схемуорганизацииилик лассификации. Межпредметныепонятия:п лощадь, *Материальнотехническоеоснащение(оборудование)1.Интерне т-ресурс: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2 2. Учебноепособиедляобучающихся«Практикумпогеометрии,8класс»,ГБОУИРОКраснодарскогокрая,2021. 3. Учебнометодическоепособиедляучителя«Реализацияэлективногокурса«Практикумпогеометрии»,8класс»,ГБОУИРОКрас нодарскогокрая,2021. 4. Классныйнаборчертежныхинструментов(линейкаклассная,угольникклассный,циркульклассный,транспортирклассный) 5. Доскамагнитно-маркернаяилимеловая. 6. Проектормультимедийныйскреплением 7. Компьютер(ноутбук)педагога. 8. Компьютер(ноутбук)обучающегося. 9. Системаголосования(приналичиивОО). 10. Интерактивнаядоска(приналичиивОО). 11. Индивидуальныйнаборчертежныхинструментовобучающегося(линейка,угольник,транспортир). 12. Ножницы.1 3.Клей. 14. Цветнаябумага,картон. 15. Проволока **Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности 2.Патриотическоевоспитание. 4. Эстетическоевоспитание 5. Ценностинаучногопознания. 8. Экологическоевоспитание. 9 10 11 12 13 14